Роль философии в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Файлы: 1 файл

Rol_filosofii_v_zhizni_cheloveka_i_obschestva.docx

— 210.93 Кб (Скачать)

 

16. Картина  мира в эпоху возрождения. Космологические  учения Н.Кузанского, Дж.Бруно, Н.Коперника

 Новаторский характер  носит космология Николая Кузанского, изложенная в трактате Об учёном незнании. Он предполагал материальное единство Вселенной и считал Землю одной из планет, также совершающей движение; небесные тела населены, как и наша Земля, причём каждый наблюдатель во Вселенной с равным основанием может считать себя неподвижным. По его мнению, Вселенная безгранична, но конечна, поскольку бесконечность может быть свойственна одному только Богу. Вместе с тем, у Кузанца сохраняются многие элементы средневековой космологии, в том числе вера в существование небесных сфер, включая внешнюю из них — сферу неподвижных звёзд. Однако эти «сферы» не являются абсолютно круглыми, их вращение не является равномерным, оси вращения не занимают фиксированного положения в пространстве. Вследствие этого у мира нет абсолютного центра и чёткой границы (вероятно, именно в этом смысле нужно понимать тезис Кузанца о безграничности Вселенной)[5].

Первая половина XVI века отмечена появлением новой, гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. В центр мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого вращались планеты (в числе которых и Земля, совершавшая к тому же ещё и вращение вокруг оси). Вселенную Коперник по-прежнему считал ограниченной сферой неподвижных звёзд; по-видимому, сохранялась у него и вера в существование небесных сфер.

Решительный шаг от гелиоцентризма к бесконечной Вселенной, равномерно заполненной звёздами, сделал итальянский философ Джордано Бруно. Согласно Бруно, при наблюдении из всех точек Вселенная должна выглядеть примерно одинаково. Из всех мыслителей Нового времени он первым предположил, что звёзды — это далёкие солнца и что физические законы во всем бесконечном и безграничном пространстве одинаковы.

Вопрос 18

23. Эмпиризм Нового Времени  (Бэкон, Локк)

Родоначальник эмпиризма  Бэкон (1561-1626), считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает  предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому  роду. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь  природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия или предрассудки идолами и выделяет четыре вида идолов: 1.  Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. 2.  Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. 3.  Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. 4.  Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. Высшая цель познания – познание природы, а также ее завоевание чел-ком. Знание составляет реал. силу, если оно истинно. Чтобы быть таким, знание должно опираться на опыт. 2 вида (равноценны): плодоносный – их цель приносить непосредственную пользу людям. светоносные – цель, не непосредственная польза, а познание глубинных з-нов природы. плоды в перспективе. Пути познания: паука – как паук вьёт паутину из себя, так  и учёный может выводить истины из постулатов; муравья – извлечение опыта из  опытов, практики без использования теории; пчелы – синтез двух предыдущих путей. По Бэкону опыты должны ставиться по индуктивному методу. соответствует эмпирич. методу научного мышления. Можно выделить два случая индукции: полная и неполная индукция. В науке приходится прибегать к неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод. Разделяет все науки в соответствии со способностями чел-ка (память, воображение и рассудок – история, искусство, теоретические науки: фил., естественную теологию, философию природы, антропологию. Антропология включает: философию человека и гражданскую философию; Философия человека состоит из психологии, логики, этики.)  Главная идея Бекона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой. Френсис Бэкон (1561-1626), сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент, суть - главные условия рационального метода. Главный труд – «Новый Органон». В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан «Органон» Аристотеля. Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» - цель - принесение непосредственной пользы человеку; «светоносные» - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов - рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода - обусловлены природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникло телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, возникающие вследствие субъекта предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - возникают вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе случайного впечатления от этого предмета. Театра - порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы. тетра не врождены нашему уму? Они возникают вследствие подчинения ума ошибочным мнениям. Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. В истории науки четко выступают два пути или метода исследований: догматический и эмпирический. Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу похож на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, доставляемых опытом (пчела). До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследований. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции. Материя - совокупность частиц, природа - совокупность тел с многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д. Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом, занимаемым материей (протяженность), а время - объективная мера скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи). Движение есть прирожденное свойство материи, оно вечно. Назвал 19 форм движения.

Вопрос 19

Рационализм Рене Декарта

03.12.2007 - 17:36, автор ksu

Если Ф. Бэкон знаменует  начало формирования философского мышления Нового времени, то Рене Декарт (1596—1650) представляет собой мыслителя уже  этого времени. Во Франции в период, когда складывалось философское  мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье  удалось постепенно ликвидировать  все очаги сопротивления гугенотов  и создать прочное централизованное государство, которое еще страдало от внутренних потрясений, но уже выступало  как одно из важнейших на арене  европейской политики. Французская  буржуазия в то время только возникала. Централизованное государство с  крепкой абсолютистской властью, с  одной стороны, создавало благоприятные  условия для развития внутреннего  рынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закреплял сословные  деления и привилегии. Вместе с  этим во французской культурной и  духовной жизни окрепла позиция  католицизма, под влиянием которого находились все центры образования  в стране. Однако он не мог ни во Франции, ни где-либо в Европе подавить прогресс естественнонаучного познания, стимулировавшегося развитием производительных сил. Именно достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.

 

Рене Декарт в восемь лет  уходит на учебу в иезуитский колледж  Ла-Флеш. Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декарта указывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло. Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философии проявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал в значительной части Европы, В 1621 г. он уходит с военной службы и путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629—1644 гг. В этот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644—1649 были наполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи, содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 г. в Утрехте, а в 1647 г. в Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт) 'было запрещено распространение его воззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Однако затем он принимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.

 

Наиболее выдающиеся из его  философских трудов — это работы, посвященные (как и у Бэкона) методологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила для руководства разума», написанные в 1628—1629 гг., в которых Декарт излагает методологию научного познания. С этой работой связано и вышедшее в 1637 г. как введение к его трактату о геометрии «Рассуждение о методе». В 1640— 1641 гг. Декарт пишет «Размышления о первой философии», в которых вновь возвращается к определенным аспектам своей новой методологии и одновременно придает ей более глубокое философское обоснование. В 1643 г. выходит его труд «Начала философии», в котором полно изложены его философские воззрения.

 

Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самых различных областей человеческого  познания. К наиболее значительным из них принадлежит «Реферат о  свете» 29, над которым он работал  в 1630—1633 гг., затем его «Диоптрика», где он заложил основы геометрической оптики. Следует упомянуть и работу «О страстях», посвященную этической  проблематике, написанную в 1649 г. Декарт интенсивно занимается и экспериментальными (говоря современными терминами) науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого  глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической  геометрии, он внес большой вклад  в развитие математики и математического  мышления.

 

Из приведенного выше следует, что Декарт был одним из тех  мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские  принципы. Поначалу при формировании его философии важную роль играл  способ мышления, воплощенный современном  ему естествознании. Значение развития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что  приносит естествознание, чем знаменуются  все сферы духовной жизни, есть новый  способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание XVI—XVII столетий еще не формулирует эти новые  принципы познания (по крайней мере без соответствующей степени общности). Оно скорее реализует их непосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философия Бэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизирует естествознанию Нового времени, чем создает для него философское обоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания Поэтому фялософия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было начиная с этого времени отвергнуто» 30.

 

Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в  определенности сознания — мышления. «Требование, что должно исходить лишь из мышления как такового, Декарт выражает словами: "De omnibus dubitandum est" (во всем должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» 31 — так характеризует исходный пункт философии Декарта Гегель.

 

Декартово сомнение и «отвержение  всех определений» исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих определений. Это не скепсис, с которым  мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет  Гегель, этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало. Скепсис Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим. Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности затем, чтобы найти единственную (действительную) первичную достоверность. «Первичная» достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основе исследований и собственного личного опыта (по этому поводу смотри биографические пассажи в его «Рассуждении о методе» или в «Размышлениях о первой философии»).

 

Первичную достоверность  Бэкон находит в чувственной  очевидности, в эмпирическом, смысловом  познании. Для Декарта, однако, чувственная  очевидность как основа, принцип  достоверности познания неприемлема. «Все, что я до сих пор полагал  наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто нас хотя бы раз  обманул». Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах». Моментально возник бы вопрос, откуда берется достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться  на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я — в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: "я мыслю, значит, существую" (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут» 33.

 

Факт, что Декарт находит  первичную достоверность в «ego cogito» (мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности, он выдвигает свою первую философию, связан в определенном смысле с развитием естествознания или, точнее сказать, с развитием математических конструкций естествознания. Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, что этой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой, достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы не будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную цену, но что арифметика, геометрия и другие подобные науки, которые рассуждают лишь о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь и во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины подозревались в неправильности»34. Декарт здесь указывает, что достоверность арифметики, геометрии и им подобных наук заключается в том, что по сравнению с другими науками они больше всего зависят от мыслящего Я и менее всего от «внешней реальности». Принятие Декартом мыслящего Я как первичной достоверности, достоверности с наивысшей возможной очевидностью, направлено против схоластического спекулятивного философствования. Как отмечает Гегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания» 35.

 

Из понимания Декартом первичной достоверности, из его  «ego cogito, ergo sum» вытекает ряд существенных характеристик его понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризует так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется субстанцией». Здесь заметно различие в понятии субстанции по сравнению с предшествующей философией.

 

Декартово мыслящее Я является, как мы видели, чем-то, что для  своего существования не нуждается ли в чем, кроме самого себя, не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». В этом смысле здесь нет никакой иной характеристики (материальной, пространственной или какой-ли иной), кроме мышления. Поэтому он определяет его «res cogitas» — как мыслящую вещь, духовную субстанцию.

 

Напротив, «субстанция, которая  является непосредственным субъектом  распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом»38. Так же как  substantia cogitas для своего существования не нуждается ни в какой из материальных вещей, характеризуемых распространенностью, так же и тело — substantia ехtеnsа — не требует для своего существования «субстанций духовных». Они, таким образом, могут существовать независимо друг от друга.

 

Признавая независимость  существования substansia cogitas и substansia ехtеnsа, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма . Он признает как материальный принцип — не зависящее от сознания (духа) существование материи, так и духовный принцип — не зависящее от материи и материального мира.

 

И хотя Декарт подчеркивает, что и substansia cogitas и substansia extensa существуют независимо друг от друга и не являются в его понимании совершенными субстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризует субстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой cебе. В этом смысле он считает, что совершенной субстанцией является ли1нь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Все остальное нуждается для своего существования в «присутствии бога» .

 

Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта не имеет такой же функции, как в схоластической философии. В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человек считает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным', но не является таковым в смысле согласия с вещами, которые в нем отражены. И лишь бог является гарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм — признание вещей мыслящих и вещей распространенных — своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества