Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация
Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.
Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
Объектом познания философии является мир в целом. А в мире нет ничего, кроме материального и идеального, материи и сознания. Поэтому вопрос об отношении материи и сознания возник вместе с возникновением философии и получил своё отражение в категории «Основной вопрос философии».
Основной вопрос философии имеет две стороны: первая сторона – что первично – материя, природа или же дух, сознание. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два типа: материалистов и идеалистов. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое признаёт, что материя первична, а сознание вторично, т.е. является отражением материи и продуктом её развития, есть исходное положение материалистической философии. В этом проявляется её монизм (от греч. «монос» - единственный). Идеализм (греч. idea – вид, образ, понятие) – противоположное материализму философское направление, которое признаёт первичность духа, сознания и рассматривает материю, природу как вторичное, производное – это исходное положение идеалистической философии. В этом проявляется её идеалистический монизм.
В зависимости от того, какое сознание идеалисты считают основой мира, они бывают либо объективными, либо субъективными. Объективные идеалисты полагают основой мира сознание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (Мировой дух, абсолютная идея и т п.). Субъективные идеалисты полагают основой мира сознание субъекта. В результате получается столько миров, сколько субъектов.
Кроме материализма и идеализма существует ещё так называемый дуализм (от лат.dualis – двойственный) –философское учение, согласно которому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала. Дуализм противоположен монизму. Одним из крупнейших представителей дуализма в истории философии был Декарт. Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяжённая). Эти два совершенно различные начала представлены и в человеке (душа и тело). Элементы дуализма в своих воззрениях и сегодня допускают некоторые естествоиспытатели и философы.
Поскольку сознание является отражением материальной действительности, возникает вопрос, как осуществляется это отражение: адекватно или неадекватно, иначе говоря, познаваем ли мир или он непознаваем. Это - вторая сторона Основного вопроса философии. Последовательные материалисты отвечают на этот вопрос утвердительно (мир познаваем), в то же время некоторые идеалисты и естествоиспытатели отрицают возможность познания мира или ограничивают такую возможность познания мира. Такое течение в философии называется «агностицизм» (от греч. «а» - не, «гносие» - знание).
Многие зарубежные, а теперь и некоторые российские философы, отрицают Основной вопрос философии, считают его надуманным – это неправда. Во-первых, ни один здравомыслящий человек не может отрицать тот факт, что в мире существуют два противоположных типа предметов и явлений: материальные, вещественные предметы и явления и – духовные, нематериальные; во-вторых, адекватным отражением того факта, что в мире существует два противоположных типа предметов и явлений (материальные и идеальные) является сам факт существования в философии двух противоположных типа (материализм и идеализм) и борьба между ними, которая является вечным спутником истории философии; в-третьих, сегодня противники Основного вопроса философии, осознавая свою теоретическую несостоятельность и никчёмность по сравнению с материализмом, не вступают в открытую борьбу против материализма. Они вынуждены вместо аргументации своей позиции в пользу идеализма, сторонниками которого они являются, выдвигать постулат, объявляя Основной вопрос философии несуществующим, надуманным вопросом. Материализм и идеализм - это внутренние противоположности философии. Поэтому их нельзя игнорировать. Ещё Кант сказал, что одно дело – предмет мысли и совсем другое – мысль об этом предмете.
Олицетворением линии материализма в философии является Демокрит, а идеализма – Платон.
Идеализм имеет гносеологические и социальные корни. Гносеологической (теоретико-познавательной) причиной идеализма является то, что человек в сложном и противоречивом процессе познания способен абсолютизировать одну из черт, сторон этого процесса. Абсолютизация роли ощущений в познавательных процессах может привести к субъективному идеализму и агностицизму, когда каждый предмет рассматривается как совокупность ощущений, как порождение индивидуального сознания. Объективный же идеализм есть следствие абсолютизации абстрактного мышления.
Социальные корни философского идеализма заключаются в том, что господствующие классы и отдельные социальные слои для продолжения своего господства заинтересованы в распространении идеалистического мировоззрения.
Вместе с Основным вопросом философии в глубокой древности зародились два противоположных метода познания: диалектика и метафизика.
Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и всеобщей связи, самодвижении, вызываемом внутренними противоположностями, т.е. анализ явлений действительности такими, какими они есть на самом деле. В силу этого диалектический метод мышления адекватен окружающей действительности и логически предполагает материализм. Теория материалистической диалектики оказывается, таким образом, всеобщей методологией, которая в каждом конкретном акте мышления реализуется в виде диалектического метода мышления.
Метафизика (греч. meta ta physika – то, что идёт за физикой) – противоположный диалектике философский метод познания, отрицающий саморазвитие предметов и явлений.
3.1. Философия Древней Индии
Раньше всего философские идеи утвердились в древней Индии (сер. 2 – н. 1 тыс. до н.э.), которые нашли своё отражение в первом литературном памятнике древних индийцев – «Ведах». «Веды» (букв. – знание, ведение) – совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском (ведийском) языке, которая состоит из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т.п. «Веды» используют символическую форму толкования мира и предлагают различного рода рекомендации к правильному в нём существованию. Самостоятельные философские учения в Индии появляются в 7 -6 вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которого считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхью (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечного многообразия мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхестественнность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.
Сторонники философии Вайшешика (3 в. до н.э.) обосновали представление об атомах как последних и неделимых частицах всех предметов. Если материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма – преимущественно на созерцание. Цель человеческого существования в этих учениях сводилась к достижению особого духовного состояния «нирваны» (букв.- остывание, угасание) – слияние с «божественной» сущностью и освобождения от материально-чувственного мира.
Философия Древнего Китая
Материалисты Древнего Китая (7-6 вв. до н.э.) стремились объяснить мир, исходя из него самого. Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объяснили бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Китайский философ Лао-Цзы (6 в. до н.э.) считал, что каждая вещь, достигнув определённой степени развития, превращается в свою противоположность. Неполное становится полным, кривое – прямым и наоборот. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковыми дерево, огонь, металл, воду. Лао Цзы известен также своим учением о естественном законе движения – дао, который обусловливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, которые рассматривали небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только Земля, но и Небо. В учении Лао Цзы нашли своё отражение атомистические представления о строении Мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – цы. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (5-4 вв. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (6-5 вв. до н.э.). Идеи Лао Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даонизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуций провозглашал как принцип отношений между людьми гуманность – жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освещал покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.
3.2. Становление древнегреческой философии
Античная культура многим обязана Востоку. Тесно связанной с Востоком была Протоэллинская (греч. «хеллас» - Греция) Крито-Микенская цивилизация. Разрушенная в результате нашествия варваров – дорийцев, она осталась в образах эпических поэм Гомера и археологических памятниках «Илиада» и «Одиссея» - сказания, которые традиция приписывает Гомеру, - самые древние из дошедших до нас памятников духовной культуры Эллады. Из них мы узнаём не только о событиях, связанных с их героями, но соприкасаемся и с Олимпийской религией – с теми многочисленными божествами, местопребыванием которых народная фантазия избрала гору Олимп. Уходящая в облака снежная вершина вызывала у древних греков мысль о недоступности и в то же время олицетворяла собой связь Земли и Неба.
Первые философские
представления стали
Научно-рациональный метод мышления, обусловленный потребностями развивающейся практики, не мог не порождать скепсиса в отношении религиозных идей о потустороннем мире, бессмертии души и т.п., что, например, открыто отражается в классическом произведении древнеегипетской литературы – «Песне арфиста» (2 тыс. до н.э.).
Многообразием школ и
направлений характеризуется др
Древнегреческая философия получает своё первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземного моря – Ионин (гг. Милет, Эфес и др.). Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и обосновал в бассейне Средиземноморья более 70 поселений и колоний. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень материальную и духовную культуру. Так, они начинают применять ножницы для стрижки овец, мельницы, приводимые в действие руками, давильный пресс и т.п.
Первых греческих философов интересует начало всего существующего, каковым считается либо одно, либо несколько стихий. Так, основой всякого бытия Фалес из Милета считает воду, а его сограждане Анаксимен и Анаксимандр – соответственно воздух и анейрон (некоторое беспредельное и вечное начало). Вода Фалеса, воздух Анаксимена, анейрон Анаксимандра, огонь Гераклита выступают в качестве субстанции, т.е. того, что, по определению, не нуждается в объяснении. Всё, кроме субстанции, должно быть объяснено как возникающее посредством её превращений.
Фалес (ок. 625 – 547 гг. до н.э.) выдвинул следующую Концепцию Вселенной: Всё образуется из воды путём её затвердевания и испарения. Земля плавает в воде, отчего происходят землетрясения, вихри, движения звёзд. Так как сперма всех живых существ влажная, то и их первоначалом является вода. Водными испарениями питается весь Космос. Вода приводится в движение божественной силой, Бог-ум, который всё создал из воды. Вселенная одушевлена и полна божеств.
Логически стройная система рассуждений Фалеса соответствует статусу научной концепции. Поэтому можно считать Фалеса основателем Философской и астрономической концепции Вселенной.
Что касается Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита, то они творили в рамках концепции Фалеса: постулировали некоторую субстанцию в качестве начала, исходя из которой выстраивали всё мироздание – Космос.
При этом наиболее выразительно с позиции материализма и диалектики описывает динамизм первоначала Гераклит Эфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). Стихия первоогня – наиболее тонкая, лёгкая и подвижная. Огонь всё порождает и всему сообщает изменчивость. Путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», периодически охватывая весь мир, так что «всем правит Молния», и «огонь будет всё судить».
Материалистическая природа мировоззрения Гераклита видна уже из его отрицательного отношения к мифологии в смысле источника знания. О мире он говорит, что он не создан никем из богов или людей, а был, есть и будет вечным огнём закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
В концепции Гераклита мы находим гениальные фрагменты диалектики. «Всё течёт, всё изменяется, - писал он, - в одну и ту же речку нельзя войти дважды... В мире нет ничего неподвижного. Холодное теплеет, тёплое холодеет, сухое увлажняется». Переход вещи из одного состояния в другое осуществляется благодаря единству и борьбе противоположностей. Большинство людей воспринимают вещи односторонне и не понимают их тайной гармонии, логоса. Единство противоположностей и есть божественное. Логос, космический порядок существует вечно.
Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития