Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация

Краткое описание

Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.

Оглавление

Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91

Файлы: 1 файл

Teoretiko-istoricheskoe_obosnovanie.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

1. Подобно своему учителю  Альберту Великому, Фома Аквинский  разграничивал предметы философии и теологии: предметом философии являются «истины разума», предметом теологии – «истины откровения». Богословские истины «сверхразумны», но не «противоразумны». «Религиозная истина, – говорит он, – не может быть уязвима со стороны философии».

2. В вопросе о природе  универсалий Фома занял позицию  умеренного реализма. Универсалии имеют троякое существование:

а). Они существуют до вещей как идеальные прообразы  отдельных предметов в Божественном разуме;

б). Они находятся в  вещах ...;

в). Они образуются после вещей в человеческом разуме.

3. Опираясь на аристотелевское  понимание роли формы в мироустройстве, Фома выделяет четыре уровня бытийности вещей:

а). На низшей ступени  бытия форма составляет лишь внешнюю  определённость вещи: сюда относятся  неорганические стихии и минералы;

б). На следующей ступени  форма предстаёт как конечная причина, формирующая тело изнутри: таковы растения;

в). На третьем уровне – животные: здесь форма есть действующая причина, которая несёт в себе не только цель, но и начало деятельности, движения;

г). На четвёртой ступени  – человек: здесь форма предстаёт  уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, как ум, дух, разумная душа. Потому-то души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа – бессмертна.

4. В мире существует  определённый порядок, поскольку  события мира подчиняются определённым  законам. Существуют три типа законов: а). Вечный закон; б). Естественный закон; в). Человеческий закон. И события природы, и поступки человека значимы и внутренне оправданы, если они могут органично принадлежать к Вечному закону. Вечный закон – это рациональный план Бога, универсальный порядок вещей, через которые Бог ведёт мир к назначенной цели. Этот план Проведения ведом лишь Богу и блаженным святым. В какой-то мере в этом вечном плане бытия может участвовать и человек как существо рациональное и духовное.

5. В истории философской  мысли средневековья известны  умозаключения о бытии Бога, принадлежащие Фоме Аквинскому. Он считает, что бытие Бога может быть доказано только апостериорно, т.е. на основании существования мира как творения Бога. Он приводит пять таких доказательств:

а) должен существовать первый двигатель;

б) в цепи причин должна существовать первая причина (Он прямо не говорит, что она-то и есть Бог ...)

в) все вещи случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать и абсолютно необходимое существо (Бог);

г) вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютное совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;

д) целеустремлённость в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласоваться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Томизм стал общепризнанной доктриной доминиканского монашеского ордена, к которому принадлежал Фома Аквинский. В 1323 г. он был причислен католической церковью к лику святых. В 1567 г. он был признан пятым «учителем церкви». В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII философская система Фомы Аквинского была названа «единственно истинной философией католицизма». В 19 в. учение Фомы Аквинского становится основой неотомизма.

Усилия средневековых  философов не оказались напрасными. Не ведая того, они подготовили стартовые площадки для будущих философских взлётов.

 

Философия эпохи  Возрождения (14-17 вв.)

 

В эпоху Возрождения  Европа переживала революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиозного диктата. В это время появляются светское искусство, светская философия, бурно развивается естествознание, политика, очищенная от религиозных предписаний. Если Средневековье относилось к античности как к авторитету, то Возрождение – как к идеалу.

Во взглядах на природу  утверждается пантеизм (гр. – всё и Бог) – философское учение, максимально сближающее Бога и природу вплоть до их отождествления. Следствием пантеизма является гилозоизм (идея всеобщей оживлённости природы) и панпсихизм (идея всеобщей одушевлённости природы). Пантеизм возник в Индии, Китае и Древней Греции. Одним из первых пантеистов эпохи Возрождения был Н. Кузанский (1401-1464). Бог есть «всё», но в свёрнутом виде. Это «всё», будучи развёрнутым, - есть Мир. Он рассматривал Бога как «бесконечный  максимум» и приближавшего его к природе как «ограниченному максимуму». Низводя бесконечность Бога в природу, Кузанский сформулировал идею бесконечности Вселенной в пространстве. Рассуждая о едином и бесконечном, он сформулировал принцип совпадения противоположностей, став родоначальником диалектики эпохи Возрождения.

В работах Кардано, Патрицы, Кампанеллы, Дж. Бруно Бог – всё. Он всё полнее сливается с природой, пока не стал, по существу, её псевдонимом у Дж. Бруно, который выдвинул тезис: «...природа...есть не что иное, как Бог в вещах» 18.

Центральной категорией философии Дж. Бруно (1548-1600) является «Единое», которое одновременно причина бытия и само бытие вещей. В Едином материя совпадает с формой, а духовное – с телесным. Что же касается материи, то она находится в постоянном самодвижении и есть начало и конец предметного мира. В ней возникают и гибнут формы, но сама материя пребывает вечно как «беспричинная причина».

Приведённые философские  суждения о Мире и природе в  значительной мере опираются на достижения ренессантной науки и, прежде всего, астрономии. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих открытий». Особое значение имела созданная Н. Коперником (1473-1543) Гелиоцентрическая система мира. Суточное вращение Неба объяснялось вращением Земли вокруг своей оси, а годовое движение Неба – обращением Земли вокруг Солнца. Планеты движутся вокруг Солнца по круговым орбитам с постоянной скоростью.

Дж. Бруно – пламенный  защитник и последователь учения Н. Коперника. Развивая Гелиоцентрическую систему мира, он сформулировал принцип относительности: у Вселенной нет центра. В ней бесконечное множество миров, которые похожи на нашу Солнечную систему. В них живут разумные существа. Противников Гелиоцентрической системы мира он назвал «невежественными и самонадеянными ослами». Нетрудно представить себе бешенство, охватившее «князей церкви» при чтении смелых диалогов Дж. Бруно. Он был схвачен и более семи лет томился в тюрьме, подвергаясь пыткам и оскорблениям. Инквизиция требовала, чтобы он отрёкся от своего учения. Но Дж. Бруно отказался это сделать и, обвинённый в ереси, был 17 февраля 1600 г. казнён на костре в Риме.

В одном из своих предсмертных стихотворений Дж. Бруно писал: «Храбро  боролся я, думая, что победа достижима. Но телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавил мои стремления. Всё же во мне было то, в чём мне не откажут будущие века, и потомки скажут: страх смерти был чужд ему, силою характера он обладал более чем кто-либо, и ставил выше всех наслаждений в жизни борьбу за истину. Силы мои были направлены на то, чтобы заслужить признание будущим» 19.

И. Кеплер, развивая Гелиоцентрическую систему мира, на основании наблюдений и математической обработки их результатов открыл и чётко сформулировал три закона движения планет Солнечной системы:

Первый закон: все планеты движутся по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Второй закон: спектральная скорость планет постоянная.

Третий закон: отношение квадрата периода обращения планет к квадрату большей полуоси их орбит – величина постоянная.

Существенный вклад  в формирование Механистической научной картины мира внёс естествоиспытатель и философ Г. Галилей (1564-1642). Он разработал Теорию относительности в рамках Механистической научной картины мира, сформулировал закон инерции, который был включён Ньютоном в качестве первого закона механики, установил законы движения свободно падающих тел. Г. Галилей открыл и чётко сформулировал метод построения научной теории: от здравого смысла через эксперимент к идеализации, а от них к теории.

Занимаясь вопросами  математики и механики, Г. Галилей сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. С помощью телескопа небо предстало для наблюдателя в новом облике. Галилей различал кратеры и хребты на Луне, скопления звёзд Млечного Пути, спутники Юпитера и пятна на Солнце. Поражённые современники говорили: «Колумб открыл новый материк, Галилей – новую Вселенную».

Открытия Г. Галилея  вызвали гнев церковных властей. Он в 1633 г. был судим и вынужден был публично отказаться от «своих еретических заблуждений».

Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. В античности человек был природным существом в том смысле, что границы его активной деятельности были определены его природой и от него зависело только – последует он природе или отойдёт от неё. Средневековье поддерживало убеждение, что человек изначально греховен и природа его испорчена. Поэтому человек нуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху Возрождения этот библейский мотив ослабевает. Человек осознаёт себя в качестве творца и своей судьбы и самого себя. Человек становится хозяином своей судьбы.

В эпоху Возрождения  всякая деятельность человека воспринимается иначе, чем в античности и в средневековье. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков, приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. В средние века христианство рассматривало труд как своего рода «искушение за грехи» («в поте лица твоего будешь есть хлеб»). В эпоху Возрождения деятельность приобретает творческий характер. С её помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а создаёт новый мир, создаёт красоту, наконец, творит самого себя. Личность теперь берёт на себя творческие функции Бога: она способна владеть и собой, и природой.

Крушение феодализма сопровождалось раскрепощением личности, ростом творческой активности учёных. Универсальное развитие личности стало идеалом для абсолютного большинства учёных той эпохи. Так, итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) был выдающимся философом, живописцем, скульптором, естествоиспытателем, инженером (он разработал проекты прообразов вертолёта, парашюта, велосипеда, подводной лодки, ткацкого станка). А другой итальянец Леон Батист Альберт (1404-1472) сделал выдающийся вклад в развитие теории архитектуры, живописи и ваяния, математики, механики, картографии, философии, этики, эстетики, музыки, художественной литературы, педагогики.

Вместе с тем в  эпоху Возрождения плодотворно  трудились Джароламо Савонарола (1452-1498), Эразм Роттердамский (1467-1536), Никколо Маккиавелли (1469-1527), Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639), Мишель Монтень (1533-1592) и мн. др. Философия Возрождения подготовила возникновение основных идей Нового времени.

 

3.4. Философия в странах Европы 16-18 вв.

 

Развитие капитализма и связанный с ним бурный подъём науки и техники в Европе явились той основой, на которой формировался и получил своё дальнейшее развитие философский материализм. Новое время начинается с использования научно-материалистических принципов античной науки. Не случайно культура эпохи зарождения капитализма в Европе характеризуется как Возрождение, содержание которого в значительной степени определяется рационалистическими и гуманистическими идеями античности.

Бурное развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – построение универсального метода и универсальной науки. Относительную завершённость среди наук этого времени получила механика Галилея-Ньютона. Она становится ядром Механистической картины мира. Гносеологическая проблематика становится центром философии 17 в.

В философии  Нового времени сложились две  конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Представителями английского  материализма, эмпиризма и всей современной  экспериментальной науки считают Ф. Бэкона (1561-1626), а также Т. Гоббса (1588-1679) и Д. Локка (1632-1704).

Френсис Бэкон, развивая идеи средневекового номинализма, стал родоначальником эмпиризма в Новое время. В «Новом органоме» он утверждает, что наука должна служить практике. Её задача - увеличить власть человека над природой. Он призывал учёных на поиск открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Знание не приносящее практических плодов, он считал ненужной роскошью. Он пропагандировал эксперимент как главный метод научного познания, нацеленный на то, чтобы пытать мать-природу. Именно пытать! Бэкон, не отрицая дедукцию, основное внимание уделял разработке метода индукции. Он разделял учёных своего времени на два класса: эмпириков и догматиков. Эмпирики, подобно муравьям, тащат в свою муравьиную семью всевозможные факты, догматики же, подобно паукам, ткут ткань из самих себя. Надо, по Бэкону, в науке работать как пчела: извлекать материал из внешнего мира и перерабатывать его рационально. Он критиковал схоластику, которая препятствует прогрессу. Ему принадлежит афоризм: «Знание – сила». Это был зов нового класса – буржуазии, кровно заинтересованной в развитии знаний, а не заблуждений.

В учении о природе, обращаясь  к взглядам Демокрита об атомистическом строении тел, Бэкон рассматривает материю как причину всех многообразных явлений. Материя и движение находятся в неразрывной взаимосвязи. Движение, по Бэкону, - не просто перемещение тел в пространстве, а «стремление», «жизненный дух», «напряжение». В этом проявляется диалектическая тенденция в подходе Бэкона к материальному миру.

В дальнейшем философский  материализм становится всё более  односторонним и метафизическим. Это проявилось в философии другого английского философа – Т. Гоббса, который следует эмпиризму Бэкона. У него физическое приносится в жертву механическому, а геометрия Эвклида провозглашается главной наукой. Материю Гоббс сводит к веществу, к «телам», а движение – к механическому перемещению тел в пространстве. Он отвергает абсолютное противопоставление материи и духа. Согласно его представлениям, нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит.

Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития