Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

Rol_filosofii_v_zhizni_cheloveka_i_obschestva.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и  собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности  взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между  противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем  изначальном смысле означает рассогласование  в речи, высказываниях о некотором  предмете пары суждений, из которых  одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности  развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между  людьми, различными их общностями) и  субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение  между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания  взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает  в несовпадение, несовместимость  и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы  взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному  раскрытию возможностей другой стороны  и системы в целом. Увеличивается  пластичность, надежность системы. Дисгармония  связана с расшатыванием общих  структур, с развитием одной стороны  за счет другой. Она характеризуется  появлением, углублением и обострением  взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности  и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко  преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация  борьбы противоположностей выражена в  формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся  самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит  из принципа дополнительности. Д. Бруно  писал: «Одна противоположность  является началом другой... Уничтожение  есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX — начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения  планеты Солнечной системы притягиваются  Солнцем. Вращение планет в то же время  совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что  элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо  преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии  на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии  отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки  сбыта, ресурсы Земли) усиливает  антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают  значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в  едином целостном мире), а сохраняющиеся  дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково  объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон  единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется  во взаимодействии конкуренции и  кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть  из которых находится в состоянии  конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая — кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат  развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими — за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных  систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения  противоположностей вскрывает в  развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений  является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности — единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

 

1.3 Закон отрицания отрицания

 

Рассматриваемый закон характеризует  направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для  данного закона является категория  диалектического отрицания.

Ряд философских направлений  упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее  место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание носит  всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного  падения, и ничто не может устоять  перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».

Противоречивость явлений  предполагает скачкообразный переход  от одного качества к другому, что  со стороны взаимоотношения старого  и нового выступает процессом  отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может  привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки  развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое  действие представляет собой не изолированный  акт, а находится в системе  объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных  особей, содействуют их естественному  отбору, т.е. прекращение индивидуального  развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется  в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной  из сторон противоречия. Например, попытки  создать государственный социализм  как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях.

Метафизическое отрицание  признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение  старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит  из внутренней природы самоотрицания  и одновременно учитывает внешние  факторы отрицания (применительно  к обществу), характеризует отрицание  как момент связи и развития с  удержанием положительного, соотносит  старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно  к обществу включает в себя триединый  процесс: деструкции (разрушения, преодоления  прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты отрицания  представлены как идеал, цель и в  определенной степени как реальная практика в обновлении общества в  СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается  командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее преобразований, профессионализм кадров, традиции патриотизма  и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения передовых  технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства  с человеческим творчеством и  т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение  правовых механизмов перехода к социально  ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и  движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих  вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции  процесс всякий раз возвращался  бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной  повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более  высоким по своему типу, как необходимое  условие его бытия. Так, появление  живых организмов не исключает неживую  природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Непосредственное сохранение низших форм организации материи  в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной  стадии эволюции вещи, какой-либо системы  к другой при сохранении самой  ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования  детеныша до старости; ступени в  развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и  т.д.

Сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического  материализма отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного  искусства был характерен культ  человеческого тела, в нем доминировало земное начало. Средневековое искусство  отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает  духовное начало в человеке. Искусство  эпохи Возрождения восстанавливает  античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в  обогащенной форме, учитывающей  и внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика показывает, что  к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории  образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, фор-' мы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества