Анализ эффективности факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности факторинга9 NEW.docx

— 202.13 Кб (Скачать)

В Англии «факторинг»  определяется как соглашение с длящимися  обязательствами, заключаемое между  факторинговой компанией и продавцом  товаров, в соответствии с которым  фактор покупает дебиторскую задолженность  клиента на условиях регресса или  без такового , а также ведёт  бухгалтерскую отчётность по уступленным  ему долгам, и осуществляет контроль за предоставленными покупателям коммерческими  кредитами, получает денежные суммы  по долгам. Факторинг может быть как открытым, так и закрытым (без  уведомления об уступки). Возможность  регресса – отличительная черта  факторинговых договоров в Англии.[15]

В США факторингом  считается операция, именуемая «классическим  факторингом». Он представляет собой  продажу дебиторской задолженности  специализированному финансовому  институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования, один из методов финансирования.[16] Американские правоведы Р. Пилчер и Т. Дж. Хатсон считают, что услуги по ведению учёта продаж и инкассированию, оказываемые фактором клиенту, являются существенными условиями факторингового соглашения. В то время как авансовое финансирование клиента таковым не является.[17]

Таким образом, в международной торговой практике факторинг рассматривается как  одна из разновидностей операций по финансированию под уступку денежного требования. Он охватывает широкий круг операций для целей финансирования и для  иных целей (например, страхование от риска неплатежа). Единые критерии по выделению этих операций из круга  иных сделок, связанных с использованием дебиторской задолженности для  целей купли-продажи или обеспечения, пока не выработаны.

В Российской юридической  литературе понятия «факторинг»  и «финансирование под уступку  денежного требования» рассматриваются  авторами, как равнозначные. Гражданский  Кодекс РФ определяет факторинговые  операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку  денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется  передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ  или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется  уступить финансовому агенту это  денежное требование"[18]. Данное определение по своей конструкции близко к определению, которое приводится в Оттавской конвенции 1988 года, однако оказание иных видов услуг (наряду с финансированием) не является существенным для выделения этого вида договоров.

Для определения  сущности факторинга необходимо выделить существенные черты, отличающие его  от иных форм финансирования. Традиционно  факторинг относят к торгово-комиссионным операциям, т.к. фактор берёт на себя обязанность за вознаграждение взыскивать долги с дебиторов клиента. Еще  одним отличием от кредитования является то, что возврат долга осуществляется дебиторами, а не поставщиком, при  этом риск неплатежа фактор может  брать на себя.

Таким образом, факторинг представляет собой разновидность  торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, при которой происходит переуступка клиентом-поставщиком  факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные  работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он может включать инкассирование дебиторской  задолженности клиента, кредитование, гарантию от кредитных и валютных рисков, административное управление дебиторской задолженности, консультационные услуги и т.д. Общим для всех факторинговых  операций является то, что в их основе лежит предоставление финансовым агентом  денежных средств в обмен на уступаемую ему дебиторскую задолженность.

Типичная схема  осуществления факторинговой операции с предоставлением финансирования представлена в Приложении 1. Указанные  на Рисунке цифры и направления  показывают этапы осуществления  факторинговой сделки:

1.  Поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг).

2.  Поставщик обращается к финансовому агенту с предложением о заключении договора факторинга.

3.  Финансовый агент и поставщик заключают договор факторинга.

4.  Поставщик информирует покупателя о заключении им договора факторинга. Подписываются соответствующие документы, в которых поставщик и покупатель подтверждают свое согласие, что оплату по ранее заключенному между ними договору купли-продажи товара (работ, услуг) – основному договору – покупатель будет производить на счет финансового агента.

5.  Поставщик производит поставку товара (проведение работ, оказание услуг) покупателю и оформляет данную поставку товарно-транспортным счетом (счетом - фактурой).

6.  Поставщик передает финансовому агенту оригиналы товарно-транспортного счета (счета-фактуры), т.е. документы, подтверждающие дебиторскую задолженность покупателя.

7.  Финансовый агент производит первое (авансовое) финансирование поставщика в объеме 60-90% под уступленную поставщиком дебиторскую задолженность покупателя.

8.  Покупатель в установленный ранее договором купли-продажи товаров (работ, услуг) – основным договором – срок производит финансовому агенту полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

9.  Финансовый агент выплачивает поставщику оставшуюся сумму товарно-транспортного счета (счета-фактуры) за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

В зависимости  от комбинации услуг, предоставляемых  финансовыми агентами, и форм их реализации факторинговые операции можно классифицировать.

Р. Брейли и С. Майерс в своей работе «Принципы  корпоративных финансов»[19] различают зрелый, старомодный и вспомогательный факторинг. Зрелый факторинг подразумевает, что факторинговая компания:

·  получает копии документов на оплату от поставщика;

·  обеспечивает взыскание задолженности с покупателя;

·  платит производителю в установленный срок вне зависимости от оплаты покупателя.

Старомодный факторинг  предусматривает авансовый платёж факторинговой компании производителю  в размере большей части возникающей  задолженности сразу по предъявлении документов на оплату от производителя. Остальная часть – в сроки  согласно договору. Данная форма факторинга обеспечивает страхование производителя  от сомнительных долгов.

Вспомогательный факторинг не страхует покупателя от неполного/несвоевременного платежа  или неплатежа. Поставщик сам  несет ответственность по неплатежам покупателей. Факторинговая компания проводит работу по сбору денег с  покупателей и передачу собранных  денег поставщику.

Такая классификация  учитывает лишь фактор страхования  от сомнительных долгов и наличие  финансирования со стороны факторинговой  компании.

Большинство отечественных  авторов предлагают следующую классификацию.

1.  По территории действия выделяют факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring).

Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая  компания находятся в одной и  той же стране. Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При  обслуживании таких поставок в большинстве  случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между  двумя факторинговыми компаниями: факторинговая  компания в стране продавца берет  на себя финансирование экспортера, а  факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные  риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности. В зависимости  от рассматриваемой стороны международный  факторинг бывает экспортный и импортный.

Схема международного факторинга представлена в Приложении 2.[20] Цифры показывают этапы осуществления операции:

1.  Заключение договора экспортного факторинга.

2.  Уведомление импорт-фактора о поставке.

3.  Заключение договора купли-продажи.

4.  Поставка товара.

5.  Предоставление отгрузочных документов.

6.  Финансирование в объёме, определённом в договоре.

7.  Одобрение кредитоспособности иностранного дебитора.

8.  Оплата за поставленный товар.

9.  В случае неплатежа импортёра импорт-фактор оплачивает полностью задолженность импортёра.

2.  По минимизации риска факторинг может быть с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)

В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. При безрегрессном факторинге финансовый агент берёт на себя риск неисполнения должником (дебитором) обязательств перед  поставщиком. Наибольший интерес к  факторингу без регресса проявляют  малые и средние компании, так  как они либо относительно недавно  существуют на рынке, либо не имеют  собственных служб по оценке кредитных  рисков и работе с дебиторской  задолженностью. Небольшие фирмы  часто просто не в состоянии самостоятельно построить собственную эффективную  инфраструктуру обслуживания товарного  кредита, начиная от проверки состоятельности  потенциального покупателя, особенно если он географически удален от производителя, и заканчивая применением процедур взыскания долга, иногда требующих  существенных затрат времени и денег. Другими словами, они не могут  осуществить эффективную кредитную  политику.

3.  По форме заключаемого договора выделяют Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)

При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что  в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его  счет, выполняя тем самым свои обязательства  по договору поставки. Открытый факторинг  называют также конвенционным. В  случае же закрытого (конфиденциального, тихого) факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. Закрытый факторинг  называют также конфиденциальным.

4.  По дате поступления платежа выделяют факторинг с предварительной оплатой (до 90% от суммы отгрузки) и факторинг с определённым сроком платежа.

В первом случае фактор финансирует клиента путём  предварительной оплаты уступаемых ему прав требования к должнику, во втором – в определённый договором  срок (как правило, после получения  денежных средств от должника). Факторинг  с авансовым финансированием  в трактовке зарубежных авторов  – «старомодный» факторинг, а  к определённому сроку – «зрелый».[21]

5.  По объёму оказываемых услуг выделяют полный факторинг и частичный.

Полный факторинг  включает комплексное обслуживание клиентов, в то время как частичный  факторинг ограничивается выполнением  отдельных операций: уступка права  требования, инкассирование дебиторской  задолженности. Полный факторинг не предусматривает регресса. В России наиболее распространён частичный  факторинг, т.к. он даёт возможность  агенту снизить свои предпринимательские  риски, связанные с возможной  неоплатой должником уступленных  денежных прав требования.

Российские и  мировые факторинговые компании и банки предлагают своим клиентам услуги, представляющие комбинацию указанных  видов факторинга, при этом факторинг  без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как  открытым, так и закрытым.

Данная классификация  не статична. С развитием рынка  факторинга появляются новые виды факторинга. Например, реверсивный факторинг. Он представляет собой производную  схему факторингового обслуживания, которая заключается в финансировании фактором закупок товара, сырья, материалов и тому подобного в обмен на обязательство покупателя – Клиента-инициатора сделки – перечислить оплату по данной поставке фактору через оговоренный  между поставщиком и покупателем  промежуток времени (уступка денежного  требования). Схема применяется в  случае, если покупатель желает получить отсрочку платежа, или если он не в  состоянии сразу оплатить поставку товаров, а поставщик при этом не идет на предоставление покупателю товарного кредита – отсрочки платежа. Также новым продуктом  является экспресс-факторинг для  малого и среднего бизнеса (скоринговая  система оценки риска приобретения данной дебиторской задолженности  фактором). Развитие новых видов  факторинговых услуг обусловлено  растущими потребностями клиентов.

Информация о работе Анализ эффективности факторинга