Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:24, доклад
Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности.
научные и вненаучные знания
Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний..
Необходимо выделить научное и ненаучное познание.
1. Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности.
2 Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило другие формы знания. ПОЛНОЕ отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор.
Наряду с научным знанием
в культуре всегда сосуществует достаточно
заметный слой знаний, который организован
иначе, чем знание научное. В контексте
культуры наряду с научным знанием
формируются различные
Ненаучное знание
– это такие формы
1) первичные формы осмысления реальности, предшествующие научному знанию;
2) как знание, несоответствующее
общепринятым критериям
3) как знание, дополняющее
существующие виды научного
4) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, Рассмотрим некоторые виды ненаучного знания.
1). Исторические:
а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся
б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;
в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;
г) художественно-образное (связано с эстетическим);
е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.
2). Иррациональное (внерациональное) познание:
а)б) мистика;
д) переживание, ощущения;
е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
• ненаучное, (знания полученные не научным методом, например, жизненный опыт) •донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
• паранаучное - знания включает в себя учения или размышления о феноменах, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), ( например, астофизика)
• "лженаучное - представляет собой ошибочное знание..
• антинаучное - как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней".
• псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Вненаучное познание характеризуется:
1) недостаточной обоснованностью;
2) частой недостоверностью;
3) иррационализмом.
Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.