Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация

Краткое описание

Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.

Оглавление

Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91

Файлы: 1 файл

Teoretiko-istoricheskoe_obosnovanie.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

Министерство информационных технологий и связи

Российской федерации

 

 

Московский технический  университет связи и информатики

 

Кафедра философии и  истории

 

 

 

 

 

 

Теоретико-историческое введение к курсу философии:

Философия как научная  отрасль знания и трудный путь её развития

 

 

 

А.С. Полагин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

Введение     3  

1. Возникновение философии  как элемента в системе культуры   3

2. Источник возникновения  философии и её предназначение   4

3. Основные типы и этапы развития философии     6

    3.1 Философия  древней Индии и Китая     8

    3.2 Становление древнегреческой философии     9

    3.3 Философия Средних веков     13

    3.4 Философия  в странах Европы 16-18 вв.     17

    3.5 Классическая  немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.)   22

    3.6 История  философии в России 19 – н. 20 столетия    28

    3.7 Философия  марксизма-ленинизма     33

    3.8 Западная  философия в настоящее время     37

    3.9 Философия  неотомизма     45

    3.10 Западные  социологические концепции в настоящее время   49

4. Трудный путь философии к признанию её важности    57

5. Как доказывается «ненаучность» научной философии?    59

6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии   64

    и частных  наук

7. Пути защиты и  дальнейшего развития научной философии   67

8. О необходимости  издания журнала «Преподавание  философии в вузах» 80

     Заключение     85

     Приложение     85

     Литература     91

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия – это сложное  духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии. Данное теоретико-историческое введение поможет студентам осмыслить: предмет нашего курса является не простой частью философии. Классическая философия – вершина философской мысли. Философия всегда была и остаётся стержнем духовной культуры. Она кровно связана с другими науками и практической деятельностью людей. Особенно тесная взаимосвязь была и остаётся философии с социально- политическими и экономическими процессами. Этот факт нашёл своё адекватное отражение в утверждении выдающегося английского философа 20 в. Б. Рассела: «Философы являются одновременно и следствиями и причинами – следствиями социальных обстоятельств – политики институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами убеждений, определяющих политику и институты последних веков» 1. Нет ни одного острейшего практического или научного вопроса, который философия могла бы обойти стороной. Любая частная наука может обойти стороной «неудобные»  для неё вопросы. Философия такой возможности не имеет. Этот факт особенно чётко должен осознать каждый россиянин, особенно студент, когда Россия проходит сложный и даже опасный этап в своём существовании.

И всё духовное содержание этого этапа существования России находит своё отражение в современном состоянии философии в России и её преподавании в вузах. Так, некоторые философы с высокими учёными степенями и званиями, имеющие доступ к СМИ, вопреки неоспоримым объективным фактам заявляют, что философия не является наукой... Почему они делают подобные заявления и какие они преследуют при этом цели? Как должны реагировать представители и сторонники Научной философии вместе со студентами на подобные заявления? Как должна дальше развиваться философия? На эти и другие подобные вопросы данное теоретико-историческое введение поможет студентам найти правильные ответы. Оно поможет студенту правильно понять и оценить глубокий смысл и современную значимость  приведённого высказывания  Б. Рассела.

Плодотворное изучение философии предполагает активную деятельность студента, напряжение всех его духовных сил. Данное теоретико-историческое введение поможет студенту чётко осознать тот факт, что хотя он будет изучать и уже изучает различные науки на разных кафедрах и факультетах, все эти науки составляют единое целое, стержневой теоретической основой которого является Классическая философия.

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК ЭЛЕМЕНТА

В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

Культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Познание первобытных людей предметов и явлений действительности было непосредственно включено в процесс их  повседневной жизнедеятельности и переплеталось с фантастическими и религиозными представлениями.

Наука в своём развитии прошла два этапа:  а) эмпирический  и   б) теоретический.  

Эмпирическое  научное знание (3-е тыс. до н.э.- 6-й в. до н.э.) – это отдельные не связанные друг с другом знания о предметах и явлениях Мира (Вселенной).

Фундаментом возникновения и развития теоретического научного знания является постановка и решение проблемы единства Мира (Вселенной).

В 7-м - 6-м вв. до н.э., с одной стороны, шёл процесс дифференциации научного знания и возникновения частных наук (астрономии, математики, механики и т.д.), а с другой – шёл процесс поиска единой основы, которая породила  всё многообразие Мира. В качестве такой основы принимали отдельное вещество или их комплекс (вода, огонь, воздух и т.п.). Так, Гераклид Эфесский (5-й в. до н.э.) избрал первовеществом огонь и как материал и как источник непрерывного изменения. А Левкипп  (5-й в. до н.э.) выдвинул атомистическую гипотезу строения вещества и Вселенной в целом, которая детально была разработана его учеником Демокритом. В процессе таких поисков формировалась философия как относительно самостоятельная часть научного знания. Она сосредоточивала своё внимание на поисках «единого во многом» и «многое в едином».

Вместе с тем философия  становилась ядром формировавшейся  тогда первой научной картины мира – Натурфилософии, которая просуществовала до 15 в.

Сегодня существует порядка 15 тысяч наук. Философия – одна из них. Какое место занимает философия среди других наук?

С одной стороны, философия вместе с другими науками имеет общие черты (любая наука, в том числе и философия, с логической точки зрения – это система категорий, законов и принципов), а с другой – философия, как и другие науки, имеет свою специфику, свой объект и предмет познания 2. Объектом познания философии является Мир (Вселенная) в целом, он бесконечен. Объектом познания любой частной науки является определённая часть Мира, он конечен и составляет часть объекта познания философии. Предметом познания философии 3 является общее, которое имеет место во всех предметах и явлениях Мира (Вселенной).

Специфика объекта и  предмета познания Научной философии составляет объективную основу того, что и теперь Классическая философия составляет теоретический фундамент, ядро Современной научной картины мира.

 

Выводы:

 

1). Философия – наука, она возникла в 7 – 6 вв. до н.э. в процессе дифференциации и интеграции научного знания.

2). Научная философия составляла и составляет теоретический фундамент научных картин  мира, она направляет мышление на поиск «единого во многом» и «многое в едином».

 

2. ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

 

Немецко-польско-русский философ Генрих Егорович Струве (1890г.) в Варшаве издал книгу «Введение в философию», в которой обосновал необходимость формирования в рамках философии новой дисциплины – философии философии (теории философского знания). Её задача - самосознание философии. Она должна дать исходную точку для всякого философствования, для всякого разрешения специальных задач и проблем философии. Идеи этой книги в наши дни приобретают особую остроту и актуальность как для развития философии и научного знания в целом, так и для её усвоения студентами вузов.

Многие видные российские философы возникновение философии не выводят из реальной истории развития материальной и духовной культуры, а просто постулируют, что якобы её источником является мифология, религия и любовь к мудрости 4. П.В. Алексеев и А.В. Панин утверждают: «Философия начала развиваться... в единстве с мифом и религией и с нерасчленённого... представления о мире как  одушевлённой системе» 5. Они же, в одном случае, отождествляют философию и мировоззрение (т.е. её сущность и функцию.): «Философия есть мировоззрение...» 6, а в другом – сущность философии выводят из её функции: «Что представляет собой философия? – задают они вопрос, - Для этого сначала следует выяснить, что такое мировоззрение и какова специфика философии как одной из главных форм мировоззрения» 7. При этом акцент делается на индивидуальное, субъективное мировоззрение.

В.А. Канке выделяет три  ориентации философии:

1). «Научная ориентация  философии. Мировоззренческая и  методологическая функции философии;

2). Чувственно-эстетическая  ориентация философии. Гуманистическая  функция философии;

3). Практическая ориентация  философии. Моральная функция  философии». 8

Он же утверждает, что  возникновение философии и науки  определяется «... воззрениями учёных на природу философии и научной мысли». 9

Но почему автор выделяет только три ориентации философии  и какой философии конкретно? У Научной философии подобных ориентаций может быть бесконечное множество. Потому что Научная философия – это целостная система, которая адекватна Миру (Вселенной) в целом. Ещё А.В. Шеллинг правильно утверждал, что философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет. На эту же сущность философии обращал внимание П.Л. Лавров (1823-1900). Философия «есть отождествление мысли, образа и действия». «Философия понятийна только в целом» – правильно утверждал и Ф. Шлегель (1772-1829).

А широко известный западный философ Б. Рассел утверждал, что  философия возникла на «ничейной» земле», так как «всё точное знание ... принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии» 10. Философия же, якобы, «является чем-то промежуточным между теологией и наукой» 11, что она любовь к мудрости и на её базе, ею же и сформировалась.

Такие представления о философии  и истоках её возникновения не адекватны Миру, односторонни, субъективны. Они удобны для противников Научной философии.

Познание первобытными людьми предметов  и явлений действительности было непосредственно включено в процесс их повседневной жизнедеятельности и переплеталось с фантастическими и религиозными представлениями. Остатки таких знаний сохранились до сих пор в нашем языке. Так, у нас, как и у первобытного человека, Солнце «ходит», Месяц (Луна) «смотрит» и т.п.

С развитием земледелия, строительством инженерных сооружений, возникновением письменности постепенно формировались люди, которые специализировались на познавательной деятельности. Первыми людьми, профессией которых стала познавательная деятельность, были жрецы. Так возникла, приблизительно в 3-х тысячном году до н.э., наука, которая прошла длительный путь своего развития.

Длительное время наука была эмпирической как по содержанию (знания об отдельных предметах и явлениях), так и по способу их получения, обоснования и использования. Эмпирические знания существовали в рамках мифических и религиозных представлений.

В 7-6 вв. до н.э. эмпирический этап в  развитии науки исчерпал свои возможности. Учёные пытаются познать сущность Мира в целом. Происходит процесс дифференциации и интеграции научного знания. Возникает философия.

Таким образом, сама история свидетельствует  о том, что источником, причиной возникновения философии является практическая и духовная потребность людей. Учёные от познания отдельных предметов и явлений стали размышлять и сущности Мира (Вселенной) в целом. Философия с самого начала своего возникновения пыталась познать «единое во многом» и «многое в едином». Вместе с тем, она возникла не в стороне от чувственного познания, а на его базе. Исходные начала: земля, огонь, атомы были не выдуманы людьми, а были реальными предметами и явлениями природы, которые нашли адекватное отражение, в своё время, в философии. И цели познания философы тоже ставили реальные. Так, выдающийся мыслитель древней Греции Аристотель считал, что люди начали заниматься философией, «чтобы избавиться от незнания» 12, что «философия называется знанием об истине» 13. Он был согласен со своим учителем Платоном, что «не следует какую-либо другую науку считать более ценной, чем эту» 14. А Платон считал, что «философия – это приобретение знания» 15.

Все последующие выдающиеся мыслители  Дж. Бруно, Ф. Бэкон, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Н.Г. Чернышевский, Б. Рассел, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв и др. полностью разделяли названную точку зрения Аристотеля и Платона. «Наука эта (философия – А.П.), - писал, например, Л.Н. Толстой, - ясно ставит вопрос: Что такое Я и весь мир? Зачем Я, и зачем мир? И с тех пор, как она есть, она отвечает всегда одинаково» 16.

Представляет интерес и то, как известный учёный Г.Е. Струве понимал взаимосвязь философии и частных наук. «Философия, - писал он, - по существу своему есть наука общая, всеобъемлющая, универсальная, и этим отличается от всех остальных наук, которые всегда имеют характер специальный, ограниченный исследованием известного точно определённого предмета. И потому, как нельзя требовать от специальных наук, чтобы они, на основании своих специальных исследований образовали общий взгляд на мир, принимали универсальный характер; так, равным образом, нельзя требовать от философии, чтобы она задалась специальными вопросами, не имеющие непосредственной связи с её основной задачей, состоящей в разработке общего мировоззрения» 17.

Не прост и не прямолинеен  был путь к такой философии. В следующих вопросах мы остановимся на анализе этого пути.

 

Выводы:

 

1). Философия возникла  как закономерное следствие прогрессивного  развития материальной и духовной культуры.

2). Источником возникновения философии  является сама реальная жизнь,  необходимость иметь знания, которые распространяются на все предметы и явления мира. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».

Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития