Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад
Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
При такой практически-политической направленности интереса философские проблемы природы отступили на задний план; в центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили у софистов на первый план.
Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида.
Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.
Как видим, если критерием истины объявить индивида, а точнее, его органы чувств, то последним словом теории познания будет релятивизм (провозглашение относительности знания), субъективизм, скептицизм, считающий объективную истину невозможной.
Обратим внимание, что принципу, выдвинутому элеатами - мир мнения реально не существует, - софисты противопоставляли обратный: только мир мнения и существует, бытие - это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Произвол индивида становится здесь руководящим принципом.
Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали относительность, условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество (государство) есть мера справедливого и несправедливого.
Сократ
Своей критикой непосредственных
данностей сознания, требованием
относить всякое содержание знания к
индивидуальному субъекту софисты
прокладывали путь к обретению такого
знания, которое, будучи опосредовано
субъективностью индивида, не сводилось
бы, однако, к этой субъективности. Именно
деятельность софистов, отстаивавших
относительность всякой истины, положила
начало поискам новых форм достоверного
знания - таких, которые могли бы
устоять перед критическим
Основной философский
интерес Сократа
В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.
Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели
Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как "справедливость", "добро", "зло" и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.
Но философия - любовь к
знанию - может рассматриваться как
нравственная деятельность в том
только случае, если знание само по себе
уже и есть добро. Именно такой
этический рационализм
Однако судьба самого Сократа,
всю жизнь стремившегося путем
знания сделаться добродетельным и
побуждавшего к тому же своих учеников,
свидетельствовала о том, что
в античном обществе V века до н.э. уже
не было гармонии между добродетелью
и счастьем. Сократ, пытавшийся найти
противоядие от нравственного релятивизма
софистов, в то же время пользовался
многими из приемов, характерных
для них. В глазах большинства
афинских граждан, далеких от философии
и раздраженных деятельностью приезжих
и своих собственных софистов,
Сократ мало отличался от остальных
"мудрецов", подвергавших критике
и обсуждению традиционные представления
и религиозные культы. В 399 году до
н.э. семидесятилетнего Сократа
Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый - традиционный - фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе "моралиста" и "возродителя устоев", а защитники традиций - "нигилиста" и разрушителя авторитетов.
10. Филосовские системы Платона и Аристотеля
Философская система Платона содержит
Онтология – философское учение о Бытии;
Космология – философское учение об Окружающем мире;
Гносеология – философское учение о Методах познания мира;
Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.
Платон разделил весь окружающий мир на две основные части:
Мир идей или Общих понятий;
Материальный мир или Мир вещей.
По его мнению, первичным (главным) является Мир Идей или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.
Доказательство
Платона:
Материальные предметы не вечны, и существуют
только определённое время. А общие понятия илиидеи – вечны.
«Конкретные предметы
Платон впервые определил общее понятие всех предметов материального мира, которое он назвалМатерия. Это понятие вошло в современную философию.
Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей системы – Этике. Он решил создать систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему нравственного воспитания личности.
Платон разделил всё общество
на три основных сословия:
*Сословия – это группы людей, имеющие
определённые права и обязанности, установленные
государством.
Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;
Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;
Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными.
Каждое сословие должно было заниматься только своим делом, и не вмешиваться в дела других сословий. Укреплению Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей.
Философская система Аристотеля
Аристотель в молодости был учеником Платона и оставил сочинения по всем областям науки своего времени. Он был учителем Александра Македонского.
Аристотель впервые разделил науки, определив для каждой их них специальные области исследования:
Теоретические науки
- метафизика (греч. – то, что выше природы)
– это наука, о наиболее общих понятиях
развития мира.
- физика – это наука, о закономерностях природы.
- математика – это наука о количественных величинах.
Практические науки
- этика – это наука о поведении человека
в обществе;
- экономика – это наука о хозяйственных
отношениях;
- политика – это наука о Государственной
и общественной деятельности.
Аристотель выступил против
По своим философским взглядам Аристотель был дуалистом.
12) Философские мировоззрения Средневековья
Для философского мировоззрения
Средневековья были характерны следующие
принципы:1. Тенденция к сакрализации
(сближения с религиозным
2. Библейский традиционализм и ретроспективность,
т.е. Библия рассматривалась как самый
истинный и значимый труд, отправной источник
и мера оценки любых философских теорий.
3. Поскольку библия понималась как полный
свод законов бытия и повелений бога, то
особое значение имела экзегетика - искусство
правильного толкования и разъяснения
положений Завета. Соответственно и философия
была «экзегетична». Текст стал началом
и концом любой философии. В философских
трудах преобладал семантический, концептуальный
и спекулятивный анализ.
4. Тенденция к назидательности. Это способствовало
общей установке на ценность обучения
и воспитания с точки зрения продвижения
к спасению, к богу. Форма обучения строилась
на диалоге, энциклопедичности педагога
и его знании Священного писания и правил
аристотелевской логики. Впервые в средневековой
философии были проанализированы тончайшие
нюансы человеческой души и подняты проблемы
морали, онтологии, гносеологии. Например,
«Исповедь» Августина, «История моих бедствий»
П.Абеляра).
5. Средневековая философия была по духу
оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма.
Бог не был постижим средствами разума,
но его указания могли быть поняты через
веру, путём озарения. В результате физический
мир, история, ряд моральных требований
постигались умом человека, а религиозные
проблемы - откровением. Соответственно,
выделялось две истины: мирская и божественная,
которые находились в средневековой философии
в симбиозе. Философия пользовалась как
формами интеллекта, так и интуитивного
озарения, божественного откровения. Она
обосновывала возможность личного спасения,
торжества истин христианства во вселенском
масштабе.
Крупнейшими христианскими философами
средневековья были Аврелий Августин
и Фома Аквинский, предельно полно и исчерпывающе
для религиозной философии поставившие
и решившие вопрос о соотношении разума
и веры. Между ними лежит отрезок времени
порядка 900 лет, но их подходы к решению
проблемы разума и веры по сей день остаются
актуальными для религиозной философии.
13) Основные проблемы средневековой мысли
Основной проблемой
Постановка проблемы связана с именем
Климента Александрийского. При всём разнообразии
взглядов, по-видимому, можно выделить
несколько основных подходов, в той или
иной степени разделявшихся различными
мыслителями:
1) Вера самодостаточна и не нуждается
в обоснованиях (Тертуллиан)
2) Вера и разум дополняют друг друга; между
естественным и Бого-откровенным знанием
существует принципиальное согласие,
но если мы не уверуем, мы не поймем (Климент
Александрийский, Августин)
3) У веры и разума собственные истины (теория
двойственной истины); истины науки выше
истин религии, но поскольку истины науки
способны понять немногие, то для всех
остальных религиозные идеи имеют право
на существование, и их не стоит публично
опровергать (Ульям Оккам). Кроме того,
Фома Аквинский считал, что методы познания
у философии и богословия различны.
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества