Что нового вносит в социальный
статус философии современность? Прежде
всего и главным образом то, что философия
из тиши кабинетов, из келий одиночек-затворников
вырвалась и вошла в большой мир - в политику,
связала себя с широкими народными движениями,
идеологией которых она становится. Происходит
то, чего никогда не было раньше: складывается
симбиоз теоретического и массового сознания,
представляющий собою - как показал опыт
России в XX в. - сильнодействующую, взрывоопасную
смесь (каковой была тогда смесь марксистских
идей, разделяемых горсткой российских
революционеров), с многовековой верой
народных масс в свое высокое предназначение
- быть Мессией, освободителем человечества
[1].
1 См.: Бердяев Н. А. Истоки
и смысл русского коммунизма.
М., 1989
Для "чистой" философии
такая ее временная и неожиданная роль
была невольно связана с упрощением, деформацией
теоретического содержания, приспособлением
его к "массовому" потребителю. Такие
издержки - в особые, переломные моменты
времени, - неизбежны. Они не отменяют общего
вывода: главная роль, функция философии
в истории культуры - одухотворение, оразумливание
человеческого рода, наполнение жизни
человека высшим смыслом, высшими идеями
и непреходящими ценностями.
По отношению к этой обобщенной,
интегральной функции философии - видеть
и развивать в человеке человеческое -
все другие ее выходы в социальную и духовную
24
жизнь общества являются уже
более частными производными. Как учение
о бытии и познании, философия - своей онтологической
и гносеологической стороной - тесно сближается
с наукой, выступая методологией научного
знания. Каждая наука, опираясь на собственный
опыт, разрабатывает, совершенствует систему
общих правил и принципов познания. Это
могут быть и технологические приемы организации
наблюдений (астрономия, геология), и способы
осуществления экспериментов (физика,
химия), математической обработки данных
(социология), отыскания и оценки документов,
свидетельств, первоисточников (история,
источниковедение, литературоведение)
и т.п.
Но с философскими методами
дело обстоит особо. Их отличительная
черта состоит в том, что они универсальны,
т.е. имеют всеобщий характер. Высший уровень
философской методологии - диалектика.
Она помогает человеку смотреть на мир
(в том числе и на мир духовный) как на вечное
развитие и становление, а корень развития
искать во внутренних противоречиях предмета.
Диалектическая логика есть логика динамичных,
текучих понятий, переходящих друг в друга:
количество переходит в качество, случайность
- в необходимость и т.д.
На базе диалектики философией
Нового времени открыты и разработаны
такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического
знания, как
- совпадение логики развития
познания с объективной логикой
действительного мира (единство
логического и исторического);
- движение от исходной
абстракции ко все более полному,
всестороннему знанию (восхождение
от абстрактного к конкретному)
и др.
О глубоком сближении и даже
взаимопроникновении философии и искусства
писали многие великие философы (Платон,
Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, Вл. Соловьев).
Гегель же говорил, что философ должен
быть эстетически развит не меньше, чем
поэт. Такие суждения великий мыслитель
основывал на историческом опыте мировой
культуры, и главным образом, - культуры
античной. Европейское Возрождение (XIV-XVI
вв.) было возрождени-
25
ем прежде всего художественно-философского
духа древних эллинов, наследником которого
мы являемся. "Красота спасет мир"
- знаменитые слова русского классика
обращены в равной мере и к философии и
к искусству.
Исследование социальных функций
философии будет продолжено в следующей
главе, при обсуждении проблемы генезиса
и становления философского знания
Философия может
существовать на обычном и абстрактно-логическом
уровне. Обыденное философствование -
первая форма обобщенного отражения жизни
людей, окружающего мира, самого человека.
На абстрактно-логическом уровне мышления
формируются философские учения, концепции
и теории. Результатом этого мышления
является и научная философия. Научной
философией считается теоретическое,
систематизированное, концептуальное
философское знание, выраженное системой
понятий, законов и суждений. Научной философией
признаются те учения, теории и институты,
которые приобрели статус науки как явления
общества. Основными признаками науки
являются: получение истинного теоретического
знания, наличие объекта и предмета исследования,
наличие кадров и институтов науки, категорийный
аппарат, методология исследования, система
критериев проверки истины.
Философия обладает всеми
признаками науки. Объектом ее изучения
является бытие в целом. Ее предмет составляет
наиболее общие законы, принципы, способы
и формы бытия, отношение человека к окружающему
миру и самому себе. Объект и предмет философии
отличаются от объектов и предметов других
наук, прежде всего их всеобщностью, высокой
абстрактностью и универсальностью получаемых
знаний. Философия - это тип научного мышления
о мироздании, материальном и духовном
и других проявлениях бытия. Философия
- это наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
Предмет философии как
совокупной науки исторически конкретизировался
и уточняется по сей день различными философскими
школами и направлениями. Предметом религиозной
философии является бытие бога, содержание
его творений, натурфилософских школ -
природа и космос, школ антропологического
направления - человек, его существование,
смысл жизни. Методологическая функция
философии состоит в том, что она вооружает
человека совокупностью своих принципов
и методов, наиболее важными требованиями,
необходимыми для мыслительной и практической
деятельности. Основная специфика философии
в ее двойственности, т.к. она имеет общие
черты с научным знанием (предмет, методы),
однако наукой в чистом виде не является,
т.к. она обогащает иные науки, не поглощает
их и стоит выше отдельных наук. Главное
отличие философии от других наук в том,
что она является теоретическим мировоззрением,
обобщающим все ранее систематизированные
знания.