Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

Rol_filosofii_v_zhizni_cheloveka_i_obschestva.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Философия, её роль в жизни человека и общества

 

 

Философия — это предельно  обобщенное, теоретическое видение  мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она  отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

 

Философское мировоззрение  — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так  и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных  идей о человеке, мире и об отношении  человека к миру. Эти идеи позволяют  людям сознательно ориентироваться  в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика — в  том, что они позволяют предельно  широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события  и при этом руководствоваться  в своих действиях краеугольными  для данной цивилизации ценностями.

 

Философия разрабатывается  отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных  людей, то уж, конечно, — отмечает Гегель, — каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».

 

Аристотель называл философию  «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Для  Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и  Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской  мысли в духовной культуре, а замечания  Сенеки о нравственной пользе философии  сохраняют свое значение и по сей день.

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях, Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

 

Исследуя мир в целом  и положение человека в нем, философия  выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы  он соответствовал человеку? Каким  должен быть сам человек, чтобы соответствовать  миру? Достоин ли мир того, чтобы  в нем жить? Достоин ли сам человек  того, чтобы выступать от имени  жизни, понимает ли он ее ценность?

 

Отвечая на эти вопросы, философия  выступает как теоретическая  основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные  принципы бытия, в том числе и  специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам  относятся утверждения: Мир «не  создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым  огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном  состоянии»; и т. д.

 

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические  и материалистические в зависимости  оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как  диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается.

 

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными установками  познающего человека. Так мировоззренческий  принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и  аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается  помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был  никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой  культуры — длительный процесс, и  чудес здесь не бывает.

 

Несомненной заслугой современной  философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

 

Вопрос 2:

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые  этот термин использовал древнегреческий  ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия  чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и  на западе (среднеземноморская - греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.

В 800-600 гг. до н.э. - происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.

В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама - Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.

Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, - где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании, антропология - учение о человеке, социальная философия - учение об обществе, философия истории - учение об основных закономерностях развития истории, аксиология - учение о ценностях, этика - учение о морали, эстетика - учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

 

Вопрос 3: фикции философии

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными  из них выступают:

мировоззренческая

гносеологическая

методологическая

информационно-коммуникативная

ценностно-ориентирующая

критическая

интегрирующая

идеологическая

воспитательная

прогностическая

проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция  философии считается одной из важнейших. В ней проявляется  способность философии выступать  основой мировоззрения, которое  представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях  его существования, о явлениях и  процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания  жизни общества и человека. Мировоззрение  личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые  определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме  может быть:

мифологическим

религиозным

философским.

Это зависит от того, на каком  основании оно базируется — на мифологических, религиозных или  философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения  составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе  мироздания. Такое мировоззрение  исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение  является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие  от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения  полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся  представления о высших ценностях  и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость  от религиозных догматов. В отличие  от него, философское мировоззрение  в состоянии основываться на результатах  познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных  условиях в мировоззрении отдельных  людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме  и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический  опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание  людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону  мировоззрения. В нем находят  выражение ощущения, восприятия, переживания  людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир  предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние  оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в  том, что оно является основой  формирования потребностей и интересов  человека, его представлений о  нормах и ценностях, а значит и  мотивов деятельности. Развитие и  совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению  качества содержания мировоззрения  и росту силы воздействия его  на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение  людей формируется на основе самых  разных знаний, но завершающий вид  ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Методологическая функция

Философия, будучи средством  выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Информационно-коммуникативная  функция

Характер усвоения философских  знаний зависит от способности философии  как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать  последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная  функция философии.

Ценностно-ориентирующая  функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах  отношения человека к миру представляет собой в то же время систему  критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти  принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности  людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений  и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в  мире. Философия как средство выработки  знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять  ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано  проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической  функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих  представлений о норме и патологии  явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение  философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества