Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:29, курсовая работа
Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.
Введение
Раздел 1. . Наука как объект философского исследования
1.1 Задачи философии науки
1.2 Генезис и развитие науки
Раздел 2. . Роль философии в научном познании
2.1 Классификация методов
2.2 Взаимосвязь философии и частных наук
2.3 Функции философии в научном познании
Заключение
Использованные источники
Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.
Иначе говоря, философия даёт общее видение мира, на основе которого строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого целого – философского осмысления реальности. Именно оно позволяет увидеть место и роль частнонаучных представлений, «прописать» их в качестве необходимых моментов, сторон общей картины мира.
Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира. В этом смысле она обладает прогностическими функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре – понять не только каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный человеческий мир, но каким он может и должен быть. При этом категориальные структуры философии обеспечивают новое видение как объектов, преобразуемых в человеческой деятельности, так и самого субъекта деятельности, его ценностей и целей [3]. Сегодня говорить о чисто объективной картине мира, не учитывая места субъекта в нём, невозможно.
2.
Философия «вооружает»
Хотя
все частные науки осуществляют
процесс познания мира, ни одна из них
не имеет своим непосредственным
предметом изучение закономерностей,
форм и принципов познания в целом.
Этим специально занимается философия
(точнее гносеология, как один из основных
её разделов), опираясь на данные других
наук, анализирующих отдельные
Кроме
того, любое познание мира, в том
числе научное, в каждую историческую
эпоху осуществляется в соответствии
с определённой «сеткой логических
категорий». Переход науки к анализу
новых объектов ведёт к переходу
к новой категориальной сетке. Если
в культуре не сложилась категориальная
система, соответствующая новому типу
объектов, то последние будут восприниматься
через неадекватную систему категорий,
что не позволит раскрыть их сущностные
характеристики. Развивая свои категории,
философия тем самым готовит
для естествознания и социальных
наук своеобразную предварительную
программу их будущего понятийного
аппарата. Применение разработанных
в философии категорий в
3.
Философия даёт науке наиболее
общие принципы, формулируемые на
основе определённых категорий.
Так, например, принципы диалектики образуют определённую субординированную систему и, взятые в их совокупности, представляют собой методологическую программу самого верхнего уровня. Они задают лишь общий план исследования, его стратегию (поэтому их называют стратегическими), ориентирую познание на освоение действительности в её универсально всеобщих характеристиках. Их эвристическая мощь зависит как от их содержания, так и от их умелого правильного применения.
Философско-
4.
От философии учёный получает
определённые
Философская
мысль выявляет не только интеллектуальные
(рациональные), но также нравственно-
5.
В наибольшей степени
Если говорить более конкретно, то влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.
Философские принципы в качестве селекторов, «работают» только тогда, когда встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т.п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нём «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, «философские соображения» и др.
6.
Существенное влияние на
Таковы,
в частности, идеи античной атомистики,
которые стали
7.
Философско-методологические
8.
Воздействие философских
Поскольку
влияние философии на науку является,
как правило, опосредованным, тем
более в условиях возрастающей расходимости
их языков, то очень актуальной становиться
проблема адекватной «стыковки» философских
и специально-научных
9.
Философские методы не всегда
дают о себе знать в процессе
исследования в явном виде, они
могут учитываться и
Следует
сказать, что широкое развитие в
современной науке
10.
Реализация философских
Тем
самым путь реализации методологической
функции философии есть не только
способ решения фундаментальных
проблем развития науки, но и способ
развития самой философии, всех её методологических
принципов.
Заключение
Методологическая проблематика, возникающая в ходе развития специально-научного познания, требует для своего изучения и разрешения не только тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываются философией и науковедением.
Методология
отнюдь не сводится к сумме рецептов
для желающих делать научные открытия:
она может ориентировать
Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.