Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация

Краткое описание

Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.

Оглавление

Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91

Файлы: 1 файл

Teoretiko-istoricheskoe_obosnovanie.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

Кантовская концепция  Возникновения Солнечной системы  и Вселенной в целом и по сегодняшний день занимает своё достойное  место в астрономии и в Современной научной картине мира в целом. Она заложила фундамент Эволюционной концепции, которая распространилась на всё, без исключения, научное знание.

Вместе с тем, Кант доказал, что в результате действия приливной волны, которая дважды в сутки обходит Землю, как следствие гравитационного взаимодействия Земли и Луны, скорость вращения Земли относительно своей оси постепенно замедляется.

В физике Кант, развивая идеи Декарта и Галилея, доказал диалектическую взаимосвязь движения (изменения) и покоя.

В биологии Кант наметил идею генеологической классификации животных по временному порядку их возможного происхождения.

В антропологии Кант выдвинул идею естественной истории человеческих рас.

В философских работах  этого периода Кант особое внимание уделял разработке проблем логики и гносеологии.

В критическом периоде Кант продолжал особое внимание уделять разработке проблем гносеологии. Проблема: что является источником знания? Таким источником, по Канту, не может быть опыт, как это утверждают эмпирики. Таким источником не может быть и разум, как это утверждают рационалисты. По мнению Канта, источником знаний являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) формы чувственности и рассудка.

О границе  познания. Человек может познать только явления, а не саму вещь как она существует независимо от нас. Сущность вещей непознаваема. Отсюда термин: «вещь в себе».

Кант сознательно ограничивает разум, для того чтобы выигрывала вера. Бог не может быть познан, так как он не принадлежит к миру явлений. Поэтому человек не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Поэтому религия становится предметом веры, а не науки. По Канту, верить в Бога не только возможно, но и необходимо, так как без веры невозможно примирить требования нравственного сознания с фактами зла, которые имеют место в жизни.

В философии Канта  совмещены материализм и идеализм. Кант материалист, когда он допускает существование «вещи в себе». Кант идеалист, когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентальной, потусторонней.

Вместе с тем, философская  система Канта содержала элементы диалектики, когда он говорил об антиномиях (противоречиях) человеческого  разума. Кант назвал четыре антиномии:

1. Мир конечен во  времени и пространстве, мир бесконечен  во времени и пространстве.

2. Всё в мире просто  и неделимо, всё в мире сложно  и делимо.

3. В мире существует  свобода, в мире нет свободы  и всё совершается по законам,  т.е. необходимо.

4. Существует бог как  первопричина мира, не существует  никакой первопричины мира.

Диалектика у Канта присуща только человеческому разуму, но не объективной реальности.

Философская система Канта была подчинена задаче опровержения материалистического учения о познаваемости мира и его закономерностей. С этой целью он устанавливает границы познания, для того чтобы предоставить право религии на существование. Поэтому не следует думать, что, высказывая гипотезу о естественных причинах появления небесных тел, Кант ставил под сомнение существование Бога. «В то время, как природа украшает вечность разнообразием явлений, Бог в своём неустанном творении создаёт материал для образования ещё больших миров», - утверждал он.

Характеризуя философию Канта, нельзя обойти вниманием его эстетические исследования. Он и здесь идёт собственным путём: он не пытается обобщить опыт художественной деятельности человечества. Он выявляет некоторую проблему (об «эстетической способности суждения») и рассматривает её, опираясь на свою философскую методологию. Его интересуют те условия, при которых наше субъективное суждение о предмете оказывается эстетическим. Эстетика Канта решает вопрос о природе художественного вкуса, способность эстетического суждения, а также выявляет философский смысл такой активности человеческого духа.

 

Кант декларирует независимость  прекрасного от практического интереса. В эстетическом суждении, полагает он, присутствует априорная всеобщность. Всякий же практический интерес вносит в суждение частную, рассудочную мысль об «использовании». Поэтому прекрасное – это то, что нравится лишь благодаря своей форме, в которой мы угадываем идею целесообразности, хотя и без видимой цели. (Если бы цель наличествовала, то мы оказались бы в пределах причинно-следственных отношений, в пределах частной ситуации либо частного интереса). Нечто прекрасное именно потому, что мы не можем ответить на вопрос: «Почему оно прекрасно?», - если пытаемся дать ответ в ключе рассудочных суждений.

Краткий анализ богатейшего научного наследия Канта даёт основание для вывода о том, что он в своё философское и естественнонаучное творчество умышленно в изобилии включает элементы метафизики, идеализма и агностицизма. Так, он отрывает формы логического знания людей от их объективного содержания. Процесс научного исследования, по Канту, есть наложение априорных форм чувственности и категорий разума на «материал» ощущений. Кант стремился установить абсолютную границу между объектом и субъектом познания, между содержанием и формой, между сущностью и явлением и т.п.

Современные противники Научной философии, в своих попытках лишить народ его научной духовности, цепляются за метафизические элементы в научной системе Канта, умышленно забывая подлинное богатство его философских и естественнонаучных идей.

Иоганн Готлиб Фихте испытал сильное влияние философии Канта, является последним представителем классического субъективного идеализма. Он назвал свою философию «наукоучением», которая стоит над всеми науками. В решении Основного вопроса философии он «уничтожил» материю и оставил только сознание субъекта.

Фридрих Вильгельм  Шеллинг создал объективно-идеалистическую философскую систему духа и природы, субъекта и объекта. В этой системе источником всего сущего является абсолютный разум, или абсолютное «Я». Он отрицал существование «вещи в себе».

Шеллинг пытался достигнуть полного одухотворения всех законов природы, превратив их в законы объективного мышления. Природа, по Шеллингу, - бессознательная фаза духа. Материя – лишь вещество. Тяготение, магнетизм – не материя.

Он разработал идеалистическую  диалектику, рассуждал о противоположностях, противоречиях, полярностях и т.п. Он выдвинул положение не только о тезисе и антитезисе, но и о их синтезе. Эту идею использовал Гегель в своей философской системе.

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель – объективный идеалист, продолжатель линии немецкой классической философии, представленной Кантом, Фихте и Шеллингом, в концепциях которых проблемы диалектики были уже поставлены, но не получили той систематической разработки, которую ей дал Гегель. В разработке диалектики Гегель опирался также на теоретическое наследие Гердера, Шиллера, Гёте и английских экономистов (Смит, Рикардо). Свою философскую систему он назвал «Абсолютным идеализмом». Это название он связывал со стремлением отразить весь природный и духовный мир.

Весь природный  и духовный мир порождён единой субстанцией, которую он называл разными терминами: «Мировой разум», «Мировой дух», «Абсолютная идея». Абсолютная идея – это разумное мышление, которое существует до реального мира, до природы и общества.

Весь природный  и духовный мир, в котором живёт человек, есть результат творческой деятельности Абсолютной идеи. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом («свёрнутом») виде все возможные стадии последовательного движения от абстрактно-общих определений до обогащённых конкретным содержанием предметов и явлений мира. Источником такого движения (самодвижения) являются внутренние противоположности в Абсолютной идеи.

Абсолютная идея развивается  по принципу триады: тезис, антитезис, синтез. В соответствии с этим принципом Абсолютная идея выступает в трёх разных формах: а). в виде чистых логических сущностей; б). в форме инобытия идеи-природы; в). в различных формах конкретного духа. Соответственно получаются три части гегелевской системы: логика, философия природы и философия духа.

Логика занимает центральное место в системе Гегеля, поскольку её предметом является сама Абсолютная идея, развёртывающая в логике свои моменты как категории и составляющая основу, существо всей действительности. Чистые логические сущности первичны по отношению к действительности, в своей совокупности являются её демиургом.

Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждый отдел, в свою очередь, расчленяется по принципу триады.

Логику Гегель назвал идейно-теоретическим сознанием Абсолютной идеи.

«Философия природы» Гегеля распадается на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.

В механике Гегель анализирует ряд важнейших философских категорий: время и пространство, материю как их единство; из пространства и времени Гегель дедуцировал движение. Он рассматривал также категории притяжения и отталкивания, массы, тяготения и др. В космических телах Гегель усматривал намечающееся единство формы и материи, что ведёт к «окачествлению» материи.

В физике Гегель обращает особое внимание к проблеме света, звука, теории химических элементов и др. При этом он часто не соглашается с позицией естествоиспытателей.

Природу Гегель считал божьим созданием с целью, чтобы из неё  возник человек, а вместе с ним и человеческий дух.

Философия духа является завершающей частью системы Гегеля. В духе идея становится конкретно разумной. Содержанием Философии духа является не только учение о человеческом сознании, но и о различных видах человеческой деятельности. Философия духа Гегеля расчленяется на три раздела: а) субъективный дух; б) объективный дух; в) абсолютный дух.

Учение о  субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида у Гегеля связывается с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, то есть душа. Главное внимание здесь Гегель уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различиям людей по расовым, возрастным и половым признакам. Содержание феноменологии представляет собой часть содержания «Феноменологии духа», которая носит пропедевтический характер и является введением ко всей философской системе Гегеля. Заключительной частью раздела о субъективном духе является психологическое учение о личности.

Учение об объективном  духе составляет ту часть гегелевской системы, где философ излагает свои воззрения на социально-историческую жизнь человечества. Подведение Гегелем различных сторон социально-исторической жизни людей под категорию «объективного духа» означает мистифицированное выражение той мысли, что социальная жизнь людей возвышается над жизнью индивида. Объективный дух выступает у Гегеля как объективная закономерность, стоящая над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. В своём развитии объективный дух, по Гегелю, проходит три ступени: а). абстрактное право; б). мораль; в). нравственность. В свою очередь нравственность охватывает: семью, гражданское общество, государство. Указанные ступени развития объективного духа рассмотрены Гегелем кратко в третьей части «Энциклопедии» и более обстоятельно в «Философии права».

Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободы. Классовую сущность права он затушёвывал. Но сам Гегель отстаивал антифеодальную буржуазную точку зрения на право. По его мнению частная собственность является единственно существенным определением личности. Он выступал против формализма, антиисторизма этической концепции Канта. Усилия Гегеля направлены на раскрытие содержания «разумности» моральных принципов и категорий, ибо всё разумное действительно. Гегель постоянно стремился установить связь моральных категорий с другими сторонами общественной жизни. Хотя и на основе идеализма Гегель высказал гениальные догадки о человеке как общественном существе; этические категории понимаются им как имеющие смысл и значение только в обществе.

Под нравственностью  Гегель понимал различные виды человеческих отношений: семью, гражданское общество и государство. Непосредственно нравственность выступает как природное единство - семья; дифференциация семьи вызывает гражданское общество; высшее единство, примиряющее все противоречия, даётся государством.

В разделе «Гражданское общество» Гегель дал характеристику буржуазного общества, где «каждый для себя – цель, всё другое суть для него ничто» (Соч., т.7, - М. –Л., 1934, с.211).

Абсолютным  духом Гегель называл формы общественного  сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. Гегель стремился рассмотреть формы общественного сознания в многосторонней связи друг с другом и с другими сторонами общественной жизни и выявить содержащую в них нить развития. Абсолютный дух самораскрывается в трёх формах: а) в искусстве, б) религии, в) философии. В искусстве он познаёт себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – в форме понятия.

Рассматривая проблемы искусства, Гегель считал содержанием искусства идею, а её формой – чувственный образ.

Заслугой Гегеля в  области эстетики является постановка вопроса о необходимости рассмотрения искусства в связи с различными видами общественной деятельности человека: экономикой, политикой, моралью, с историческими проблемами эпохи. Гениальная догадка Гегеля в том, что современное ему, т.е. буржуазное, общество враждебно искусству, получила выражение в концепции фатального упадка искусства.

Религия является второй формой самораскрытия абсолютного духа. Содержание религии и философии, по Гегелю, тождественны (Бог или истина), они различаются только по форме: представление – в религии, понятие – в философии. Религия, по Гегелю, снимается философией – более высокой формой познания абсолюта.

Философию Гегель определял как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной проблемой разработку логических категорий. У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными науками, изобразить её как «науку наук». Материалистические тенденции в развитии философской мысли Гегель или игнорировал, или фальсифицировал. Заканчивал Гегель историю философии, а вместе с тем и свою систему тем, что объявил последнюю конечным пунктом развития философской мысли. Таким образом, им самим же провозглашённый принцип развития разбился о его догматическую систему.

Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития