Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация

Краткое описание

Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.

Оглавление

Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91

Файлы: 1 файл

Teoretiko-istoricheskoe_obosnovanie.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

Прагматизм (греч. – дело, действие) – позитивистское философское учение, рассматривающее значение понятий, суждений и прочее в терминах практических последствий, основанного на них действий, успешность которого составляет единственный критерий истинности и отождествляется с нею.

Прагматизм, представленный Ч. Пирсом (1839-1914), Дж. Дьюи (1859-1952), У. Джемсом (1842-1910), - философское направление, которое критикует Классическую философию за её абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях. Соответственно вся окружающая действительность отождествляется у них с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата.

Философия в понимании прагматизма должна помогать человеку двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. Джеймс был уверен в возможности улучшения человеческого мира, хотя и не смог предложить какие-либо варианты этого улучшения. Позиция Дьюи более глубока и практична. Он предлагает не просто опираться на имеющийся опыт, но реконструировать его. Одним из средств такой реконструкции могла выступать педагогика как конкретная программа преобразования системы образования.

Как мы уже отмечали, на рубеже 19-20 вв. происходят кардинальные изменения в культуре, связанные с резким возрастанием роли науки. Создаётся ситуация прямой зависимости каждого человека и человечества в целом от результатов научной деятельности, что порождает своеобразную веру в неё. Происходит процесс социализации науки, исследования внутри которой строятся уже не по принципу личных интересов какого-то отдельного мыслителя, а по принципу социальной востребованности. Время гениев-одиночек миновало, пришло время организаций научных открытий. В последнем случае формируются целые научные институты, выполняющие специфические исследования, которые осуществляются коллективом учёных. Это приводит к невозможности в более ранние времена проблемы неосмысленности большинства научных решений, обеспечивающих достаточно эффективные практические рекомендации. Это выводит на первый план проблему выработки эффективных методов отличия научного знания от ненаучного, а поскольку важнейшим элементом науки выступает теория, отличия научных высказываний от ненаучных выходит на первый план в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма.

Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм).

Как мы уже отмечали: если сциентизм  базируется на абсолютизации рационально-теоретических компонентов философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является её ценностный характер. Антисциентизм абсолютизирует этот аспект философии.

Представители баденской школы неокантианства, такие, например, как В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936) развивают трансцендентально-психологическое истолкование философии Канта, в котором особое внимание обращается на роль субъекта в процессе познания. В противовес циентистам, они обращают внимание на то, что познание – это особый феномен, который, несмотря на всю его специфицированность, нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому наука не является особым доминирующем фактором культуры, а её методы и принципы не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности. Более важными во взаимоотношении объекта и субъекта, по их мнению, выступают системы ценностей, на которых основаны в том числе и гносеологические отношения человека с миром. Человек не может освободиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияние на всё богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми.

Цель философии не может быть сведена к анализу только научного познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые существуют в человеческой культуре. Такая установка даёт начало, с одной стороны, выяснению специфики гуманитарного знания и его отличия от естественных и математических наук, а с другой стороны, импульс для анализа философии прежде всего как формы вненаучного и внерационального сознания.

Ещё более остро эта  проблема решается в различного рода иррационалистических концепциях типа бергсонианства, или философии жизни, с их ограничением разумного познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788-1860), С. Кьеркегор (1813-1855), Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941) и др.

Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) - философское направление, которое набрало силу в период между первой и второй мировыми войнами и было весьма популярным в 60 гг. 20 в. Понятие «экзистенциализм» отражает целый ряд философских учений, различаемых обычно по национальному признаку. Представителями русского экзистенциализма являются Н. Бердяев (1874-1948) и Л. Шестов (1866-1938); французского – П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973); немецкого – М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); испанского – Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) и др. Различают также религиозную версию экзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) и атеистическую (А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер и др.).

Основной проблематикой  экзистенциализма является антропологическая  и аксиологическая. Своеобразием экзистенциализма можно считать то, что даже онтология мыслится здесь как вариант антропологии, и природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека.

Исходным в  экзистенциализме признаётся индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей.

Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни – таков основной лейтмотив экзистенциализма.

Индивидуальное существование провозглашается экзистенциалистами первичным не только по отношению к общественному, социальному бытию, но и по отношению к сущности самой личности. Человек сначала рождается в определённом месте и времени, которых не выбирал, живёт в мире, чьих законов не устанавливал, и только в процессе существования обретает свою сущность, а точнее, создаёт её. Ясное сознание негарантированности и необеспеченности бытия, осознание конечности жизни позволяет человеку обрести свободу и вместе с ней силы противостоять абсурдной реальности.

Экзистенция, по К. Ясперсу, начинается со свободы перед лицом открытых человеку возможностей. Начало и цель всей человеческой деятельности – свобода. Что такое свобода? Предмет, идея? Свобода – экзистенциал и в качестве такового доступна лишь философии. Если свобода была идеей, то мы могли бы её познать, но она непознаваема и, следовательно, не может стать знанием. Незнание есть вера. Верой называется сознание экзистенции.

Человек, по Сартру, свободен. Он ищет свободу, но в таком случае ему приходится изобретать ценности, занимаясь моральным творчеством. Индивидуум вынужден вступать в коммуникацию с другими людьми, т.е. быть для другого. Сартр рассматривает Другого как враждебного Я, он отрицает меня, у него свой субъективный мир: «Ад – это другие». Вскоре Сартр корректирует свою позицию: выбирая себя, мы выбираем других, следовательно, солидарность людей вполне возможна, что Сартр и демонстрирует  своей активной политической деятельностью.

Свобода выбора, по Сартру, моральное творчество, решимость и оптимизм в проблемных ситуациях важнее Бога. Исходя из этого, он называет атеистический экзистенциализм гуманизмом, восславлением человека.

Экзистенциализм – не только онтологическое, но и этическое  учение. Главный его этический принцип – ответственность за свободу. Отказ от этого принципа считается равносильным отречению от человечности. Максимально способствовать делу свободы – главная задача каждого человека.

Экзистенциалистов часто  обвиняют в том, что они являются философами кризисности. Известная доля истины в таком обвинении есть. Но надо иметь в виду и другое – обострённое чувство совести экзистенциалистов, их протест против всякого ущемления свободы, а в этой связи и демократии.

Персонализм (лат. persona – личность) – теистическое направление западной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Персонализм сформировался в к. 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Бердяев, Шестов, Лосский, Булгаков, Иванов и др.

Представители персонализма отрицают обособленность своего учения от других философских концепций, считая его одной из коренных течений развития философии на протяжении всей его истории. «Человек в своём стремлении к стабильности и прогрессу, - утверждает Флюэллинг, который основал в 1920 журнал «Personalist», - направляет свои усилия на построение строго определённых государственных, социальных, административных, интеллектуальных и религиозных систем. Но так как эти внешние структуры оказывались иллюзорными или не приносили ожидаемых результатов, человек каждый раз возвращался назад к своим собственным личным истокам».

В действительности же персонализм – своеобразная реакция на классический объективный идеализм, с одной стороны, и критики естественно-научного, механистического материализма – с другой. Принципу идеалистического монизма и панлогизма Гегеля противопоставляется плюрализм – множественность существований, сознаний, воль, личностей, а разуму – интуицию. При этом удерживается принцип теизма, т.е. творения мира Верховной персоной (Богом), и наделения его способностью развития. Это, согласно персонализму, способствует преодолению материалистических взглядов на развитие как на механистический результат действия внешних сил косной материи и позволяет понять действительные изменения мира как развитие изнутри.

Персоналисты выступают с требованием  заменить субъекта классической философии, т.е. «гносеологического субъекта вообще», который выявляет истину, всеобщие существенные связи независимо от эмпирического содержания сознания, человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической тотальности, иначе говоря, активным субъектом, ибо согласно принципу персонализма, познаёт только этот индивидуальный единичный, неповторимый человек. Таким образом, личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основой проявления бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Поэтому личность и её опыт суть единственная реальность. Но истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале, Боге и являются достаточным основанием любой активности.

Наука с её понятийным аппаратом, дискуссивное мышление не могут с точки зрения персонализма претендовать на постижение богатства мира. Задача ориентации человека в мире возлагается на религиозную философию, как на нечто принципиально отличное от науки. Назначение философии в том, чтобы исследовать мир; её пафос в нахождении смысла существующего с точки зрения свободы человека, его волеизъявления в соотнесённости с высшим началом, Богом.

Один из тезисов, так или иначе  варьируемый в антисциентизме, связан с утверждением о том, что философия – это не теория, а особый мыслительный процесс. Современный немецкий философ И. Шмуккер-Гартман, развивая данный тезис, строит своеобразную философскую концепцию, которую он обозначает как «дидактика философии».

Тезисы, из которых он исходит, нам уже известны: философия и наука – это антиподы. Наука – это теория. Философия – это размышления. Поэтому науку мы можем усвоить путём определённой методики, связанной с запоминанием. В философии всё обстоит по-другому. Способность к философии присутствует в каждом человеке, и обучение философии поэтому есть умение раскрыть её в конкретной личности. В этом заключается талант философа как наставника.

Поэтому философию надо понимать именно как «дидактику философии», в которой на первый план выступает сам процесс обучения и самообучения особой культуре мышления. Причём исходным пунктом обучения философии должно стать осознание человеком того факта, что он является особой частью бытия, его элементом. Человека необходимо научить ориентироваться в мире, показав ему, что общепринятая ориентация (на уровне обыденного сознания) является во многом лишь случайной. Человек к ней, конечно, не безразличен, так как она хоть и связана с отражением бытия, но на самых его примитивных уровнях. Философское же мышление приводит к отражению наиболее сложных структур бытия.

Понимание слитности человека с  бытием позволяет осознать тот факт, что наука направлена на разрыв этого единства мира и человека, ввергая его самого и сообщества людей, реализующиеся в современных государствах, в царство антигуманности и борьбы с природой. Наука, – делает вывод Шмуккер-Гартман, – основанная на вере в рациональное, разрушает мир, а философия ведёт к надрациональному постижению бытия, соединяя познание, сознание и веру в единую гармонию.

 

3.9. Философия  неотомизма.

 

В современной западной философии существует несколько  направлений религиозного типа. К  ним прежде всего относятся неотомизм, неопротестантизм, неоавгустинианство, персонализм. Важнейшее место в этом ряду принадлежит неотомизму  как наиболее развитому и распространённому (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Испания, США и ряд стран Латинской Америки). К числу наиболее известных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон, Й. Бохеньский, Й. де Фриз, К. Ранер, Г. Веттер, К. Войтыла, Б. Лонерган и др. Разработка неотомизма ведётся в таких идеологических центрах католической церкви, как академия святого Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пулахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр Дам и др. Он преподаётся  в университетах и школах, активно пропагандируется на страницах религиозных и философских изданий.

Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития