Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.
Введение
Раздел 1. . Наука как объект философского исследования
1.1 Задачи философии науки
1.2 Генезис и развитие науки
Раздел 2. . Роль философии в научном познании
2.1 Классификация методов
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
2.3 Функции философии в научном познании
Заключение
Использованные источники
Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Как нельзя требовать от биолога, чтобы он ограничил себя изучением одного организма или одного вида организмов, так нельзя и философию науки лишить ее эмпирической базы и возможности сравнений и сопоставлений.
1.2 Генезис и развитие науки
В
истории формирования и развития
науки можно выделить две стадии,
которые соответствуют двум различным
методам построения знаний и двум
формам прогнозирования результатов
деятельности. Первая стадия характеризует
зарождающуюся науку (преднауку), вторая
– науку в собственном смысле
слова. Зарождающаяся наука изучает
преимущественно те вещи и способы
их изменения, с которыми человек
многократно сталкивался в
Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира.
Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними), выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы "сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.
При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.
Благодаря
новому методу построения знаний наука
получает возможность изучить не
только те предметные связи, которые
могут встретиться в
Поскольку демаркация между преднаукой и наукой связана с новым способом порождения знаний, проблема генезиса науки предстает как проблема предпосылок собственно научного способа исследования. Эти предпосылки складываются в культуре в виде определенных установок мышления, позволяющих возникнуть научному методу. Их формирование является результатом длительного развития цивилизации.
Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Индии, Древнего Египта и Вавилона) не создавали таких предпосылок. Хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения задач, все эти знания и рецептуры не выходили за рамки преднауки.
Переход
к науке в собственном смысле
слова был связан с двумя переломными
состояниями развития культуры и
цивилизации. Во-первых, с изменениями
в культуре античного мира, которые
обеспечили применение научного метода
в математике и вывели ее на уровень
теоретического исследования, во-вторых,
с изменениями в европейской
культуре, произошедшими в эпоху
Возрождения и перехода к Новому
времени, когда собственно научный
способ мышления стал достоянием естествознания
(главным процессом здесь
Античная
философия продемонстрировала, как
можно планомерно развертывать представление
о различных типах объектов (часто
необычных с точки зрения наличного
опыта) и способах их мысленного освоения.
Она дала образцы построения знаний
о таких объектах. Это поиск
единого основания (первоначал и
причин) и выведение из него следствий
(необходимое условие
В
противоположность восточным
Характерно, что разработка в античной философии методов постижения и развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира сквозь призму социальной практики полиса. Первые шаги к осознанию и развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности на народном собрании). Что же касается логики, то ее разработка в античной философии началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем применены к научному рассуждению.
Сформировав
средства для перехода к собственно
науке, античная цивилизация дала первый
образец конкретно-научной
Идея
экспериментального исследования неявно
предполагала наличие в культуре
особых представлений о природе,
о деятельности и познающем субъекте,
представлений, которые не были свойственны
античной культуре, но сформировались
значительно позднее, в культуре
Нового времени. Идея экспериментального
исследования полагала субъекта в качестве
активного начала, противостоящего
природной материи, изменяющего
ее вещи путем силового давления на
них. Природный объект познается
в эксперименте потому, что он поставлен
в искусственно вызванные условия
и только благодаря этому проявляет
для субъекта свои невидимые сущностные
связи. Недаром в эпоху становления
науки Нового времени в европейской
культуре бытовало широко распространенное
сравнение эксперимента с пыткой
природы, посредством которой
Создается
новая система ценностных ориентаций,
которая начинает просматриваться
уже в культуре Возрождения. С
одной стороны, утверждается, в противовес
средневековому мировоззрению, новая
система гуманистических идей, связанная
с концепцией человека как активно
противостоящего природе в
Новые смыслы категории "природа" были связаны с формированием новых смыслов категорий "пространство" и "время", что также было необходимо для становления метода эксперимента. Средневековые представления о пространстве как качественной системе мест и о времени как последовательности качественно отличных друг от друга временных моментов, наполненных скрытым символическим смыслом, были препятствием на этом пути. В средневековой культуре человек не мыслил пространство и время как однородные, а полагал, что различные пространственные места и различные моменты времени обладают разной природой, имеют разный смысл и значение.
Такое
понимание пронизывало все
Радикальная
трансформация всех этих представлений
началась уже в эпоху Возрождения.
Показательно, что новые представления
о пространстве возникали и развивались
в эпоху Возрождения в самых
разных областях культуры: в философии
(концепция бесконечности
Все
эти представления, сформировавшиеся
в культуре Ренессанса, утверждали
идею однородности пространства и времени,
и тем самым создавали
Теоретическое естествознание, возникшее в эту историческую эпоху, завершило долгий процесс становления науки в собственном смысле этого слова. Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей систематические прорывы в новые предметные области. В свою очередь, эти прорывы в принципе открывают новые возможности для приложения научных знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Для перехода к собственно научной стадии необходим был особый способ мышления (видения мира), который допускал бы взгляд на существующие ситуации бытия, включая ситуации социального общения и деятельности, как на одно из возможных проявлений сущности (законов) мира, которая способна реализоваться в различных формах, в том числе весьма отличных от уже осуществившихся.
Естественные,
технические и гуманитарные науки
формируются на основе общего научного
прототипа – античного научного
мышления. В свою очередь, этот прототип
сложился на культурной почве оперативного
и анимистическо-
Раздел 2. Роль философии в научном познании
2.1 Классификация методов
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за её пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.