Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:23, доклад
Основные понятия Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.
Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности. Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Роль философии в жизни человека и общества
Основные понятия Мировоззрение
- система взглядов на объективный
мир и место в нем человека, а
также обусловленные этими взглядами
основные жизненные позиции людей, их
идеалы и ценности.
Ценность - термин, используемый для указания
на гуманистический смысл и социокультурное
значение определенных явлений действительности.
Ценностные ориентации - важнейшие элементов
духовной структуры личности, отграничивающие
значимое, существенное для данного человека от
незначимого, несущественного.
Идеи - идеальные сущности, находящиеся
вне конкретных вещей (Платон). Это отношение
к тому, что лежит за пределами личного
опыта - к запредельности. Иначе говоря,
это форма постижения в мысли высших ценностей,
форма проектирования человека, его целей.
Диалектика - это учение о том, как могут
быть и как бывают тождественными противоположности
и при каких условиях они переходят друг
в друга.
Философия- это теоретическое мировоззрение,
т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей,
познание смысла и приобщение к смыслу.
Сущее - совокупность многообразных проявлений
бытия; многообразие действительного,
то, что есть; оно не идентично данному,
т.к. охватывает также и неданное. Антропоцентризм
- философское
Краткое содержание
Мир, в котором живет человек, чрезвычайно
сложен и противоречив как по содержанию,
так и по тем связям, которые обеспечивают
его единство как изменчивого, наполненного
взаимоисключающими друг друга противоположностями.
Человеку любой исторической эпохи необходимо
понять смысл и цели совей деятельности,
научиться видеть жизненные перспективы.
Философия сделала открытие: «Бытие человека -
бытие в мире ценностей». Это означает
то, что каждый человек живет так, что в
своей деятельности реализует систему
своих ценностей. При этом он руководствуется
определенным представлением о мире. Его
программа жизни имеет под собой две «опоры»:
знания и ценности. Познанием движет стремление
к истине. Ценностное сознание воплощает
в себе отношение людей к реальности в
соответствии с их целями, с тем или иным
пониманием смысла жизни. При всей их разнородности
познавательный и ценностный способы
освоения мира должны быть как-то уравновешены
и приведены в согласие. Философия и есть
ценностное понимание мира, высшее единство
истины, добра и красоты. При этом она теоретически
обобщает достижения науки и культуры,
всей человеческой истории, выступая в
форме теоретического мировоззрения,
высшей по отношению к мифологии и религии
как исторических типов мировоззрения,
предшествующих философии.
В системе духовной культуры философия берет
на себя роль критической рефлексии жизненного
опыта, формирует наиболее общие идеи
или идеалы, на которых базируется культура
определенного исторического типа общества. Вот
почему определенная философская
мировоззренческий принцип, антропоцентризм
является таким пониманием мира, в который
включен человек как сознательно деятельностный
фактор, определяющий в конечном счете
бытие мира.
В развитии философии проблема
что выдвигает на первый план нравственные
и все остальные духовные качества личности).
Развития антропоцентризма показало,
что на ранних этапах человеквыступает
как результат эволюции мира, затем становится
постепенно участником мирового процесса,
а в настоящее время превращается в решающий
фактор организации мира.
Все функции философии можно разделить на две группы: мировоз-зренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:
- гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;
- социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действи-тельности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;
- культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;
- отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:
- онтология - учение о бытии;
- гносеология - учение о познании;
- социальная философия - учение об обществе;
- этика - учение о морали;
- эстетика - учение о прекрасном;
- логика - учение о законах мышления;
- философская антропология - учение о человеке;
- аксиология - учение о природе ценностей;
- методология - учение о методе;
- история философии - учение о развитии философских знаний.
Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:
- философия науки - раздел философии, включающий исследо-вания структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;
- философия техники - раздел
философии, связанный с
- философия истории - раздел
философии, связанный с
- философия политики - раздел философии,
исследующий общие вопросы
- философия права - раздел философии,
включающий общие вопросы
- философия культуры - раздел философии,
исследующий сущность и
- философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общемето-дологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.
Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координа-ции частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.
Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.
Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.
Моё отношение к философии
Разговор о философии можно начинать прямо с ее понятия, ведь сами философы определяют то, чему они в разные времена посвящали свои жизни, по-разному. Платон говорил, что «философия - это уподобление Богу в меру человеческих сил»; Гегель понимал философию как «эпоху, схваченную в мыслях»; Аристотель считал, что «философия есть знание об истине»
Однако, как бы эти определения не отличались, они все, по сути, определяют философию как нечто общее, охватывающее всю совокупность человеческого знания, в противовес каким-либо специальным наукам. И мое определение философии, основанное на всех этих высказываниях философов, может звучать так: философия – совокупность взглядов,систематизированная мудрость предыдущих поколений, которая может помочь, в формировании собственной картины мира, системы взглядов и ценностей.
Но тут возникает вопрос: что же такое эти ценности, что же такое этот мир, я сам, каково мое место здесь и прочее. Комбинируя сказанные кем-то когда-то фразы, эти понятия можно объяснить. Все сходится к тому, что одна половина философии - это личный опыт, т. е. эксперимент, вторая половина - опыт и мудрость всех, кто был до нас, т. е. своего рода теория.
Эта экспериментальность, присущая философии, роднит ее с науками. Но все же полностью наукой философия не является, она скорее следствие из науки, вывод, заключение и обобщение, способ расценить значимость того или иного научного открытия, той или иной научной теории.
Но несмотря на то, что философия несколько сходна с наукой, изучать ее как науку, на мой взгляд, невозможно, поскольку она не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания - это всегда внутренний акт, который вспыхивает, выражая собой другие действия.
В учебнике по философии могут быть изложены факты и понятия, но сама суть философии - никогда. Только встретившись с проблемой, самостоятельно и осознанно задавшись вопросом, придя в движение и пройдя свою экспериментальную половину пути философии, мы сможем в полной мере встретиться со второй половиной, теоретической - в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а ты сам нет, но что тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и более того, не знал, что об этом так можно говорить.
Исторически философия возникает после искусства и ранее естественных наук. Возможно, поэтому она содержит в себе черты и того, и другого, как бы являясь промежуточным звеном. В конце концов, как и философия, искусство стремится рассмотреть мир в целом, с точки зрения конкретного, отдельно взятого человека.
Да, наверное, каждый человек имеет какое-либо отношение к философии, но каждого ли можно назвать философом? Можно снова провести аналогии с искусством, в котором одни люди, скажем, производят, другие пользуются, но тем не менее, все в какой-то мере с прекрасным соприкасаются. Так и в философии - ученые пишут свои труды, а тот, кто чувствует необходимость, потом их читает, получая искомую пищу для ума. Однако, философом в принципе можно назвать любого, кто преумножает мудрость. Можно быть мудрым пусть в менее глобальных, в более житейских вещах, но тем не менее мудрым.
Но почему же люди обращаются к философии, существует ли вообще необходимость в факте философствования? Если понимать под необходимостью "полезность" для чего-то другого, то философия не является необходимой, по крайней мере на первый взгляд. Однако Аристотель говорил: "Все другие науки более необходимы, нежели философия, но лучше нет ни одной ". Ведь полезность - понятие относительное, она присутствует только по отношению к цели. А первоочередная цель для каждого - быть самим собой.
Рано или поздно практически каждый человек обращается к философии, чтобы найти ответы на свои вопросы или попытаться ответить самостоятельно. Как писал Канке, «На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственные решения, он вынужден становиться философом».
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества