Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.
Введение
Раздел 1. . Наука как объект философского исследования
1.1 Задачи философии науки
1.2 Генезис и развитие науки
Раздел 2. . Роль философии в научном познании
2.1 Классификация методов
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
2.3 Функции философии в научном познании
Заключение
Использованные источники
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.
В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).
1.
Философские методы, среди которых
наиболее древними являются
Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.
2.
Общенаучные подходы и методы
исследования, которые получили
широкое развитие и применение
в науке XXвека. Они выступают
в качестве своеобразной «
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
Если
философские категории
На
основе общенаучных понятий и
концепций формулируются
Особенно
бурно в последнее время
Важная
роль общенаучных подходов состоит
в том, что в силу своего «промежуточного
характера», они опосредствуют
3.
Частнонаучные методы–
4.
Дисциплинарные методы–
5.
Методы междисциплинарного
Таким
образом, методология не может быть
сведена к какому-то одному, даже
«очень важному методу». Ученый никогда
не должен полагаться на какое-то единственное
учение, никогда не должен ограничивать
методы своего мышления одной единственной
философией. Методология не есть также
простая сумма отдельных
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
Решение
вопроса о соотношении
Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. – положительный).
Если
рассматривать вопрос о соотношении
философии и науки
Говоря
о необходимости союза
Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».
Общий механизм взаимосвязи философии и частных наук, состоит в следующем: «…философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [5, с. 98].
Открытия сделанные в этом направлении показывают, что всё в природе совершается диалектически, а не метафизически [6].
Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и философских учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель
В.И. Вернадский [6, с. 195]. Выделим основные из них:
1.
Положение философии в
2.
Можно быть хорошим философом
без всякой ученой подготовки.
Наряду с этим философии можно
и нужно учиться, но нельзя
с помощью только учения
3.
Факт, против которого спорить
не приходиться, состоит в том,
4.
В основе философии лежит
5. Глубочайший анализ разума – эта основная база философии – не может служить мерилом современного научного знания, так как оно в своём научном аппарате, неизбежно захватывающем будущее ноосферы (сферы разума), имеет научную эмпирическую базу, значительно более мощную и прочную, чем указанная база философии.
6. Учёный не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придаёт основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т.п.
7.
Наука и философия находятся
непрерывно в теснейшем
8.
Современная философская мысль
Запада пока слабо отразила
вхождение в научную западную
мысль чуждой ей философии
Востока, великих живых
2.3 Функции философии в научном познании
Как подведение итога всему сказанному выше, в этом параграфе будут рассмотрены функции философии в научном познании.
1.
Философия разрабатывает