Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

Rol_filosofii_v_zhizni_cheloveka_i_obschestva.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

Интегрирующая функция

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует  его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это  позволяет говорить об интегративной  функции философии по отношению  к знанию.

Кроме того, философия формулирует  предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие  принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что  содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется  другой план реализации интегрирующей  функции философии.

Идеологическая функция

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать  и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать  в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп  данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости  от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая  способна оказывать большое влияние  на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии  тормозить развитие философии, деформировать  и искажать ее содержание, снижать  ее социальную ценность, сокращать  масштабы применения на практике.

Воспитательная функция

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее  воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием  философии, формирование соответствующих  ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может  породить у него пассивное отношение  к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью  направленной против общества или его  части.

Прогностическая функция

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую  функцию. Многие философы прошлого выступали  как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества  отдельных выдающихся мыслителей достигали  большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений  философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным  и хищническим потреблением природных  ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с  целью обеспечения выживания  людей.

Проектировочная функция

С рассмотренными функциями  философии связана еще одна —  проектировочная. Ввиду того, что  философия выявляет механизмы и  наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой  для воздействия на природные  и социальные процессы. Такое воздействие  для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов  должно быть организованным. Предварительное  проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая  совместно с другими науками  призвана разрабатывать наиболее общие  принципы и нормы, составляющие нормативный  каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации  жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации  экономического пространства. В более  узком плане проектировочная  функция философии реализуется  в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

В деятельности экономиста функции  усвоенной философии реализуются  не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций  философии осуществляется как в  плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений. При этом становится возможным как  генерирование новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в  экономической деятельности, так  и безупречное следование принимаемым  к исполнению, действующим в обществе требованиям экономических отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его  профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности. Успешность этой деятельности будет наряду с  прочим зависеть и от того, какую  философию экономист усвоил, и  как умело он может применять  ее на практике.

ВОПРОС 5.

Основной вопрос философии  — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной[источник не указан 156 дней] проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

Фалес

Фалес полагал, что все  рождается из воды; все возникает  из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей —  вода; начало и конец Вселенной  — вода.

[править]Платон

Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут  в мире теней (по представлениям Платона  — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ  же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.

[править]Аристотель

У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса  философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется  тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной  между материализмом и идеализмом.

Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:

Существует ли самостоятельная  нематериальная причина?

Существуют ли неподвижные  и вечные сущности?

Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные.

ВОПРОС 6:

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Древний восток считается  колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного  времени были сформированы первые философские  идеи. Рассмотрим их.

 

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

 

Философская мысль в Древней  Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни; об этом говорит хотя бы то, что  в обществе уже сложились социальные группы. Это брахманы (жрецы, элита общества), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (низший слой); между ними уже сложились вполне определённые отношения.

 

В середине второго тысячелетия  до н.э. в северо-западную Индию с  Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Они  говорили на одном из языков индоевропейского происхождения и обладали даром  поэтического видения мира. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы /РВ/. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» /приставка/ - хвалебный стиль, песня, гимн. РВ вобрала в себя миф и ритуал, в таком виде она несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека.

 

РВ - это древнейший источник; он содержит десять книг - Мандалов, включающих свыше тысячи гимнов. Кроме РВ существует ещё три вида вед, а именно: Самаведа - Веда напевов, Яджурведа - Веда жертвенных формул, Атхарведа - Веда заклинаний. Каждая из названных Вед имеет четыре ответвления. Например, РВ включает Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Последние представляют собой наиболее философскую часть Вед. Таким образом, можно говорить о ведической литературе представляющей собой относительно самостоятельное явление.

 

Центральный миф РВ говорит  нам о происхождении мира, то есть имеет космогоническое содержание. Обратимся к гимну РВ X. 129 (Римской  цифрой обозначается номер книги  РВ, арабской - номер гимна в книге). Здесь говорится, что в начале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние нерасчленённого единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

 

В других гимнах РВ говорится  о том, что за пределами начального мира родился бог Индра, он сделал мир контрастным и определённым, наделил его светом и тьмой, жизнью и смертью, добром и злом. Вместе с тем всё это было приведено  в состояние равновесия. Один из мифов говорит нам о том, как  Индра раскалывает плавающий  холм - речь идёт о небольшом холме  земли, который поднялся со дна тех  первичных Вод и плавал в них. Но Индре приходится преодолевать сопротивление  Дракона Вритру. В результате из холма вырывается жизнь в виде воды и огня; вода представлена четырьмя реками, а огонь - Солнцем. Холм же начинает приобретать опору, растет во все стороны и достигает размеров земли. В то же время он остаётся центром космоса и гвоздём, который прикрепляет землю к её месту. Затем Индра поднимает небо и подпирает его столбом, так возникает мировое дерево /Древо/. Оно разделяет небо и землю, но оно и соединяет их, как бы приводя в согласие.

 

Картина творения дополняется  существенными деталями, без которых  она не имела бы смысла. На первой стадий мир был "населён" богами Асурами, которые на второй стадии творения вынуждены были уступить место богам  Дэвам, появившимся из холма. Один из Асуров - Варуна переходит к Дэвам и начинает играть связующую роль между тем и этим мирами. Его собратья по первому миру теперь перемещаются в "нижний мир", а сам Варуна становится богом. Вод и пребывает у корней мирового дерева. Если дать философскую интерпретацию этого превращения, то станет очевидным, что речь идёт о первоначальном хаосе (мир - Воды, Тьма) и о последующем космосе (упорядоченный, внутренне раздвоенный мир). Теперь космос и хаос противостоят друг другу. Но возникновение космоса не отбросило хаос: Асуры, хотя они и перешли в «нижний мир», всегда рядом, и этим создаётся «угроза» космосу, он оказывается неустойчивым. Варуна примиряет оба начала (хаос и космос), он, говоря современным языком , великий оппортунист, сохраняющий враждующие стороны в их единстве и согласии.

 

РВ содержит и другие сведения о творении мира, в частности там  говорится о мировом яйце - оно  возникло по причине уплотнения вод, или же из жара, выделяемого водами. В другом случае речь идёт о космическом  кабане - в нём воплощён бог-творец Праджапати, который на своих копытах принёс грязь со дня вод и она начала расти, становясь землёй. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии, согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне.

 

Космос порождает человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской  философии подчёркивается значение духовной стороны человека, она приобретает  здесь космический смысл.

 

Характерными являются рассуждения  философа Яджнявалкья относительно познания, его возможностей и целей. Человек в состоянии бодрствования руководствуется своим чувственным опытом, однако при этом его сопровождают страхи и переживания, препятствующие проявлению его самосознания. Другое дело, когда человек находится в состоянии сна. Его сознание занято сновидениями, и чувственный опыт уже не столь навязчиво диктует свои правила; сознание как бы освобождается, раскрепощяется от его оков. Но и во сне человеку грезятся его страхи и переживания, значит полного простора для реализации своего Я и здесь нет.

 

Но вот наступает глубокий сон без сновидений; тогда человек  не связан ничем. Он не знает ни страхов, ни переживаний, ни волнений; здесь  полная отрешённость от мира - человек  не ощущает ни желаний, ни печали. Это, говорится в Брихадараньяка-Упанишада, воистину такая форма того, кто выше желания, лишён зла, не знает страха. Как муж в объятиях любимой жены забывает обо всем, так и человек в объятиях разумной души отрешается от всего. «Воистину, где кажется двойственность, там один может видеть другого, один может обонять другого, один может осязать другого, один может говорить другому, один может слышать другого, один может думать о другом, один может касаться другого, один может знать другого. Но тот, чей мир есть брахман, становится океаном, провидцем без двойственности. Вот высший путь человека. Вот его высшее достижение. Вот его внешний мир. Вот его высшее блаженство».

 

Из приведённого текста видно, что речь идёт о том, что познать  что-либо, не значит познать его как  «это» или «то», то есть как нечто  другое. Тем более, что речь идёт прежде всего о самопознании, то есть познания моего «Я». Попытка познать «Я» через нечто другое потонет в неведении. Единственный путь познания «Я» это обратится вовнутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я».

 

Если вернуться к идее сна, как ступени такого самопознания, то надо заметить, что из состояния  сна человек возвращается в бодрствующее состояние, иначе говоря самопознания носит временный характер, как же достичь постоянства самосознания? Окончательным решением этого вопроса видится физическая смерть, при которой сознание абсолютно отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Но это также и йога, при которой происходит глубокий уход сознания вовнутрь самого себя; будучи регулярной, эта практика приближает человека к самому себе, то есть к его душе.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества