Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

Rol_filosofii_v_zhizni_cheloveka_i_obschestva.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

     34) Онтология

ОНТОЛОГИЯ - (от греч. on, род. п. ontos - сущее и …логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613)

36) Особенности  заподной и вост культуры

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование  общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат  в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого  к новому протекает как ломка  устаревших систем ценностей, политических и общественно - экономических структур. Запад, являясь носителем творческого  начала, постоянного поиска, бунта  и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему  познанию окружающего мира и Вселенной  чаще занимает сторону земного материалистического  бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной  духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.  
 
Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этих принципов являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины во многом характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее напротив: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии - а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование  общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат  в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого  к новому протекает как ломка  устаревших систем ценностей, политических и общественно - экономических структур. Запад, являясь носителем творческого  начала, постоянного поиска, бунта  и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему  познанию окружающего мира и Вселенной  чаще занимает сторону земного материалистического  бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной  духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.  
 
Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этих принципов являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины во многом характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее напротив: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии - а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).

 

37) Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам  современности относятся:

проблема  Север-Юг;

проблема  бедности;

продовольственная проблема;

энергетическая  проблема;

проблема  экологии и устойчивого развития;

демографическая проблема;

проблема развития человеческою потенциала

проблема  освоения Мирового океана.

 

38. Гносеология  -  учение о познании. Соотношение  абсолютной и относ истины.

ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, который изучает: 1) природу, сущность, пути и возможности познания; 2) всеобщие характеристики познавательной деятельности человека, выявляя условия достоверности и истинности познания.  Познание – это деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Познание  осуществляется на основе отражении действительности в сознании человека, которое несёт информацию о мире и в процессе познания превращает её в знание – т.е. устойчивую систему представлений о  мироздании.  Различают  следующие  виды  познания:  обыденное  (или повседневное), религиозное,  художественное, игровое, научное и философское. Вопрос о том, познаваем ли мир и каковы пределы  познания,  существует ли в реальности что-либо  принципиально непознаваемое – это один из важнейших вопросов  философии.  Выделяют  следующие  основные  способы  его  решения: агностицизм, гносеологический оптимизм  и теория отражения. 

АБСОЛЮТНАЯ И  ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

В связи с этим А, и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем. Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грани .между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер разви-гия познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т п ) С др стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), др подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр , гипотеза о существовании атомов), одни понятия устраняются из науки (напр , “теплород” и “флогистон”), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) Учение об А и о и преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной (“абсолютной”), и концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть А и. В действительности же, по выражению Ленина, исторична “всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа” (Т. 18. С 138).

39. Методология  научного познания.

Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов, а также учение о методах.Общечеловеческие методы познания, присущие и науке, – это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование.

Основные методы научного познания:

- эмпирический: постижение  внешних фактов и зависимостей  через наблюдение, сравнение, измерение,  эксперимент, описание;

- теоретический: выявление внутренних и существенных связей и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации, восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматики

40. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение бла бла бла

Чувственное познание характеризуется:

- непосредственным отражением (феномены);

- индивидуальной множественностью  и конкретностью;

- внешними и поверхностными  характеристиками объекта в форме  образа.

Его основные элементы:

- ощущение – отражение  отдельных свойств внешних предметов  и внутренних состояний познающего  органами чувств, это исходный  строительный материал познания;

- восприятие – целостное  отражение, интегрирование отдельных  ощущений в единый образ, который  одновременно синтезируется и  выделяется из окружающей среды;

- представление – воспроизводство  в сознании чувственных образов  без непосредственного контакта  с ним на основе памяти и  воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее  и дает базу для перехода  к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

- постижением сущностных  свойств и законов действительности (ноуменов);

- отражением универсально-всеобщего  (общественно-значимого) в виде  абстрактно-идеальных концептов  (идей);

- опосредованностью языком  и культурной традицией.

Его элементы:

- понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные  свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент  понятия ‑словоилисловосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

- суждение ‑форма мышления, не что утверждающая или отрицающая о предмете (даилинет, истинноилиложноидругиеаналогичныеоценки). Суждение‑ соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

- умозаключение формамышления, связующаясуждениявновыйвывод, бываютиндуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

41. Истина как  цель познания. Практика, как критерий  истины

Основным вопросов философского направления в философии гносеологии  является вопрос об истине. На первый взгляд этот вопрос прост. Согласно суждениям  Аристотеля истина – это соответствие мысли его предмету, то есть знание, в котором содержится верное суждение о конкретном предмете познания. Но такое соответствие можно понимать по-разному. Так, для Платона истина состоит в соответствии знаний вечным и неизменным идеям. А знания о  материальном мире не могут быть истинными, поскольку этот мир постоянно  изменяется и то, что считалось  истиной ранее, в дальнейшем оказывается  заблуждением. Известна истина, что  Волга впадает в Каспийское море. Пройдут миллионы лет, и географическое положение изменится, и это суждение уже не будет считаться истиной. Но даже в настоящее время оно  истиной не является, поскольку на месте слияния Волги и Камы название дается более полноводной  реки, а это Кама. Поэтому правильнее было бы полагать, что Кама впадает  в Каспийское море

Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.

Критерий истины не может  быть найден внутри самого знания (его  логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры  знания истину от заблуждения, но эти  критерии имеют лишь вспомогательное  значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой  действительностью, то есть практической деятельностью.

Значит, критерии истины –  не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается  ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут  рассматриваться лишь как более  или менее вероятные гипотезы.

Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:

1. Существующей в данный  момент практики всегда недостаточно  для полной и окончательной  проверки имеющихся знаний: на  любом этапе человеческой истории  практика остается ограниченной  по своим возможностям:

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества