Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 05:53, контрольная работа
Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости.
Происхождение философии.
Сущность философских проблем.
Философия как мировоззренческая форма сознания.
Тема
1. Философия и
ее роль в жизни
человека и общества
План
1. Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости.
Как отмечал в свое время О. Шпенглер, у культур общая структура и судьба, но каждая из них живет своей особой жизнью, создает собственные ценности – религию, науку, искусство, нравственность, стиль и законы мышления, ощущения, видения и переживания, социальные и политические учреждений. Он считал, что каждой культуре свойственен свой собственный способ видеть и познавать природу, чувствовать и переживать историю.
Современные
процессы в развитии культур мира,
по крайней мере, Востока и Запада,
свидетельствуют о правоте
В
этом плане интересно место
Сегодняшняя философия существует как культура самосознания, как стиль мышления, как метод исследования различных естественнонаучных и общественных проблем.
Поскольку эти проблемы встают перед каждым поколением вновь и вновь, они привлекают внимание каждого человека, особенно в молодом возрасте, когда формируются мировоззренческие основы самосознания, статусные функции и роли. Считается также, что через философию познается мир, хотя подчеркивается, что в принципе это невозможно. Отмечается, что благодаря ярким именам в истории философии, можно познать мир и предвидеть его будущее; личности философов в данном случае становятся образцом для подражания.
Самые яркие идеи, которые привнесла философия в нашу жизнь – это демократия, детерминизм, диалектика, материализм, а также коммунизм, платонизм, идеализм, принцип неопределенности (видимо, речь идет о влиянии философии на научные творчество Н.Бора), другие естественно-научные идеи, такие, как эволюционная теория, теория Большого Взрыва, компьютерные технологии, научно-техническая революция в целом сознание, материя, идея развития, развитие разнообразных научных идей и теорий, идеи о возникновении и формировании общества, идеи равенства и свободы, закон единства и борьбы противоположностей, афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую» Декарта, мир идей Платона, идеи Канта в после критический период, идеи Фрейда, существование потустороннего мира, национальное самосознание, политическое правление (идеи разделения властей и создания государства), идеи бытия, марксизма, экзистенциализма, афоризм «познай самого себя», идеи этики, религии, политики и права, и т.д.
Разнообразие приведенных идей подтверждает мнение о том, что философские идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Самые яркие идеи в философии охватывают проблемы и бытия и сознания; но заслугой ее все-таки является сознание, отсюда значимость афоризма «я мыслю, следовательно, я существую», идей иррационализма, вселенской души, идеи совершенства и гармонии, идеи смысла жизни, справедливости, ответственности, единства человека и космоса.
Решить
проблему соотношения философии
и науки, определить роль философии
в жизнедеятельности человека, в
духовной культуре общества можно лишь
в широком социально-
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями.
Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?». Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства. Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.
Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.
Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины.
Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
Роль
философии особенно возрастает на переломах
истории в периоды
Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.
Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».
Философия как любовь к мудрости.
Философия
внутренне связана с
Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в повседневной практике.
Именно в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж редко, который называется «мудрость». Специализированному знанию о природе этот феномен не свойственен: говоря «знающий специалист», мы никогда не скажем «мудрый человек». Если к тем или иным ученым все же применяют данное понятие, то оно касается не предмета их изучения и результатов его познания, а их общего отношения к жизни. В. И. Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами. В самом деле, в размышлении над своим Я, в углублении в себя — даже вне событий внешнего [для] личности мира — человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным философским достижениям». Философские размышления, свойственные индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы) достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с понятием «мудрость».
О содержании понятия «мудрость» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится: «Мудрость... Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля поясняется: Мудрость — это «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства». «Философский словарь», изданный в ФРГ, поместил в соответствующей статье фрагмент из книги Н.Гартмана «Этика» с раскрытием существа мудрости. Мудрость, по Н. Гартману, — это «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью».
Любопытным представляется буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость, — любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и др. представителями античной культуры. До нас дошло как предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости. Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон.
Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека и общества