Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация
Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.
Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91
К. Маркс свой закон развития научного знания классически продемонстрировал в своём «Капитале», который и по сей день не утратил своей научной ценности, он объективно является настольной книгой каждого творчески мыслящего специалиста в любой сфере деятельности.
Научный статус Марксистской философии стал несомненным. Возникнув в русле мировой духовности, она внесла существенный вклад в дальнейшее развитие мировой культуры.
В России одним из первых марксистов-философов выступил Г.В. Плеханов, организовав группу «Освобождение труда». Его труды по истории философии, социологии, эстетике и др. оставили заметный след в пропаганде и дальнейшем развитии марксизма.
Особое место в защите марксистской философии методом её дальнейшего развития внесли работы Ленина, в особенности книга «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) – главный философский труд Ленина. В нём Ленин проанализировал основные направления западной философии конца 19 – н.20 вв. (эмпириокритицизм, неокантианство, имманентную школу, прагматизм и др.), показал их антинаучный реакционный характер, прямую связь с субъективно-идеалистической традицией в истории философии. Он раскрыл философское значение той революции в естествознании, которая началась на рубеже 19-20 вв. Обобщая с позиции диалектического материализма важнейшие естественно-научные открытия, Ленин всесторонне развил основные понятия марксистской философии (материя, опыт, истина, практика, причинность, свобода, необходимость и др.), выдвинул мысль о неисчерпаемости материи, подтверждённую всем дальнейшим развитием естествознания. Определяя материю как объективную реальность, данную нам в ощущениях, и указывая на её первичность по отношению к сознанию, Ленин вместе с тем подчёркивал, что абсолютная противоположность материи и сознания ограничивается пределами «основного гносеологического вопроса», что за этими пределами относительность данного противопоставления несомненна». Этот аспект в решении основного вопроса философии явился предпосылкой развитой Лениным впоследствии материалистической трактовки активной роли сознания в процессе познания и практического изменения человеком объективной действительности. Исследуя процесс познания, Ленин показал плодотворность применения диалектики к теории отражения.
Большое внимание Ленин уделял проблемам социальной философии. Широта спектра проблем социальной философии в ленинских трудах свидетельствовала о том, что данный исторический период требовал новых подходов к анализу социальной действительности, новых идей и решений.
Ленин был вождём Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшей собой новую эру в истории человечества – эру строительства Социалистической цивилизации. По инициативе Ленина, возглавлявшего первое Советское государство, были приняты первые декреты, созданы основные органы Советского государства. Залог победы социализма Ленин видел в историческом творчестве трудящихся масс.
В работах этого периода Ленин определил основные задачи социалистической революции – построение современной экономики и социалистическое воспитание народа. Наступил тот исторический момент, когда теория Диалектического материализма и Исторического материализма превращается в практику, оживляется практикой, одновременно исправляется практикой и проверяется практикой. Ленин сформулировал основы внешней политики социалистического государства в период, когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства. Указывая на огромное революционизирующее влияние первого в мире социалистического государства, Ленин вместе с тем решительно отверг авантюристическую идею «подталкивания», «экспорта» революции.
Ленин выступил против возраставшей в социалистическом движении опасности «левого» оппортунизма, раскрыл его мелкобуржуазную природу и сектантский характер, догматизм и субъективизм, незнание диалектики или неумение применять её в политике социалистических партий («Детская болезнь «левизны» в коммунизме», 1920).
Когда Богданов и его сторонники возродили выдвинутый ими ещё в годы реакции лозунг «пролетарской культуры», Ленин раскрыл реакционность попыток отгородить культуру пролетариата от лучших традиций общечеловеческой культуры, развил теорию социалистической культуры. Определяя основные задачи культурной революции, Ленин показал, что строители социалистического общества необходимо должны овладеть всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историческом развитии («Задачи союзов молодёжи», 1920).
Ленин особое внимание уделял работе с народом, вовлечению его в активное строительство новой цивилизации. В работах «О профессиональных союзах ...» (дек. 1920), «Ещё раз о профсоюзах ...» (янв. 1921) и др. Ленин, критикуя различного рода оппозиционеров, доказал, что профсоюзы « ... есть организация воспитания, вовлечения, обучения, школа, управления, школа хозяйничания, школа коммунизма» 27. Софистике и эклектицизму фракционеров, «формальной, схоластической» логике, с позиций которой они подходили к анализу действительности, Ленин противопоставил логику «диалектическую». «Чтобы действительно знать предмет, - писал он, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвления. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении ... В 3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В 4-х, диалектическая логика учит, «что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» 28...
При переходе к мирному строительству Ленин разработал новую экономическую политику как единственно возможную в условиях преобладания мелкотоварного производства и превращения его в форму строительства социализма (см. «О продовольственном налоге», апр. 1921; выступление на X съезде, IX конференции РКП(б) и др.).
В марте 1922 г. Ленин написал в журнале «Под знаменем марксизма» ст. «О значении воинствующего материализма», в которой дана программа деятельности партии на теоретическом фронте. Внимательное изучение достижений естествознания, разоблачение буржуазной философии, сплошь и рядом спекулирующей на этих достижениях, творческое изучение теоретического наследия прошлого, всестороннее развитие диалектики – вот важнейшие пункты этой программы. Ленин обосновал необходимость союза философов-марксистов с представителями современного естествознания, так как « ... без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания» 29. В истории философии, изучение которой необходимо для овладения законами диалектического мышления, Ленин особо выделял диалектику Гегеля, призывая изучать её «с материалистической точки зрения» и развивать дальше, применяя к современным экономическим и политическим отношениям, к новейшим открытиям естествознания. И сегодня актуально звучат слова Ленина: «Современные естествоиспытатели найдут ... в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании ...».
Будучи уже больным, Ленин продиктовал ряд документов («Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», « К вопросу о национальностях ...»), в которых рассмотрел важнейшие вопросы внутренней политики, предложил предпринять ряд перемен в нашем политическом строе», укрепить единство партии, усовершенствовать партийный и государственный аппарат. Особое значение Ленин придавал правильной национальной политике. Давая характеристику членам ЦК, Ленин указал на личные недостатки Сталина и предложил заменить его на посту Генерального секретаря партии.
К январю-февралю 1923 г. относятся последние статьи Ленина: «О кооперации», « Как нам реорганизовать Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Ленин вновь обратил внимание партии на вред догматического, педантного подхода к марксистской теории, призвал глубже овладевать революционной диалектикой. Подчёркивая общие и специфические черты социалистической революции в России, Ленин показал, что страна имеет все необходимые предпосылки для построения нового общества, и разработал генеральный план строительства социализма, основными моментами которого были: укрепление союза рабочего класса и крестьянства; индустриализация страны при условии преимущественного развития тяжёлой промышленности; кооперирование сельского хозяйства, культурная революция; проведение правильной национальной политики, укрепление СССР – добровольного союза наций; совершенствование государственного аппарата, привлечение к управлению государством непосредственно рабочих и крестьян; укрепление идейного и организационного единства партии.
Из философских вопросов в последних
работах Ленина преимущественное внимание
уделяется проблемам
Творческое развитие Лениным Диалектического материализма и Исторического материализма, дальнейшая разработка учения о материи и её атрибутах, законов и категорий диалектики, проблем теории познания, закономерностей общественного развития, философских вопросов естествознания, проблем этики, эстетики составило новый, ленинский этап в истории марксистской философии.
После смерти Ленина, которая негативным образом повлияла на всю обстановку в России, диалектико-материалистическая философия стала утрачивать свою практическую ценность и методологическую значимость. Её многочисленные представители были втянуты в дискуссию, которая способствовала их размежеванию на противостоящие друг другу группы: «механистов» (Л.И. Аксельрод, К.А. Тимирязев и др.) и «диалектиков» (А.И. Деборин и др.). Дискуссия прежде всего касалась методологического статуса марксисткой философии и её отношения к естественным наукам. В последующем многие участники этой дискуссии были репрессированы. Сталин и его окружение считали дискуссии непозволительны в условиях господства марксизма-ленинизма, установив политический и идеологический диктат.
Происходила канонизация марксизма, догматизация его принципов, монополизация «творческого развития» одним лицом, группой лиц или анонимным коллективным автором (партия, её пленумы, съезды и т.п.).
Деление философов на материалистов и идеалистов в этот период тоже приобрело гипертрофический характер, а борьба против идеализма была возведена в ранг государственной политики во всех сферах общественной жизни, в том числе и в специальных науках. Повсюду утверждался унифицированный, официальный стиль. Распространённым подходом к инакомыслящим и их научным работам стало навешивание политических ярлыков. А уже в 1922 г. стали применяться репрессивные меры по отношению к инакомыслящим учёным. Из России была выслана большая группа творческой и научной интеллигенции, среди которых были известные философы, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Сорокин и др.
3.8. Западная философия в настоящее время
Раньше в философии многообразие концепций и подходов как бы связывалось в единую систему, которая позволяла поддерживать это многообразие внутри общего проблемного единства. Различие философских систем соседствовало с общностью понимания целей и задач философии. В настоящее время в западной философии, напротив, провозглашается и господствует плюрализм, на первый план выходят различия, общефилософский стержень, по сути дела, разрушен, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Причём если изначально генетическое родство с классической философией ещё не отрицалось полностью, что выражалось в добавление приставки «нео» к соответствующим концепциям (например, неокантианство, неогегельянство и т.п.), то затем этот разрыв постепенно становился самоценностью и каждое западное философское направление в настоящее время «кидает свой камень» в строну Классической философии, которая прошла не одну тысячу лет.
Всё это создаёт определённую
сложность в понимании и
На Западе в начале 20 в. в недрах естествознания зародилась Современная научная картина мира, которая сформировалась в стройную научную систему в последней четверти 20 в., теоретические положения которой, (по сути дела, явились результатом диалектического снятия всей предшествующей истории развития мировой духовной культуры, в том числе и философской) распространяются на все предметы и явления мира, то есть она приобрела, по сути дела, философский статус 30 и составляет теоретический фундамент всей научной и практической деятельности западных стран.
Вместе с тем, в западных странах продолжает существовать философия, в которой можно выделить три основных ориентации: а) сциентистскую, б) антисциентистскую, в)умозрительно-метафизическую.
Сциентизм (лат.scientia – знание, наука) – социально-культурная позиция, которая проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять своё содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. В их лоно, как в прокрустово ложе, укладываются не только иные способы и методы получения знания, характерные, например, для гуманитарных наук, но и вообще любые достижения человеческого духа, претендующие на постижение истины.
Сциентизм в философии возник как реакция на философичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данной концепции, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлективную спекуляцию того или иного мыслителя. Поэтому общим смысловым полем возникающих направлений становится критика систематического классического идеализма. Иногда она ведётся в мягкой форме и выглядит как своеобразное дополнение, или даже развитие классических философских систем, что находит своё проявление даже в названии этих направлений (неогегельянство, неокантианство), иногда она принимает жёсткий характер, направленной на полное отбрасывание классических традиций в философии (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прогматизм, рационализм...).
Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития