Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:00, курсовая работа
Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Глава 1. Теоретические основы факторинга
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления
1.2 Понятие, виды и функции факторинга
1.3 Преимущества и недостатки факторинга
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Гросс парк»
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Гросс Парк»
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «Гросс парк»
3.3 Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов
9) Факторинг
имеет также налоговые
В отношении НДС преимуществом является то, что поставщик получает средства, необходимые для уплаты налога по отгруженным, но ещё не оплаченным товарам (финансирование до 90% от суммы отгрузки). НДС по комиссии фактора полностью принимается к зачёту.
10) Применение
факторинга позволяет
Эффект финансового рычага при использовании факторинга будет положительным, если рентабельность активов будет выше годовой ставки за факторинговое обслуживание. В противном случае, применение факторинга не целесообразно.
Таким образом,
для поставщиков факторинг
Преимущества факторинга как способа финансирования по сравнению с кредитом:
1).Не требует обеспечения.
2) Размер финансирования неограничен.
3) Объем финансирования
может увеличиваться помере
4) Финансирование
предоставляется на срок
5) Срок получения
денежных средств с момента
предоставления заявки
6) Финансовый
агент не проводит анализа
финансово-хозяйственной
7) Сумму финансирования выплачивает фактору не клиент, а его дебиторы.
8) Экономия на
неоправданных затратах, связанных
с получением банковского
а) проценты за пользование кредитом;
б) налог на прибыль с процентов, превышающих ставку ЦБ +3%;
в) расходы по
оформлению кредита, включающие регистрацию
и страхование залога, оплату рабочего
времени сотрудников на оформление
и подготовку документов для кредитного
отдела, уведомления налоговой
г) расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;
д) расходы на
экстренную мобилизацию денежных средств
при наступлении срока
Таким образом,
при финансировании в рамках факторинга
полностью решается проблема формирования
оборотных средств предприятия,
исчезает необходимость поиска залогового
обеспечения для получения
Кроме того, факторинговое
финансирование имеет более целевую,
чем традиционный кредит направленность:
предприятие выплачивает
Необходимо отметить,
что с учётом специфики работы
конкретных предприятий реально
может быть востребована только часть
рассмотренных преимуществ
Вместе с тем,
практическое применение факторинга не
исключает использование
Кроме того, эффективная работа с кредиторами по получению торговых отсрочек может выступать как «заменитель» факторинга и в идеальном варианте при полной синхронизации (по срокам и суммам) получаемых отсрочек от кредиторов и выдаваемых отсрочек платежа дебиторам может быть достигнут вариант, не требующий использования факторинга.
Помимо преимуществ для поставщика, можно выделить преимущества для покупателя от использования факторинга:
· Получение товарного кредита (отсрочки платежа), если он не предоставлялся поставщиком ранее по причине нехватки оборотных средств или неприемлемого для него уровня риска. В случае наличия отсрочки платежа - возможность увеличения ее срока.
· Получение более льготных цен (скидки и т.д.) за счет улучшения платежеспособности самого поставщика при его расчетах с контрагентами.
· Расширение ассортимента продаваемых товаров (услуг), что влечет за собой привлечение новых покупателей и как следствие рост продаж и прибыльности бизнеса.
· Уменьшение риска приобретения товаров низкого качества.
· Укрепление рыночных позиций.
· Лучшее использование оборотных средств.
Недостатки факторинга.
1. Плата за факторинговое финансирование на 20—70% выше ставки по кредиту. В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются следующие три основных компонента:
а) Фиксированный
сбор за обработку документов (в
большинстве факторинговых
б) Фиксированный процент от оборота поставщика. Большая часть этой части комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, а именно:
· контроль за своевременной выплатой финансирования;
· контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами;
· работа с дебиторами при задержках платежей;
· учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов.
Кроме того, эта часть комиссии включает в себя премию за принятые на себя фактором риски:
· риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск);
· риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск);
· риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск);
В большинстве факторинговых компаний мира эта часть факторинговой комиссии в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка находится в пределах от 0,5 до 5% от оборота.
в) Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика.
Таким образом,
эффективная годовая ставка по факторингу
составляет от 16 до 30% годовых. Соответственно,
рентабельность предприятия должна
быть такой, чтобы полученная прибыль
покрывала расходы на обслуживание
факторинга. В противном случае,
сделка считается нецелесообразной
и может привлечь внимание налоговых
органов. Однако убыточность одной
конкретной сделки не может рассматриваться
как безусловное доказательство
экономической
2. Существенным
недостатком факторинга
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
— предприятия
с большим количеством
— предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
— строительные и другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;
— предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
— предприятия, которые заключают со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляют счета по завершении определенных этапов работы или до осуществления поставок (авансовые платежи);
— требования, которые выставляются бюджетным организациям;
— долговые обязательства физических лиц.
Кроме данных общепринятых
ограничений, не каждое требование могут
стать объектом уступки по факторинговому
договору. Так, не принимаются фактором
долги филиала компании, иных аффилированных
лиц, поскольку они могут
Подобные ограничения
обусловлены тем, что в указанных
случаях факторинговой компании
достаточно трудно оценить кредитный
риск или невыгодно брать на себя
повышенный объем работ, а также
дополнительный риск, возникающий при
переуступке таких требований, оплата
которых может быть не произведена
в срок по причине невыполнения поставщиком
каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик должен производить
товары или оказывать услуги высокого
качества, иметь перспективы быстрого
расширения производства и увеличения
прибыли (только в этом случае предприятию
будет выгодно оплачивать достаточно
высокую стоимость услуг
Также факторинг
не предусматривает разовых
3) Недостатком
факторинга является наличие
разногласий между фирмой и
клиентом, когда в качестве посредника
выступает факторская компания,
может привести к образованию
испорченной трехсторонней
4) При факторинге
финансирование происходит
5) Большинство
финансовых агентов вводят
Таким образом,
у факторинга есть свои преимущества
и недостатки, которые нужно учитывать
при его использовании на конкретном
предприятии. Помимо указанных недостатков,
более широкому распространению
факторинга в Российской Федерации
препятствует несовершенное законодательство
(необходимость лицензирования деятельности),
слабая научная разработанность
механизмов и моделей применения
факторинга, низкая осведомлённость
руководителей предприятий о
факторинге, как инструменте финансирования
и оптимизации дебиторской
Глава 2.
Применение факторинга
для управления дебиторской
задолженностью в
ООО «Гросс парк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Гросс Парк» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии