Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.
Введение
   Раздел 1. . Наука как объект философского исследования
                              1.1 Задачи философии науки
                             1.2 Генезис и развитие науки
 Раздел 2. . Роль философии в научном познании
                              2.1 Классификация методов
                              2.2 Взаимосвязь философии  и частных наук
       2.3 Функции философии  в научном познании 
                    Заключение
                    Использованные источники
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.
В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).
    1. 
Философские методы, среди которых 
наиболее древними являются 
Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.
    2. 
Общенаучные подходы и методы 
исследования, которые получили 
широкое развитие и применение 
в науке XXвека. Они выступают 
в качестве своеобразной «
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
    Если 
философские категории 
    На 
основе общенаучных понятий и 
концепций формулируются 
    Особенно 
бурно в последнее время 
    Важная 
роль общенаучных подходов состоит 
в том, что в силу своего «промежуточного 
характера», они опосредствуют 
    3. 
Частнонаучные методы– 
    4. 
Дисциплинарные методы– 
    5. 
Методы междисциплинарного 
    Таким 
образом, методология не может быть 
сведена к какому-то одному, даже 
«очень важному методу». Ученый никогда 
не должен полагаться на какое-то единственное 
учение, никогда не должен ограничивать 
методы своего мышления одной единственной 
философией. Методология не есть также 
простая сумма отдельных 
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
    Решение 
вопроса о соотношении 
Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение и позитивизм (лат. – положительный).
    Если 
рассматривать вопрос о соотношении 
философии и науки 
    Говоря 
о необходимости союза 
Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».
Общий механизм взаимосвязи философии и частных наук, состоит в следующем: «…философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [5, с. 98].
Открытия сделанные в этом направлении показывают, что всё в природе совершается диалектически, а не метафизически [6].
Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и философских учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель
В.И. Вернадский [6, с. 195]. Выделим основные из них:
    1. 
Положение философии в 
    2. 
Можно быть хорошим философом 
без всякой ученой подготовки. 
Наряду с этим философии можно 
и нужно учиться, но нельзя 
с помощью только учения 
    3. 
Факт, против которого спорить 
не приходиться, состоит в том,
    4. 
В основе философии лежит 
5. Глубочайший анализ разума – эта основная база философии – не может служить мерилом современного научного знания, так как оно в своём научном аппарате, неизбежно захватывающем будущее ноосферы (сферы разума), имеет научную эмпирическую базу, значительно более мощную и прочную, чем указанная база философии.
6. Учёный не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придаёт основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т.п.
    7. 
Наука и философия находятся 
непрерывно в теснейшем 
    8. 
Современная философская мысль 
Запада пока слабо отразила 
вхождение в научную западную 
мысль чуждой ей философии 
Востока, великих живых 
2.3 Функции философии в научном познании
Как подведение итога всему сказанному выше, в этом параграфе будут рассмотрены функции философии в научном познании.
    1. 
Философия разрабатывает