ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ
И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
1. Предмет философии.
2. Специфика философского знания.
3. Основные части (структура) философии.
4. Место и роль философии в
культуре
1. Предмет философии
В современной науке сложились
и стали общепринятыми представления
о том, как определить предмет любой науки.
Для этого необходимо: 1. Зафиксировать,
какие объекты, процессы, область бытия
или сознания изучает наука сегодня. 2.
Определить возможные направления развития
науки, т.е. направления исследований.
3. Уточнить границы изменения предмета
науки, выходя за которые наука становится
другой наукой или ненаукой. Однако применить
эти критерии к философии не представляется
возможным. Почему? Потому что философия,
по выражению крупнейшего мыслителя современности
Бертрана Рассела (1872-1970), "представляет
собой размышление о предметах, знание
о которых еще невозможно".
И сегодняшнее значение философии
в том, "что она заставляет нас осознать
существование многих вопросов, не входящих
сейчас в сферу науки". Например: существуют
ли во Вселенной некие универсальные законы,
действующие в природе, обществе и мышлении?
Имеет ли смысл человеческая история для
Космоса? Возможно ли справедливое государство?
Что такое душа человека? То есть философия
существенно отличается от специальных
наук, существующих сегодня в нашем мире,
и критерии вычленения "предмета науки",
определения последнего к философии полностью
не подходят. Как же быть? Можно обратиться
к истории философии и посмотреть, как
там определялся предмет философии. Классический
подход, у истоков которого стоял Аристотель
(384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета
философии выделял степень
5
"общего". Философия
занимается более общими вещами,
"вечными" и "божественными"
первоначалами. Она показывает нам
"первоначала бытия и познания".
Философия - это учение о первопричинах
или о первосущностях вещей. Так
думали и мыслители Нового времени: Декарт,
Гегель и др. [1]
1 См.: Рассел Б. Искусство
мыслить. М., 1999. С. 83, 89.
В целом такое понимание предмета
философии сохранялось очень долго и считалось
"классическим". С некоторыми модификациями
это определение предмета философии господствовало
в программах и учебниках и в нашей стране.
Философия определялась как "... наука
о всеобщих законах развития природы общества
и мышления". Обычно к этому добавляли,
что философия не только наука, но и форма
общественного сознания, а также "учение
об общих принципах бытия и познания, об
отношениях человека к миру" [2].
2 Философский энциклопедический
словарь. М., 1983. С. 726.
Такое определение является
"собирательным": здесь философия
определяется и как наука, и как учение,
и форма общественного сознания, а если
читать дальше, то и как мировоззрение,
способ постижения мира. Все это правильно,
но что же главное в предмете философии?
Можно отвлечься от классического подхода
к философии и посмотреть на другие определения
ее предмета.
Существуют такие древние, идущие
от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии
как "любви к мудрости". Именно так
переводится само слово "философия"
с древнегреческого на русский язык. Тогда
предмет философии - мудрость, и возникает
проблема, как определить мудрость?
Древние греки определяли мудрость
как некий космический "Ум", который
правит всей Вселенной; или считали мудростью
познание сущности дел божественных и
человеческих. Есть другие определения
мудрости, их не меньше, чем определений
философии. Другие, более поздние мудрецы,
например Сенека (I в.) считали, что философия
имеет предметом не внешний мир, а человеческую
мораль, т.е. предмет философии - это учение
о добре и зле.
6
Философия прежде всего учит
нас мудро прожить жизнь и с достоинством
завершить ее. Такую же мысль развивал
философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант
(XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в
XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время
(XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали
предмет философии с истинным познанием
вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом
философии называли "мировое целое",
"сущность и законы общества", "изучение
наиболее общих понятий", "познание
Универсума", науку о ценностях, изучение
наилучшей системы общественного устройства
и т.д.
Сказанного вполне достаточно,
чтобы понять, что предмет философии -
это проблема, которая связана с историей
развития самой философии. Более того,
сегодня возможны разные определения
предмета философии, дело зависит от того,
на каких позициях находится сам философ,
желающий очертить этот предмет.
Возможен такой ход мысли. Существует
множество наук, которые изучают реальный
мир, объекты, процессы объективной реальности,
например, физика, химия, биология, физиология
нервной деятельности, история, социология
и т.д. Такие науки называются частными.
К ним относятся и те из них, которые изучают
субъективную реальность. (Например, психология,
психопатология и т.д.).
Философия изучает не объекты,
не эмпирическую реальность, а то, как
эта реальность "живет" в общественном
сознании; она изучает смыслы реальности
для общества и человека. Поясним сказанное.
Наука изучает физическую природу, вскрывает
ее законы, а философия объясняет, как
и почему понимали природу ученые разных
эпох и культур, древние греки или средневековые
мыслители, или философы эпохи Просвещения
и т.д. Философия изучает не столько сам
мир, сколько знание людей о мире, смысл
отношения объектов, процессов мира. Главное
в предмете философии - это философская
рефлексия. Это значит, что философия рассматривает
мир через призму субъект-объектных отношений,
т.е. отноше-
7
ний человека к миру, обществу,
другим людям. Философия ищет в мире его
онтологические, методологические, нравственные,
эстетические основания. Философ всегда
строит систему ценностей мира, и тем самым
показывает исходные основания человеческой
деятельности. Философия, в отличие от
любой другой науки, начинается с человека.
С попытки ответить на вопрос - что такое
человек? Что есть мир для него, чего может
желать и добиться в этом мире человек.
Пытаясь очертить предмет философии
в наше время, Бертран Рассел писал об
истинно философских проблемах так: "...
в чем смысл жизни, если он вообще есть?
Если у мира цель, ведет ли куда-нибудь
развитие истории, или все это бессмысленные
вопросы? ... действительно ли природой
управляют какие-то законы, или мы только
так думаем из-за того, что нам нравится
видеть во всем какой-то порядок? ... разделен
ли мир на две в корне различные части
- дух и материю, и если это так, то как они
сосуществуют? А что мы должны сказать
о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно
копошащаяся на маленькой и незначительной
планете, как это видится астрологам? Или
он, как это могут представить себе химики
- кучка химических веществ, соединенная
вместе хитроумным образом? Или, наконец,
человек таков, каким он представляется
Гамлету, в основе своей благородный, с
безграничными возможностями. А может
быть человек - все это вместе?... Существует
ли один жизненный путь - хороший, и другой
- плохой, или не имеет значения как мы
живем. А если существует хороший жизненный
путь, то что это такое или как нам научиться
жить, следуя ему? Существует ли нечто,
что мы можем назвать мудростью, или то,
что Нам кажется таковой, - просто пустое
сумасшествие?" [1].
1 Рассел Б. Мудрость Запада:
историческое исследование западной
философии в связи с общественными
и политическими обстоятельствами.
М., 1998. С. 29-30.
Эти вопросы являются частью
нашего жизненного мира. Именно поэтому
мы изучаем философию.
8
2. Специфика философского
знания
Чтобы войти в мир творчества
великих философов, требуется настойчивое
и систематическое изучение философии
и ее истории, немалый запас научных и
иных знаний. В массовом сознании нередко
философия представляется чем-то весьма
далеким от реальной жизни, а философы-профессионалы
- людьми "не от мира сего". Философствование
в таком понимании - это пространное, туманное
рассуждение, истинность которого нельзя
ни доказать, ни опровергнуть. Подобному
мнению, однако, противоречит тот факт,
что в культурном, цивилизованном обществе
каждый мыслящий человек хотя бы "немножко"
философ, даже если он не подозревает об
этом.
Прислушаемся к разговору "за
коньячком", который ведут в романе
Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"
в уездном, глухом городишке Федор Павлович
Карамазов и его сыновья: Иван и Алеша.
Старик Карамазов обращается сначала
к старшему сыну, Ивану.
- ... А все-таки говори: есть бог
или нет? Только серьезно! Мне надо теперь
серьезно.
- Нет, нет бога.
- Алешка, есть бог?
- Есть бог.
- Иван, а бессмертие есть, ну там какое-нибудь,
ну хоть маленькое, малюсенькое?
- Нет и бессмертия.
- Никакого?
- Никакого.
- То есть совершеннейший нуль или ничто!
- Совершенный нуль.
- Алешка, есть бессмертие?
- Есть.
- А бог и бессмертие?
- И бог и бессмертие. В боге и бессмертие.
- Гм. Вероятнее, прав Иван. Господи, подумать
только о том, сколько отдал человек веры,
сколько всяких сил даром на эту мечту,
и это столько уже тысяч лет! Кто же это
так смеется над человеком? Иван? В последний
раз и решительно: есть бог или нет? Я в
последний раз!
- И в последний раз нет.
- Кто же смеется над людьми, Иван?
- Черт, должно быть, - усмехнулся Иван Федорович.
- А черт есть?
- Нет, и черта нет.
- Жаль. Черт возьми, что б я после того
сделал с тем, кто первый выдумал бога!
Повесить его мало на горькой осине.
- Цивилизации бы тогда совсем не было,
если бы не выдумали бога [1].
1 Достоевский Ф. М. Братья
Карамазовы //БВЛ. Т. 84. М., 1973. С 161-162.
Вряд ли Федор Павлович Карамазов,
человек малокультурный и малообразованный,
читал Канта или сочинения других философов.
А если бы прочел, то узнал бы, что не он
один мучился вопросами о Боге, душе и
бессмертии. По Канту, все эти идеи - трансцендентальные
идеи чистого разума, объекты которых
не даны в опыте, но которые жизненно необходимы
человеку как высшие принципы, регулятивы
его нравственного поведения и моральной
ориентации в мире.
Уже из диалога Карамазовых
видно, что философские вопросы - это и
есть вопросы не об объектах, природных
или созданных людьми, а об отношении к
ним человека. Не мир сам по себе, а мир
как обитель человеческой жизни - вот исходная
точка зрения философского сознания. Что
я могу знать? Что должен знать? На что
могу надеяться? - именно в этих вопросах
заключены, по Канту, высшие и вечные интересы
человеческого разума. Это вопросы о судьбе,
предназначении человечества, о высших
идеалах и ценностях человека: во имя чего
и как жить, как сделать жизнь действительно
мудрой и счастливой и как с достоинством
завершить ее? Они не могут быть решены
окончательно, так как каждая эпоха такие
вопросы перед человеком ставит заново.
Не философы придумывают эти
вопросы. Их "придумывает" жизнь.
Философы - в меру своих сил и способностей
- ищут ответы на них. Сам характер философских
проблем, однако, таков, что простое, однозначное,
окон-
10
чательное их разрешение невозможно.
Философские решения всегда гипотетичны.
Но каждый шаг человеческой истории, каждый
новый рубеж обретенного социального
опыта, каждая заметная веха в истории
науки открывает перед философским разумом
неведомые ранее грани действительности,
дают возможность найти все более и более
весомые аргументы в философских спорах,
в отстаивании своих жизненных позиций
и убеждений. Философии, как и философских
споров, нет только там, где нет человеческих
целей, человеческого присутствия, там,
где люди не осознают ни свободы, ни ответственности.
Философские вопросы - это прежде
всего мировоззренческие вопросы, ответ
на которые цивилизованный, культурный
человек ищет не в преданиях предков (миф),
не в вере в авторитет (религия), а в доводах
и умозаключениях разума. И даже когда
философ критикует разум, делает это он
с помощью... разума! Всякая философия (иррационалистическая
в том числе) есть рациональное построение
человеческого духа, так как иначе философские
вопросы не могли бы стать предметом споров
и критики.
Рациональным (и новейшим) построением
человеческого духа является и наука.
Научное и философское знание во многом
совпадают (требованием к обоснованности,
доказательности выдвигаемых ими положений).
Но есть и различие. Научное знание безразлично
к смыслам, целям, ценностям и интересам
человека. Напротив, философское знание
- ценностное знание, т.е. знание о месте
и роли человека в мире. Такое знание глубоко
личностно, императивно (т.е. обязывает
к определенному образу жизни и действия).
Философская истина объективна, но переживается
она каждым по-своему, в соответствии с
личным жизненным и моральным опытом.
Только так знание становится убеждением,
защищать и отстаивать которое человек
будет до конца, даже ценой собственной
жизни.