Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.
Введение
Раздел 1. . Наука как объект философского исследования
1.1 Задачи философии науки
1.2 Генезис и развитие науки
Раздел 2. . Роль философии в научном познании
2.1 Классификация методов
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
2.3 Функции философии в научном познании
Заключение
Использованные источники
Содержание
Введение
Раздел 1. . Наука как объект философского исследования
1.1 Задачи философии науки
1.2 Генезис и развитие науки
Раздел 2. . Роль философии в научном познании
2.1 Классификация методов
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
2.3 Функции философии в научном познании
Заключение
Использованные источники
Введение
Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.
Вот что говорит о развитии науки американский историк науки Т.С. Кун: «Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые – это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание» [1, с. 421].
Ни
одна сфера духовной культуры не оказала
столь существенного и
Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего дела, хотя и хранит в социальной памяти имена великих и малых творцов, внесших вклад в ее развитие. Но идеи после их публикации начинают жить самостоятельной жизнью, неподвластной воле и желаниям их творцов.
В
наше время наука нередко
Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука – это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место.
Философия
науки ставит задачу раскрыть природу,
условия и характер научных знаний.
Предметом философии науки
Цель
и задача методологического исследования
науки и её формирования заключается
в развёртывании таких
Раздел 1. Наука как объект философского исследования
1.1 Задачи философии науки
Итак, мы будем рассматривать науку как производство знаний. Напрашивается мысль, что изучать науку – это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний.
Правда, в значительной степени ученый и сам изучает и описывает свою собственную деятельность: научные тексты, например, содержат подробное описание проделанных экспериментов, методов решения задач и т.п. Но, описав поставленный эксперимент, ученый, за редким исключением, не пытается проследить, как именно он пришел к идее этого эксперимента, а если и пытается, то результаты такой работы уже не входят органично в содержание специальных научных работ. В общем, можно сказать, что ученый, работающий в той или иной специальной области науки, как правило, ограничивается описанием тех аспектов своей деятельности, которые можно представить и как характеристику изучаемых явлений. Так, например, когда химик описывает способ получения тех или иных соединений, то это не только описание деятельности, но и описание самих соединений: вещество такое-то может быть получено таким-то путем. Но далеко не все в деятельности ученого можно представить подобным образом. Процедуры научного поиска в разных областях знания имеют много общего, и уже это выводит их за пределы узко профессиональных интересов той или иной специальной науки.
Прежде
всего, учёный как творческая личность
должен обладать такими качествами: высокий
интеллект, независимость суждений,
остроумие, оригинальность без вульгарности,
неспешность в вынесении
Д. Гранин писал, что нет никаких общих «правил» для творческой личности ученого, и в особенности гениальной личности, так как всякий гений – это уже отклонение от правил. Однако, эта способность отклоняться от правил, и отклоняться так, чтобы создавать собой и через себя новые правила и открывать новые правильности в окружающем бытии, – это ведь тоже некое общее «правило» всех подлинных творческих личностей как в науке, так и в искусстве. Но, кроме того, выделяются и более конкретные «правила», хотя и чрезвычайно многообразно варьирующие в разные эпохи и в разных типах личности учёных [2].
Итак, одним из аспектов исследования науки может быть изучение ученого за работой. Результаты такого изучения могут иметь нормативный характер, ибо, описывая деятельность, которая привела к успеху, мы, сами того не желая, пропагандируем положительный образец, а описание неудачной деятельности звучит как предупреждение.
Всякое объективное знание служит людям дважды – сначала как объяснение окружающей реальной действительности, а затем в качестве средства, метода при решении тех или иных проблем. Фактически любая научная теория выполняет методологические функции, когда она используется за пределами ее собственного предмета, а научное знание в целом играет роль методологии по отношению к совокупной практической деятельности человека.
Но
правомерно ли сводить изучение науки
к описанию деятельности отдельных
людей? Наука это далеко не только
деятельность. Деятельность всегда персонифицирована,
можно говорить о деятельности конкретного
человека или группы людей, а наука
выступает как некоторое
Здесь речь идет о научных традициях, в рамках которых работает ученый. Силу этих традиций осознают и сами исследователи. Итак, наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Деятельность и традиции - это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не существуют вне деятельности. Но изучая традиции, мы описываем некоторый естественный процесс, в то время как акты деятельности всегда целенаправленны. Они предполагают выбор ценностей и целей субъектом деятельности, и нельзя понять деятельность, не фиксируя цель.
Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.
Рассматривая
науку как деятельность, направленную
на производство нового знания, и как
традицию важно принять во внимание
историческую изменчивость самой научной
деятельности и научной традиции.
Иначе говоря, философия науки, анализируя
закономерности развития научного знания,
обязана учитывать историзм науки.
Можно сказать, что каждое общество
в каждую эпоху создает «свою»
науку. В процессе ее развития происходит
не только накопление нового знания и
перестраиваются ранее
Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества.
ХХ
век может быть охарактеризован
как все расширяющееся
Но
если меняются сами стратегии научной
деятельности и ее функции в жизни
общества, то возникают новые вопросы.
Будет ли и дальше меняться облик
науки и ее функции в жизни
общества? Всегда ли научная рациональность
занимала приоритетное место в шкале
ценностей или это характерно
только для определенного типа культуры
и определенных цивилизаций? Возможна
ли утрата наукой своего прежнего ценностного
статуса и своих прежних
Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки.
Современная
философия науки рассматривает
научное познание как социокультурный
феномен. И одной из важных ее задач
является исследование того, как исторически
меняются способы формирования нового
научного знания и каковы механизмы
воздействия социокультурных
Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.