Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад
Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.
Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.
Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.
Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.
Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.
Начальный этап развертывания
взаимодействия противоположных сторон
единого обозначает категория «тождество».
Относительное тождество
Этапы взаимодействия сторон
целого вызывают состояние гармонии,
дисгармонии и конфликта
В состоянии гармонии каждая
из сторон содействует более полному
раскрытию возможностей другой стороны
и системы в целом. Увеличивается
пластичность, надежность системы. Дисгармония
связана с расшатыванием общих
структур, с развитием одной стороны
за счет другой. Она характеризуется
появлением, углублением и обострением
взаимоотношений между
В истории философии нередко
преувеличивается значение то ли единства,
то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация
борьбы противоположностей выражена в
формуле Гераклита: «Война - отец всех
вещей». Преувеличение единства противоположностей
просматривается в
Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX — начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.
Одним из проявлений принципа
дополнительности выступает содействие
противоположностей. Например, в результате
действия закона всемирного тяготения
планеты Солнечной системы
Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.
Вместе с тем недопустимо
преувеличивать единство противоположностей
(как и их борьбу). Помимо линии
на достижение «симфонии» (консенсуса)
противоположностей, тенденция их какофонии
отнюдь не исчезла, а в ряде моментов
дифференциация интересов (за рынки
сбыта, ресурсы Земли) усиливает
антагонизм регионов, государств, народов.
Интеграционные процессы поднимают
значение единства противоположностей
(нарастает взаимозависимость
Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.
В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая — кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.
Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими — за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:
1) стремление социальных систем к устойчивости;
2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).
В целом, закон взаимопроникновения
противоположностей вскрывает в
развитии импульс, побудительную силу,
указывает, что основой изменений
является борьба противоположностей,
а основой относительной
1.3 Закон отрицания отрицания
Рассматриваемый закон характеризует
направление и форму развития,
поступательность и преемственность,
относительную повторяемость
Ряд философских направлений
упрощенно рассматривает
Реально отрицание носит всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».
Противоречивость явлений
предполагает скачкообразный переход
от одного качества к другому, что
со стороны взаимоотношения
В обществе не всякое отрицание
- диалектическое, существует и метафизическое.
Метафизичность отрицания проявляется
в преувеличении момента
Метафизическое отрицание признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).
Названные моменты отрицания
представлены как идеал, цель и в
определенной степени как реальная
практика в обновлении общества в
СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается
командно-административная система, используются
некоторые позитивные элементы прошлого,
опыт проводимых ранее преобразований,
профессионализм кадров, традиции патриотизма
и т.д. Конструктивное начало означает
соединение внедрения передовых
технологий с новым механизмом хозяйствования,
экономических мотивов
Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.
Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».
Спиралевидная форма развития
означает сочетание цикличности (циклов
формирования и гибели, обновления
и старения и т.д.), относительной
повторяемости и
Преемственность, сохранение
старого в новом и
Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.
Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.
Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.
Сохранение приобретений
предшествующего периода в «
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества