Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

Rol_filosofii_v_zhizni_cheloveka_i_obschestva.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

 

Четкие материалистические элементы проявляются, однако, в «физике» Декарта, предметом которой являются res extensa. Материалистическую ориентацию Декарта в этой области подчеркнул и К. Маркс: «...в границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания» .

 

Основным атрибутом материи  для Декарта является распространенность. Как констатирует Гегель в «Истории философии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется его распространенностью  и лишь мышление касается сути материального  мира» .

 

Распространенность Декарт противопоставляет другим в большинстве  своем чувственно достоверным свойствам  тел (материи). Однако он приходит к  заключению, что по отношению к  распространенности они в большей  или меньшей степени производны. Поэтому он полагает, что все в  сущности можно перевести на распространенность.

 

С распространенностью, в  понимании Декарта, весьма тесно  связана проблема движения. Движение (механическое) и распространенность вполне характеризуют материальный мир. С Декартовым понятием движения и распространенности связано и  его отрицание атомистической теории, которая в новой философии  переживала определенный ренессанс. Декарт на основе понятия распространенности как основного атрибута телесности (материи) однозначно отвергает существование  наименьшего и неделимого бытия. По подобному же основанию он отвергает (также в отличие от атомистической теории) и существование пустоты.

 

Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя  чем-то, что находится вне его. (В этом смысле Декарт в определенной мере предвосхищает принцип инерции, сформулированный И. Ньютоном.) Механицизм, проявившийся во взгляда Декарта, повлиял на многих последующих европейских мыслителей, в частности на позднейший французский механистический материализм конца XVII и XVIII столетия.

 

В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я — сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего  мира при помощи своей собственной (идейной) активности.

 

Декарт не отвергает чувственное  познание как таковое. Мы уже видели, что substansia extensa (материя) наделена прежде всего чувственными (т. е. чувственно познаваемыми) свойствами. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания — сомневающегося Я. Тем самым он приходит к определенной «субъективизации» в понимании истинности познания, но в то же самое время создает новое понимание познания, которое соответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, и оказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии.

 

С проблематикой познания в философии Декарта тесно  связан вопрос о способе конкретного  достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым  мы подходим к одной из важнейших  частей философского наследия Декарта  — к рассуждениям о методе.

 

Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Уже говорилось, что главным принципом  Декарта было «во всем сомневаться», т. е. четко определенный методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для  него лишь определенной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум.

 

В «Рассуждении о методе»  Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы  правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я  стремился вести свой разум» .

 

Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта  полагает важнейшими, он формулирует  следующим образом:

 

— не принимать никогда  любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную c очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как  ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности  сомневаться в этом;

 

— разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько  частей, сколько необходимо, чтобы  эти вопросы лучше разрешить;

 

— свои идеи располагать  в надлежащей последовательности, начиная  с предметов наипростейших и  наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;

 

— совершать везде такие  полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в  том, что ты ничего не обошел .

 

Первое из правил Декарта  является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать  никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью,— опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше.

 

Это правило также можно  считать главной предпосылкой для  использования следующих правил. Если условия первого правила  не удовлетворяются, остальные правила  не могут гарантировать разуму, что  он придет к истинному познанию.

 

Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.

 

Третье правило относится  к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии  и науки неотделимой и эффективной  составной частью основных методологических принципов.

 

Заключительное же правило  подчеркивает необходимость определенной систематизации как познанного, так и познаваемого.

 

Правила Декарта, как и  все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для  развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности»  и «интуитивной ясности» исходных утверждений  научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху.

 

В отличие от Ф. Бэкона, который  в «Новом Органоне» считал индукцию (в современных терминах можно  сказать «эмпирическую индукцию») основным методом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт таким методом считает  рациональную дедукцию. Формулирует  он этот метод в прямой противоположности  по отношению к созерцательной и  спекулятивной средневековой схоластической философии.

 

Значение Декарта для  развития современной науки и  философии огромно. Кроме того, что  он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных  научных дисциплин, в частности  математики. Он является творцом аналитической  геометрии. Достойны внимания и его  труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности  механистическо-материалисти-ческого, философского и естественнонаучного мышления.

 

Дуализм Декарта сделал возможным  двойственное, взаимоисключающее толкование его учения, которое в Западной Европе быстро распространилось и нашло  много приверженцев. В то же самое  время его взгляды были враждебно  встречены церковью .

Вопрос 20

Локк Джон (1672-1704) развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают  вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или  деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус не принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии, простые идеи преобразуются в сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть: законодательная; исполнительная; союзная – федеративная - судебная.

Вопрос 22

Концепция субъекта в философской  системе Канта

СОЧИНЕНИЯ  - ІСТОРІЯ ФІЛОСОФІЇ

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

 

 

Родился в 1724 году в Кенигсберге  в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь  святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

 

В 1755 году Кант защищает диссертацию  и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать  в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской  деятельности.

 

Во время Семилетней войны  с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился  под юрисдикцией российского  правительства, что нашло отражение  в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность  ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете  Петровне.

 

Естественнонаучные и  философские изыскания Канта  дополняются «политологическими»  опусами: в трактате «К вечному миру»  он впервые прописал культурные и  философские основы будущего объединения  Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это  мужество пользоваться собственным  разумом».

 

С 1770 года принято вести  отсчёт «критического» периода в  творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

 

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

 

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача —  что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в  течение более чем двадцати лет)»[2].

 

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию  одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской  мысли:

 

«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

«Критика практического  разума» (1788) — этика

«Критика способности  суждения» (1790) — эстетика

 

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел[3]. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр[4].

 

Несмотря на философию, мог  иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию[5].

 

Кант был похоронен  у восточного угла северной стороны  Кафедрального собора Кёнигсберга  в профессорском склепе, над его  могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню  заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

 

Кант прошёл в своем  философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

 

I этап (до 1770 года) — Кант  разрабатывал проблемы, которые  были поставлены предшествующей  философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался  естественнонаучными проблемами:

 

разработал космогоническую  гипотезу происхождения Солнечной  системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);

наметил идею генеалогической  классификации животного мира, то есть распределения различных классов  животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного  происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и  отливов на нашей планете.

 

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается  вопросами гносеологии (процессом  познания), размышляет над метафизическими  (общефилософскими) проблемами бытия,  познания, человека, нравственности, государства  и права, эстетики.

 

Кант отвергал догматический  способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод  критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может  достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого  познания.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества