Анализ эффективности факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности факторинга9 NEW.docx

— 202.13 Кб (Скачать)

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение  приемлемого уровня дебиторской  задолженности;

- выбор условий  продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств;

- определение  скидок или надбавок для различных  групп покупателей с точки  зрения соблюдения ими платежной  дисциплины;

- ускорение востребования  долга;

- уменьшение  бюджетных долгов;

- оценка возможных  издержек, связанных с дебиторской  задолженностью, то есть упущенной  выгоды от неиспользования средств,  замороженных в дебиторской задолженности.

В основе управления дебиторской задолженностью – два  подхода:

1.  Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2.  Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

По мнению И.А. Бланка[6], формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью в рамках указанных подходов, определяемое как кредитная политика предприятия, осуществляется по следующим этапам:

·  Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, что предполагает анализ уровня и состава дебиторской задолженности в предыдущем периоде, а также эффективности инвестированных в неё финансовых ресурсов.

·   Выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции, включая выбор формы кредитования (товарный или потребительский кредит) и типа кредитной политики (консервативный, умеренный или агрессивный тип).

·   Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам.

·   Формирование системы кредитных условий, которые включают срок предоставления кредита, лимит кредитования, стоимость кредита, систему штрафных санкций за просрочку.

·   Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов лежит кредитоспособность клиентов.

·   Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. Предусматриваются сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежа; возможности и условия пролонгирования долга; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

·   Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования являются: факторинг, учёт векселей, форфейтинг.

·   Построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности в рамках общей системы внутреннего контроля на предприятии.

Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев[7], но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.

Основу формирования кредитных отношений с покупателем  должен составлять рейтинг надежности дебитора, проблема определения которого заключается в малоинформативном  массиве сведений о клиенте.

Оптимальная кредитная  политика, а, следовательно, и оптимальный  уровень дебиторской задолженности  прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут  придерживаться более либеральной  политики и согласятся на больший  уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие  небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная  политика может различаться у  фирм одной отрасли, а также у  отдельной фирмы в различные  периоды.[8]

Таким образом, основной формой реализации политики управления дебиторской задолженностью является кредитная политика, которая  представляет собой свод правил кредитования покупателей и последовательность этапов управления дебиторской задолженностью в рамках двух основных подходов.

Дополнительными инструментами управления дебиторской  задолженности являются:

·  Спонтанное финансирование (система скидок покупателям за сокращение сроков расчёта).

·  Учёт векселей.

·  Факторинг.

Сочетание различных  инструментов управления дебиторской  задолженностью должно обеспечивать её оптимальный размер и сроки инкассации для обеспечения максимальной эффективности  деятельности предприятия.

Факторинг является незаменимым инструментом управления дебиторской задолженностью в том  случае, когда кредитная политика и методы спонтанного финансирования неэффективны. Например, при работе с крупными розничными сетями оптовые  торговые и производственные компании вынуждены принимать условия  поставки, которые «диктуются» потребителями. Такие компании, как «Пятёрочка», «Седьмой континент», «Ашан» и т.д. в  среднем оплачивают поставки через 45-60 дней с момента отгрузки. У  предприятий-поставщиков возникает  дефицит финансовых ресурсов и они вынуждены искать внешние источники пополнения оборотных средств и страхования. Факторинг представляет собой инструмент финансирования дебиторской задолженности. В отличие от учёта векселей и классического краткосрочного финансирования, факторинг выполняет также функции страхования кредитных рисков и административного управления дебиторской задолженностью предприятия, является инструментом роста продаж компании. Кроме того, факторинговая компания на основании накопленной статистики сама проводит анализ надёжности дебиторов.

Факторинг имеет  смысл только тогда, когда экономическая  выгода от немедленного поступления  денег больше, чем от их получения  в срок. Итак, факторинг целесообразен, когда[9]:

·  Когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.

·  Когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.

·  Когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.

Таким образом, в рамках кредитной политики организации  факторинг может быть эффективным  инструментом финансирования и оптимизации  дебиторской задолженности.

1.2 Понятие, виды  и функции факторинга

Термин «факторинг»  происходит от английского factor, что  означает маклер, посредник, агент. Первоначально  факторинговыми операциями называли операции специализированных торговых посредников.

Некоторые исследователи, например Коллет Мериш, считают факторинг  очень древним, восходящим ко временам античности способом ведения торговых операций.[10] Аналогична позиция Д. Остхаймера, который отмечал, что первые упоминания о таких сделках можно обнаружить еще в исторических исследованиях у вавилонян, халдеев, финикийцев и римлян.[11] Также о существовании отдельных элементов подобной "исторической" теории свидетельствует упоминание о зачатках банковского дела еще в рабовладельческом обществе в трудах И.С. Орехова и В.В. Афонина.[12] Однако как финансовая операция в современном понимании факторинг возник в конце XIX века в США и Англии, а потом распространился на другие промышленно развитые страны Западной Европы.

В российской практике факторинговые операции начали применяться  в конце прошлого столетия и наиболее широкое развитие получили в последние  годы.

Рассмотрим предпосылки  возникновения и развития факторинга. В условиях острой конкурентной борьбы все актуальнее становится потребность  в либерализации взаимоотношений  между поставщиком и покупателем. Снижение цен, улучшение качества товаров  и услуг, диверсификация товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. - лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать  поставщик в современных условиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые  услуги. Но этот способ построения взаимоотношений  с покупателями имеет свои негативные побочные эффекты для поставщика. Предлагая отсрочки и, становясь, таким  образом, кредитором для покупателя, поставщик часто сталкивается с  проблемой кассовых разрывов и дефицита ресурсов, прежде всего оборотных  средств. Кроме того, возникает вероятность  неоплаты поставок в срок. Все это  неизменно ведёт к дополнительным издержкам и увеличению рисков поставщика. Возникновение такого рода проблем  и обусловило причину перехода многих предприятий-поставщиков на факторинговое  обслуживание.

Субъектами факторинговой  сделки являются: поставщик, покупатель, финансовый агент (факторинговая компания или банк-фактор). Иногда субъектом  может выступать и банк-гарант. Объект сделки – дебиторская задолженность  за поставленные товары, выполненные  работы и оказанные услуги. Основой  факторинга является покупка факторинговой  компанией (фактором) у поставщика права  на взыскание долгов с его покупателей.

Рассмотрим основные подходы к определению сущности факторинга.

В конвенции  УНИДРУА (не ратифицирована Россией) "О  международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring)[13] "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

1. Поставщик  должен или может уступать  финансовому агенту денежные  требования, вытекающие из контрактов  купли-продажи товаров, заключаемых  между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам,  приобретаемым преимущественно  для личного, семейного и домашнего  использования.

2. Финансовый  агент выполняет, по меньшей  мере, две из следующих функций:

·  финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

·  ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

·  предъявление к оплате денежных требований;

·  защита от неплатежеспособности должников.

3.  Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования".

Недостаток данного  определения в том, что оно  не охватывает целый ряд операций, обычно определяемые как факторинговые (например, закрытый факторинг –  когда должник не уведомляется об уступке; финансирование без предоставления всех услуг либо с оказанием одной  из них; только учёт счетов-фактур).

Другая международная  Конвенция ООН об уступке дебиторской  задолженности в международной  торговле, разработанная ЮНСИТРАЛ и  принятая в 2001 году, oхватывает еще  более широкий круг операций, одним  из элементов которых является цессия. По сути, факторинг — лишь один из возможных вариантов уступки  требования. В материалах ЮНСИТРАЛ также называются форфейтинг, секьюритизация, проектное финансирование, рефинансирование. При этом важно отметить, что ни финансирование,ни извещение должника не являются необходимыми условиями  для таких операций.[14]

Информация о работе Анализ эффективности факторинга