Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:51, реферат

Краткое описание

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм.

Файлы: 1 файл

философ.docx

— 21.66 Кб (Скачать)

Тема: Роль философии  в жизни  человека и общества

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку    познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм. Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.

В философии всегда рассматривалась  проблема человека в окружающем мире, в современной философии она  также играет ведущую роль. В ней  рассматриваются даже такие проблемы, как виза в Италию.

Современное общество сегодня  уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в  прошлом.

Со временем человек все  больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек  является сознательным соучастником в  мировой эволюции. Именно повышение  этих качеств человека может действовать  на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его и предотвращая развитие нежелательных болезней.

Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить  шансы выхода из состояния глобального  кризиса. Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено  недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических явлений, как взаимодействия элементов единого мира.

Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая  развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые  в будущем, безусловно, отразятся  на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно  сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди. Современные  философы смогли проникнуть в глубины  человеческого сознания, научились  определять его процессы, смогли убедиться  в больших возможностях человеческой психики. Определив человека, как  сознательно-деятельный фактор всего  сущего, возможно, им удастся предотвратить  многие кризисы и катастрофы, которые  могут произойти из-за человеческого  фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать  ее роль влияния на формирование каждого  человека и социума. А самым поразительным  в этой науке является то, что  даже виза в германию является в большинстве случаев актуальной и в настоящее время.

  1. Место философии в системе культуры.

Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. В философии  под культурой понимается сфера  информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который  формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего  мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных  людьми знаковых средств. Важнейшим  из знаковых средств является язык.

 

2. Функции Философии

Все функции философии  можно разделить на две группы:                    мировозренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:                                                                 - гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.  На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности,  власти,  продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать  тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания

- социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действи-тельности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

- культурно-воспитательная  функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;                                                                           - отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:       - онтология - учение о бытии;

-гносеология - учение о познании;

-социальная философия - учение об обществе;

 - этика - учение о морали;

-эстетика - учение о прекрасном;

-логика - учение о законах мышления;

-философская антропология - учение о человеке;

-аксиология - учение о природе ценностей;

- методология  - учение о методе; 

- история философии  - учение о развитии философских  знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:                   - философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;                                                                             

- философия техники - раздел  философии, связанный с интерпретацией  феномена техники в современном  мире;

 - философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;                                                                

- философия политики - раздел  философии, исследующий общие  вопросы политической сферы общественного  устройства;                                                                 

- философия права - раздел  философии, включающий общие вопросы  правоведения и государствоведени;

 - философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

- философия религии - это  философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической  функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том  числе в создании предпосылок  для научных открытий. Философия  не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция  философии состоит в координировании  методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых.  Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана  с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в  сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция  заключается в разработке самого философского метода, его нормативных  принципов, а также  в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

 

 

Литература

 

Бабушкин В. У. О природе  философского знания. М., 1978.

 Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.

 Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995.

 Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

 Келигов М. Ю. Философы о философии. Ростов н/Д, 1995.

 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.

 Рассел Б. Мудрость  Запада: исторические исследования  западной философии в связи  с общественными и политическими  обстоятельствами. М., 1998.

 Рассел Б. Искусство  мыслить. М., 1999.

 Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М., 1972.

 Философия и мировоззрение.  М., 1990.

 Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

 Энгельс Ф. Диалектика  природы //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. изд. Т. 20.


Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества