Анализ эффективности факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности факторинга9 NEW.docx

— 202.13 Кб (Скачать)

9) Факторинг  имеет также налоговые преимущества. Организация вправе учесть затраты  на обслуживание договора факторинга  при расчете налога на прибыль.  Об этом сообщил Минфин в  письме от 6 ноября 2007 года № 03-03-06/1/772. При этом, если комиссионное вознаграждение  за факторинговое обслуживание  указано в абсолютном выражении,  то оно уменьшает базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Таким образом, уменьшается налоговая база по налогу на прибыль и сумма уплачиваемых налогов. Однако если комиссия за административное обслуживание задолженности установлена в процентах, то такие суммы в целях налогообложения приравниваются к расходам по долговым обязательствам. Следовательно, их следует признавать с учетом положений статьи 269 Налогового кодекса. Этот же порядок в полной мере относится и к процентам за предоставление денежных средств.

В отношении  НДС преимуществом является то, что  поставщик получает средства, необходимые  для уплаты налога по отгруженным, но ещё не оплаченным товарам (финансирование до 90% от суммы отгрузки). НДС по комиссии фактора полностью принимается  к зачёту.

10) Применение  факторинга позволяет увеличить  "финансовый рычаг" и прийти  к наиболее оптимальному соотношению  "финансового" и "операционного"  рычагов.

Эффект финансового  рычага при использовании факторинга будет положительным, если рентабельность активов будет выше годовой ставки за факторинговое обслуживание. В  противном случае, применение факторинга не целесообразно.

Таким образом, для поставщиков факторинг является необходимым инструментом, способствующим увеличению продаж, устранению кассовых разрывов и улучшению общего финансового  положения компании. Экономические  преимущества факторинга, как инструмента  финансового менеджмента представлены в Приложении 5.[25]

Преимущества  факторинга как способа финансирования по сравнению с кредитом:

1).Не требует обеспечения.

2) Размер финансирования  неограничен.

3) Объем финансирования  может увеличиваться помере роста  продаж у клиента.

4) Финансирование  предоставляется на срок фактической  отсрочки платежа (товарного кредита).

5) Срок получения  денежных средств с момента  предоставления заявки существенно  короче.

6) Финансовый  агент не проводит анализа  финансово-хозяйственной деятельности  клиента.

7) Сумму финансирования  выплачивает фактору не клиент, а его дебиторы.

8) Экономия на  неоправданных затратах, связанных  с получением банковского кредита.  В отличие от банковского кредитования  при факторинговом обслуживании, получая финансирование своих  продаж, поставщик перестает нести  следующие расходы:

а) проценты за пользование  кредитом;

б) налог на прибыль  с процентов, превышающих ставку ЦБ +3%;

в) расходы по оформлению кредита, включающие регистрацию  и страхование залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела, уведомления налоговой инспекции  о намерении открыть ссудный  счет и т.д.

г) расходы, связанные  с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;

д) расходы на экстренную мобилизацию денежных средств  при наступлении срока погашения  кредита или выплаты процентов, включая упущенные выгоду, связанную  с выводом этих средств из оборота.

Таким образом, при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита  в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия).

Кроме того, факторинговое  финансирование имеет более целевую, чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда  ему действительно нужны деньги. Расчет эффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге свидетельствует, что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на более высокую номинальную ставку.

Необходимо отметить, что с учётом специфики работы конкретных предприятий реально  может быть востребована только часть  рассмотренных преимуществ факторинга.

Вместе с тем, практическое применение факторинга не исключает использование традиционных банковских и страховых инструментов. В большинстве случаев наибольшая эффективность достигается именно за счет рационального сочетания  кредитования и факторинговых схем. Например, кредитование используется в инвестиционной деятельности предприятия, а факторинг является источником пополнения и наращивания оборотного капитала.[26]

Кроме того, эффективная  работа с кредиторами по получению  торговых отсрочек может выступать  как «заменитель» факторинга и в  идеальном варианте при полной синхронизации (по срокам и суммам) получаемых отсрочек от кредиторов и выдаваемых отсрочек платежа дебиторам может быть достигнут вариант, не требующий  использования факторинга.

Помимо преимуществ  для поставщика, можно выделить преимущества для покупателя от использования  факторинга:

·  Получение товарного кредита (отсрочки платежа), если он не предоставлялся поставщиком ранее по причине нехватки оборотных средств или неприемлемого для него уровня риска. В случае наличия отсрочки платежа - возможность увеличения ее срока.

·  Получение более льготных цен (скидки и т.д.) за счет улучшения платежеспособности самого поставщика при его расчетах с контрагентами.

·  Расширение ассортимента продаваемых товаров (услуг), что влечет за собой привлечение новых покупателей и как следствие рост продаж и прибыльности бизнеса.

·  Уменьшение риска приобретения товаров низкого качества.

·  Укрепление рыночных позиций.

·  Лучшее использование оборотных средств.

Недостатки  факторинга.

1.  Плата за факторинговое финансирование на 20—70% выше ставки по кредиту. В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются следующие три основных компонента:

а) Фиксированный  сбор за обработку документов (в  большинстве факторинговых компаний мира составляет 10-15 долларов, в России от 10 до 200 рублей)

б) Фиксированный  процент от оборота поставщика. Большая  часть этой части комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, а именно:

·  контроль за своевременной выплатой финансирования;

·  контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами;

·  работа с дебиторами при задержках платежей;

·  учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов.

Кроме того, эта  часть комиссии включает в себя премию за принятые на себя фактором риски:

·  риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск);

·  риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск);

·  риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск);

В большинстве  факторинговых компаний мира эта  часть факторинговой комиссии в  зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка находится в  пределах от 0,5 до 5% от оборота.

в) Стоимость  кредитных ресурсов, необходимых  для финансирования поставщика.

Таким образом, эффективная годовая ставка по факторингу составляет от 16 до 30% годовых. Соответственно, рентабельность предприятия должна быть такой, чтобы полученная прибыль  покрывала расходы на обслуживание факторинга. В противном случае, сделка считается нецелесообразной и может привлечь внимание налоговых  органов. Однако убыточность одной  конкретной сделки не может рассматриваться  как безусловное доказательство экономической необоснованности, необходим  анализ ситуации в комплексе. Конечной целью факторинговой сделки может  быть избежание штрафных санкций  со стороны продавца. В этом случае следует сравнивать возможные штрафы и уплаченное банку вознаграждение.

2. Существенным  недостатком факторинга является  то, что он доступен не всем  компаниям.

Факторинговому  обслуживанию не подлежат:

— предприятия  с большим количеством дебиторов, задолженность которых выражается небольшой суммой;

— предприятия, занимающиеся производством нестандартной  или узкоспециализированной продукции;

— строительные и другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;

— предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;

— предприятия, которые заключают со своими клиентами  долгосрочные контракты и выставляют счета по завершении определенных этапов работы или до осуществления поставок (авансовые платежи);

— требования, которые  выставляются бюджетным организациям;

— долговые обязательства  физических лиц.

Кроме данных общепринятых ограничений, не каждое требование могут  стать объектом уступки по факторинговому договору. Так, не принимаются фактором долги филиала компании, иных аффилированных лиц, поскольку они могут представлять собой перелив капитала. Также  не финансируются долги, являющиеся результатом комиссионных сделок, так  как не считаются возникшими до тех  пор, пока контрагент не перепродаст  товар или не заявит о своём  праве на него. Долги, передаваемые финансовому агенту, не должны быть обременены обязательствами перед  третьими лицами.

Подобные ограничения  обусловлены тем, что в указанных  случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный  риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также  дополнительный риск, возникающий при  переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена  в срок по причине невыполнения поставщиком  каких-либо своих договорных обязательств. Помимо этого, поставщик должен производить  товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию  будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой  компании).

Также факторинг  не предусматривает разовых сделок. Отгрузки по дебиторам должны происходить  постоянно, иначе заключение договора не выгодно финансовому агенту.

3) Недостатком  факторинга является наличие  разногласий между фирмой и  клиентом, когда в качестве посредника  выступает факторская компания, может привести к образованию  испорченной трехсторонней связи,  которая способна помешать получению  долгов. Дебиторы могут также  высказывать претензии к факторской  компании в связи с разногласиями,  возникающими по поводу возврата  товаров;

4) При факторинге  финансирование происходит лишь  до 90% от суммы отгрузки, даже для  клиентов с положительной кредитной  историей.

5) Большинство  финансовых агентов вводят ограничение  по количеству покупателей у  поставщиков при заключении договора  факторингового обслуживания.

Таким образом, у факторинга есть свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать  при его использовании на конкретном предприятии. Помимо указанных недостатков, более широкому распространению  факторинга в Российской Федерации  препятствует несовершенное законодательство (необходимость лицензирования деятельности), слабая научная разработанность  механизмов и моделей применения факторинга, низкая осведомлённость  руководителей предприятий о  факторинге, как инструменте финансирования и оптимизации дебиторской задолженности. 

Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской  задолженностью в  ООО «Гросс парк»  

2.1 Краткая характеристика  ООО «Гросс Парк»  и основные задачи  управления дебиторской  задолженностью на  предприятии

Информация о работе Анализ эффективности факторинга