Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:09, диссертация
Философия – это сложное духовное явление: с одной стороны, не было и нет единой философии (существовали и существуют различные философские типы, течения, концепции и т.д.), а, с другой - существует единой понятие «философия» (в котором отражается всё многообразие философских концепций и не только философских). Мы будем изучать Классическую философию, которая является частью единого целого – философии.
Введение 3
1. Возникновение философии как элемента в системе культуры 3
2. Источник возникновения философии и её предназначение 4
3. Основные типы и этапы развития философии 6
3.1 Философия древней Индии и Китая 8
3.2 Становление древнегреческой философии 9
3.3 Философия Средних веков 13
3.4 Философия в странах Европы 16-18 вв. 17
3.5 Классическая немецкая философия (18 – 1-ая п. 19 в.) 22
3.6 История философии в России 19 – н. 20 столетия 28
3.7 Философия марксизма-ленинизма 33
3.8 Западная философия в настоящее время 37
3.9 Философия неотомизма 45
3.10 Западные социологические концепции в настоящее время 49
4. Трудный путь философии к признанию её важности 57
5. Как доказывается «ненаучность» научной философии? 59
6. К вопросу о механизме взаимосвязи Научной философии 64
и частных наук
7. Пути защиты и дальнейшего развития научной философии 67
8. О необходимости издания журнала «Преподавание философии в вузах» 80
Заключение 85
Приложение 85
Литература 91
Структурно-функциональный анализ – одно из распространённых направлений в современной западной социологии. Основная идея этого направления – анализ общества как единого целого, некой стабильной системы.
Основные идеи структурно-функционального анализа были развиты в культурантропологии и этнографии, а затем перенесены в область социологии. Непосредственными основоположниками структурно-функционального анализа считаются английские социологи и антропологи Б.К. Малиновский и А.Р. Радклифф-Браун. Однако главная заслуга в разработке идей структурно-функционального анализа, как направления в социологии принадлежит американскому социологу Т. Парсонсу (1902-1979), благодаря работам которого (“Структура социального действия”, 1937, “Социальная система “, 1951, “Социальная система и эволюция теории действия”, 1977 и другие .) структурно-функциональный анализ утверждается как один из лидирующих подходов в западной социологии.
Ключевыми категориями структурно-функционального анализа являются «система», «структура», «функция». Социальный мир рассматривается как система, состоящая из элементов. Если система способна обеспечивать распределение индивидов по структурным позициям так, чтобы их действия могли служить выполнению требований, необходимых для поддержания её равновесия, тогда она работает “нормально”. Если такой способности у системы нет или она утрачена, тогда система находится в состоянии патологии и дезинтеграции.
Сторонники структурно-
Для исключения отклоняющегося поведения и устранения дисфункций, в системе предусмотрены механизмы контроля. Таковыми выступают механизм социализации и механизм санкций. Благодаря им участники взаимодействий побуждаются к тому, чтобы быть лояльными к господствующей системе норм и ценностей и противостоять отклонениям и другим напряжениям в системе. Речь идёт о том, чтобы с помощью этих механизмов контроля приводить систему в нормальное состояние и поддерживать в системе необходимое равновесие.
Структурно-функциональный анализ представляет собой современную версию биологической модели общества. В XIX веке в западном обществознании, как известно, было популярно такое направление как Социал-дарвинизм. Последние, прибегая к биологическим аналогиям в объяснении общества, склонялся к её филогенетической модели. В социал-дарвинизме законы развития биологического мира переносили на объяснение общества. В рамках структурно- функционального анализа используется модель общества как биологического организма. При этом делается акцент на «порядок», стабильность и равновесие.
Как же оценить подход к анализу общества, который базируется на принципах структурно-функционального анализа? Однозначного ответа здесь быть не может. С одной стороны, Структурно-функциональный анализ значим в том отношении, что выражает в специфической форме общее движение современной науки к системному изучению объектов, что соответствует Современной научной картине мира.
С другой стороны, Структурно-функциональный анализ с его акцентом на равновесие и стабильность упускает необходимость исследования фактов социальной напряженности и борьбы интересов в обществе. Неудивительно поэтому, что в среде современной западной социологии возникают направления, которые выступают в качестве своеобразных альтернатив Структурно-функциональному анализу. К таковым относятся прежде всего Конфликтная модель общества ( Р. Дарендорф, Л. Козер и другие). Представители этой модели исходят из того, что определяющим фактором социальной жизни является не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разносогласие, которые возникают в результате борьбы за власть и преимущества между различными социльными группами.
Концепции Структурно-функционального анализа и Конфликтной модели общества взаимодополняют друг друга и развиваются в соответствии с принципами Современной научной картины мира.
В странах Запада современная социология развивается и в рамках других направлений – по линии Эмпирической социологии, в частности.
Западная эмпирическая социология зародилась в США в 20-е г. XX в., а затем широко распространилась в других западных странах. Объектом её исследования являются отдельные элементы материальной и духовной жизни общества, а предметом – сбор, накопление и описание эмпирических фактов, которые используются органами управления самых различных уровней для повышения качества и эффективности своей деятельности.
Результаты деятельности социолога-теоретика в областях философии истории и социологии (умозрительные концепции далёкие от реальной практики), с одной стороны, и социолога-эмпирека, – с другой – это диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса, которые взаимно отрицают друг друга и вместе с тем взаимно предполагают друг друга.
Становление эмпирической
социологии означало широкое использование
специальных социологических
Философию истории и социологию воспринимают как “чистую” науку, не обременённую никакими ценностями и не отягощённую социальной позицией исследователя. Эмпирическая социология ориентируется на преодоление «метафизического теоретизирования». Можно сказать, что с точки зрения своего методологического основания, Эмпирическая социология означает доведение до крайности принципов позитивизма в социологии.
Эмпирическая социология формировалась в русле создания Современной научной картины мира, когда, начиная с 40-х годов XX в., социологов начали широко привлекать к исследованию правительственных учреждений и даже армий. Анализировались различные формы дезорганизации семьи, проблем юношеской преступности, трудности в деле обеспечения жильём и т.д.
Эмпирическая социология с момента своего зарождения была ориентирована на то, чтобы исследовать отдельные отклонения от норм в поведении человека, отдельные ненормальности в функционировании общества, отдельные помехи на пути его развития. Эмпирические исследования были направлены на то, чтобы на основании анализа конкретных фактов разрабатывать практические рекомендации, касающиеся исправления функционирования отдельных элементов общественной системы.
Послевоенный период (2 МВ) стал периодом повсеместного распространения эмпирических исследований. Социологам поручают изучать социальные проблемы на государственных промышленных предприятиях в городах, сельской местности, исследовать эффективность деятельности государственного аппарата. По оценкам западных специалистов, эмпирическая социология во многих странах становится ныне особой отраслью индустрии.
В рамках эмпирической социологии на Западе выделяют две основные её отрасли: 1) Академическую эмпирическую социологию и 2) прикладную. Академическая ориентируется на создание теорий отдельных областей и явлений общественной жизни ( социология города, семьи, труда, деревни, молодёжи и т.д.). Такие теории используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладные исследования направлены на решение определённых практических задач. Главное в прикладных исследованиях – ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. Прикладные исследования – это исследования, выполняющиеся для заказчика (государственные учреждения, частные фирмы, федеральные органы власти, и др.). Результаты эмпирических исследований – собственность заказчика, который волен поступать с ними так, как считает нужным: сдать в архив или в библиотеку, принять к сведению, внедрить в практику, разрешить или запретить публикацию и т.д.
Прикладная социология неоднородна. В ней выделяются два направления: 1) Социальная инженерия и 2) Клиническая социология. Социальная инженерия чаще всего использует маломасштабные дешёвые опросы, проводит серии полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки тех или иных небольших сообществ (например, производственной бригады). Задача Клинической социологии несколько иная. Она должна поставить диагноз того или иного явления, предложить альтернативу его возможного развития, проконсультировать заинтересованных лиц и наметить «терапевтические меры».
Когда, допустим, проводятся социологические исследования в какой- либо форме, то задача социоинженера состоит в изучении дел на рынке сбыта и технологии производства, финансовое положение фирмы, на основе чего даются рекомендации о перестройке её управленческой структуры. Клинический социолог, используя все эти данные, проводят психологический тренинг менеджеров с целью переориентировки их сознания для выработки установки на достижении более высоких результатов в деятельности фирмы.
В плане методологическом важно выделить основные черты эмпирической социологии:
1. Отождествление научной социологии с эмпирическими исследованиями
2. Рассмотрение изучаемых явлений вне их связи с законами развития общества. В рамках эмпирической социологии не ставится вопрос о выявлении общих законов, на основе которых можно было бы дать объяснение причин изучаемого явления. Если вопрос о законах и ставится, то задача эмпирических исследований видится лишь в нахождении эмпирических законов, т.е. зафиксированных в наблюдении регулярностей (типа «Если в обществе существует дефицит товаров, то с неизбежностью создаётся «чёрный рынок»).
3. Преувеличение роли психологии людей в социальных процессах. Это черта Эмпирической социологии выявляется в такой её разновидности как микросоциология или социометрия.
В качестве объекта изучения микросоциология рассматривает различные социальные группы. В каждой из таких групп выделяют макроструктуру (местонахождение членов группы на работе и их место жительства и т.п.), помимо макроструктуры социальная группа характеризуется наличием в ней “микроструктуры”. Она создаётся непосредственно ненаблюдаемыми чувствами, которые индивид испытывает к остальным членам группы (симпатии или антипатии и тому подобное)
Задача Микросоциологии,
по мнению её сторонников, состоит в
том, чтобы установить соответствие
между микроструктурой и
Несмотря на некоторое преувеличение роли психологии в решении такого рода проблем, использование социометрии даёт положительный эффект в психологических опытах. Применяется эта методика для выяснения психологической совместимости членов различных групп (например, экипажа космонавтов).
4. Увлечение математическими и статистическими методами. Роль этих методов в Эмпирической социологии настолько преувеличена, что даже уровень научности исследований определяется степенью их применения. Применение математики и статистики – прогрессивное явление. Однако во всяком деле нужна мера. В Эмпирической социологии эта мера не всегда соблюдается.
5. Методологический плюрализм, значительно снижающий эффективность Эмпирической социологии из-за отсутствия общепринятых научных стандартов в оценке полученных результатов. Эта черта Эмпирической социологии приводит к тому, что её данные оказываются трудно сопоставимыми.
Выводы:
1). Материализм и идеализм
– два основных типа философии,
2). Философия на всём протяжении своей истории была неразрывно связана с самой жизнью, с развитием материальной и духовной культуры.
3). Особенно плодотворной
была связь философии с
4). В настоящее время
вся западная философия
5). В начале XX в. в Западных странах в недрах естествознания зародилась Современная научная картина мира, которая достигла своей современной зрелости к 70-м гг. XX в. Современная научная картина мира вместе с современной буржуазной философией и социологическими концепциями составляют научный фундамент всей внутренней и внешней политики буржуазных государств.
6). Диалектический материализм и Исторический материализм являются венцом развития Классической философии.
4.ТРУДНЫЙ ПУТЬ
ФИЛОСОФИИ К ПРИЗНАНИЮ ЕЁ
Путь философии к признанию её важности, полезности не был простым и гладким. Этот путь был трудным, тернистым, порой даже трагическим. Философия всегда и везде извращалась, легче и быстрее, чем всё остальное, в сфере духовной культуры. Вот как об этом писал Бердяев: «Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению сама возможность философии, каждый философ принуждён начинать своё дело с защиты философии и оправдания её возможности и плодотворности. Философия подвергается нападкам сверху и снизу»34.
Эту особенность философии отмечал и А.И. Герцен «Философию, – писал он, – никто не охраняет – ни формулы, ни фигуры, как математику, ни частоколы, возводимые специальными науками около своих огородов. Чрезвычайная всеобъемлемость философии даёт ей вид доступности извне. Чем всеобъемлемее мысль и чем более она держится во всеобщности, тем легче она для поверхностного разумения, потому что частности содержания не развиты в ней и о них, не подозревают….»35.
Информация о работе Философия как научная отрасль знания и трудный путь её развития