Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад
Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
34) Онтология
ОНТОЛОГИЯ - (от греч. on, род. п. ontos - сущее и …логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613)
36) Особенности заподной и вост культуры
Западная культура представляет
собой культуру, ориентированную
на динамический образ жизни, ценности
технологического развития, совершенствование
общества и культуры, бурное развитие
всех сфер человеческой деятельности.
Приоритет инициативы, идея значимости
личности, творческое ее развитие лежат
в основе западного общества. Социальная
динамика западной культуры волнообразна
и неравномерна. Продвижение от старого
к новому протекает как ломка
устаревших систем ценностей, политических
и общественно - экономических структур.
Запад, являясь носителем творческого
начала, постоянного поиска, бунта
и перемен и, в то же время, проявляя
стремление к постоянному, всестороннему
познанию окружающего мира и Вселенной
чаще занимает сторону земного
Восток, во многом в противоположность
Западу являет собой воплощение спокойствия,
непротивления. Боясь разрушить хрупкую
гармонию мира человек культуры востока
предпочитает не вмешиваться в развитие
мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя
течения жизни и бытия. Восток - это некое
воплощение принимающего, женского принципа-начала
он никогда не отступает от существующих
в духовном мире заповедей (при этом часто
ущемляя существование плоти, но при этом
всегда стремясь к существованию гармонии
и равновесию в мире). На Востоке новое
не стремится разрушить и опровергнуть
устоявшееся старое, нажитое веками, а
органично вписывается, дополняя его.
В отличие от западной культуры, направленной
во вне, восточная стремится погрузиться
во внутренний мир человека. Большинство
восточных мыслителей и философов были
убеждены, в том, что усовершенствовать
мир можно лишь обретя цельность и гармонию
в самом себе. Если западная культура выбрала
путь создания техники и технологий как
средства общения с окружающим миром и
природой, то для восточной культуры характерно
стремление к гармонии с природой, развитие
естественным образом. Восток - это сжатость,
глубина, тишина. Восток провозглашает
принцип познания или, вернее сказать,
постижения мира через отождествление,
слияние с ним. Раствориться в окружающем,
в Бытии, в мгновение оказаться Всем и
одновременно мельчайшей частицей Всего.
Ключевыми понятиями в постижении этих
принципов являются «Пустота» (шуньята
(санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)).
Эти термины во многом характеризуют восточную
культуру, но они отнюдь не означают полное
отрицание мира и вообще отрицание чего-либо,
скорее напротив: они говорят о запредельности,
сверхреальности и в то же время единственной
Реальности, причем неразрывно слитой
с реальностью обыденной, являющейся ее
истоком и устьем. То, что для человека
западной культуры кажется самой важной
частью религии - а именно структура, которая
«отличает» ее от всех других религий
и устанавливает является ли человек католиком
или протестантом, если не считает себя
тем или другим, и не соглашается с какими-то
параграфами веры, - является для восточной
культуры самым несущественным аспектом,
так как восточный человек инстинктивно
стремится «отбросить все внешние различия,
чтобы вновь обнаружить всех там, где все
сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).
Западная культура представляет
собой культуру, ориентированную
на динамический образ жизни, ценности
технологического развития, совершенствование
общества и культуры, бурное развитие
всех сфер человеческой деятельности.
Приоритет инициативы, идея значимости
личности, творческое ее развитие лежат
в основе западного общества. Социальная
динамика западной культуры волнообразна
и неравномерна. Продвижение от старого
к новому протекает как ломка
устаревших систем ценностей, политических
и общественно - экономических структур.
Запад, являясь носителем творческого
начала, постоянного поиска, бунта
и перемен и, в то же время, проявляя
стремление к постоянному, всестороннему
познанию окружающего мира и Вселенной
чаще занимает сторону земного
Восток, во многом в противоположность
Западу являет собой воплощение спокойствия,
непротивления. Боясь разрушить хрупкую
гармонию мира человек культуры востока
предпочитает не вмешиваться в развитие
мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя
течения жизни и бытия. Восток - это некое
воплощение принимающего, женского принципа-начала
он никогда не отступает от существующих
в духовном мире заповедей (при этом часто
ущемляя существование плоти, но при этом
всегда стремясь к существованию гармонии
и равновесию в мире). На Востоке новое
не стремится разрушить и опровергнуть
устоявшееся старое, нажитое веками, а
органично вписывается, дополняя его.
В отличие от западной культуры, направленной
во вне, восточная стремится погрузиться
во внутренний мир человека. Большинство
восточных мыслителей и философов были
убеждены, в том, что усовершенствовать
мир можно лишь обретя цельность и гармонию
в самом себе. Если западная культура выбрала
путь создания техники и технологий как
средства общения с окружающим миром и
природой, то для восточной культуры характерно
стремление к гармонии с природой, развитие
естественным образом. Восток - это сжатость,
глубина, тишина. Восток провозглашает
принцип познания или, вернее сказать,
постижения мира через отождествление,
слияние с ним. Раствориться в окружающем,
в Бытии, в мгновение оказаться Всем и
одновременно мельчайшей частицей Всего.
Ключевыми понятиями в постижении этих
принципов являются «Пустота» (шуньята
(санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)).
Эти термины во многом характеризуют восточную
культуру, но они отнюдь не означают полное
отрицание мира и вообще отрицание чего-либо,
скорее напротив: они говорят о запредельности,
сверхреальности и в то же время единственной
Реальности, причем неразрывно слитой
с реальностью обыденной, являющейся ее
истоком и устьем. То, что для человека
западной культуры кажется самой важной
частью религии - а именно структура, которая
«отличает» ее от всех других религий
и устанавливает является ли человек католиком
или протестантом, если не считает себя
тем или другим, и не соглашается с какими-то
параграфами веры, - является для восточной
культуры самым несущественным аспектом,
так как восточный человек инстинктивно
стремится «отбросить все внешние различия,
чтобы вновь обнаружить всех там, где все
сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).
37) Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
К глобальным проблемам современности относятся:
проблема Север-Юг;
проблема бедности;
продовольственная проблема;
энергетическая проблема;
проблема экологии и устойчивого развития;
демографическая проблема;
проблема развития человеческою потенциала
проблема освоения Мирового океана.
38. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относ истины.
ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, который изучает: 1) природу, сущность, пути и возможности познания; 2) всеобщие характеристики познавательной деятельности человека, выявляя условия достоверности и истинности познания. Познание – это деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Познание осуществляется на основе отражении действительности в сознании человека, которое несёт информацию о мире и в процессе познания превращает её в знание – т.е. устойчивую систему представлений о мироздании. Различают следующие виды познания: обыденное (или повседневное), религиозное, художественное, игровое, научное и философское. Вопрос о том, познаваем ли мир и каковы пределы познания, существует ли в реальности что-либо принципиально непознаваемое – это один из важнейших вопросов философии. Выделяют следующие основные способы его решения: агностицизм, гносеологический оптимизм и теория отражения.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.
В связи с этим А, и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем. Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грани .между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер разви-гия познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т п ) С др стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), др подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр , гипотеза о существовании атомов), одни понятия устраняются из науки (напр , “теплород” и “флогистон”), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) Учение об А и о и преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной (“абсолютной”), и концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть А и. В действительности же, по выражению Ленина, исторична “всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа” (Т. 18. С 138).
39. Методология научного познания.
Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов, а также учение о методах.Общечеловеческие методы познания, присущие и науке, – это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование.
Основные методы научного познания:
- эмпирический: постижение внешних фактов и зависимостей через наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание;
- теоретический: выявление внутренних и существенных связей и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации, восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматики
40. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение бла бла бла
Чувственное познание характеризуется:
- непосредственным отражением (феномены);
- индивидуальной
- внешними и поверхностными
характеристиками объекта в
Его основные элементы:
- ощущение – отражение
отдельных свойств внешних
- восприятие – целостное
отражение, интегрирование
- представление –
Рациональное познание отличается:
- постижением сущностных
свойств и законов
- отражением универсально-
- опосредованностью языком и культурной традицией.
Его элементы:
- понятие – форма мышления,
фиксирующая общие
- суждение ‑форма мышления,
не что утверждающая или отрицающая о
предмете (даилинет, истинноилиложноидругиеаналогич
- умозаключение формамышления, связующаясуждениявновыйвывод, бываютиндуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.
41. Истина как цель познания. Практика, как критерий истины
Основным вопросов философского
направления в философии
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может
быть найден внутри самого знания (его
логическая непротиворечивость, красота).
Хотя и существуют приемы и методы,
с помощью которых можно
Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.
Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:
1. Существующей в данный
момент практики всегда
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества