Этика как отрасль знаний о морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 15:37, шпаргалка

Краткое описание

ГУМАНИЗМ — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих спо¬собностей, считающая благо человека критерием оценки социаль¬ных институтов, а принципы равенства, свободы, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Файлы: 1 файл

ЭТИКА ЗАЧЕТ.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Этика как отрасль знаний о морали

  ГУМАНИЗМ — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, свободы, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

  МИРОВОЗЗРЕНИЕ — предельно обобщенная система взглядов человека на мир и свое место в нем, а также обусловленные ею жизненные позиции, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

  МОРАЛЬ — исторически возникшее, динамическое явление, регулирующее поведение людей, представляющее собой сложное единство взаимообусловливающих друг друга элементов: морального сознания, морального отношения и моральной практики.

  МОРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ — нравственная оценка личностью окружающего мира через призму собственных убеждений, идеалов, принципов.

  МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — это совокупность моральных принципов, убеждений, взглядов личности, имеющих специфический объект отражения: взаимоотношения между обществом и человеком; взаимоотношения между людьми в обществе.

  НИГИЛИЗМ — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

  НРАВСТВЕННОСТЬ — сфера нравственной свободы личности, означающей совпадение внутренних мотивов личности с общечеловеческими и общественными требованиями поведения, область внутреннего самопринуждения человека, переходящего в потребность творить добро.

НРАВЫ — исходные составляющие наиболее распространенных обычаев, имеющие прикладное нравственное значение (обиходную моральную ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений.

  К нравам относятся и обычаи, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.

  ЭТИКА — философское учение о возникновении, развитии и сущности морали. 

Тема 2. Взаимодействие морали и права

  ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ — это форма общественного сознания, основанная на признании наиболее значимых общественных благ в качестве ценностей, служащих критериями допустимого поведения личности и нуждающихся в охране и защите со стороны государства. 

  Тема 3. Основные категории и принципы этики и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

  АЛЬТРУИЗМ — моральный принцип, содержание которого — в бескорыстном служении людям, в стремлении творить добро, не ожидая награды за это.

  АСКЕТИЗМ — моральный принцип, предписывающий людям отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижений каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

  БЛАГО — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и всего общества в целом.

  ВОЛЮНТАРИЗМ — характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом.

  ДОБРО — одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категория этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесенности с идеалом.

  ДЕОНТОЛОГИЯ — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

  ДОСТОИНСТВО — категория этики, которая обозначает особое моральное отношение человека к самому себе, характеризующееся осознанием собственной ценности и значимости. Представление

135

о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении.

  ЗЛО — одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности, деятельности людей и отношений между ними. Зло противоположно добру и в самом общем своем определении есть то, что препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. В этике моральное зло традиционно отграничивается от физического.

  КАТЕГОРИИ ЭТИКИ — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики меняется исторически в зависимости от понимания природы нравственности.

  МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР — это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

  МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ — выражение отношения людей к общественным обязанностям, когда обязанности осознанны и выполняются по внутреннему нравственному убеждению, связанному с моральной ориентацией личности.

  НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ — такое взаимодействие субъектов по поводу нравственных ценностей, которое включает в себя необходимость разрешения своеобразной ситуации морального выбора одним из его участников либо обоими одновременно и характеризуется напряженностью и остротой.

  КОНФОРМИЗМ — принцип социального поведения, при котором личность не вырабатывает собственной нравственной позиции при решении конкретной задачи, а ведет себя пассивно, приспособленчески, принимая сложившийся порядок вещей.

  НИГИЛИЗМ — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм).

  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ — это признание общественным мнением и осознание самой личностью высокой социальной ценности своей профессии, важности следования профессиональному долгу.

  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ — осознанное, добровольное и добросовестное следование нравственно-правовым требованиям, предъявляемым обществом к представителям той или иной профессии. Профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования совпадают с государственной волей.

  СОВЕСТЬ — категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; своеобразный контрольный механизм, который переводит внешнее требование во внутреннее моральное побуждение, стремление выполнить свои обязанности должным образом.

  СПРАВЕДЛИВОСТЬ — категория социально-политического, правового и нравственного сознания, охватывающая все области общественных отношений, выражающая общее соотношение ценностей между собой и их конкретное распределение между индивидами. Понятие справедливости включает соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), правами и обязанностями и т. п.

  УТИЛИТАРИЗМ — принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету.

  ФАНАТИЗМ — характер убеждений и поведения людей, в которых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубежденное, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям.

  ФАТАЛИЗМ — воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. В морали чаще всего фатализм связан с проповедью смирения, непротивления судьбе.

  ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям.

  ЧЕСТЬ — категория этики, раскрывающая отношение к человеку со стороны общества; оценивает людей дифференцированно, в зависимости от их моральных качеств, реализуемых в поступках, что находит отражение в их репутации.

  ЭГОИЗМ — жизненный принцип, означающий оказание предпочтения при выборе поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей.

  Тема 4. Этико-правовые проблемы полицейской деятельности

  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень развития правового сознания и юридической практики личности (социальной общности), характеризующийся стремлением следовать правовым предписаниям, продиктованным внутренними моральными убеждениями.

  ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — определенный уровень качественного состояния общественных отношений, носящий локальный и краткотечный характер и значительно отличающийся по своему содержанию от общего, «эталонного» фона.

  Тема 5. Этические аспекты раскрытия и расследования преступлений

  НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ — мерило степени соотношения общественных требований с областью внутренней мотивации личности при выбореею того или иного варианта поведения.

  ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ на предварительном следствии — правомерный способ эффективного и рационального психологического воздействия субъекта раскрытия (расследования) преступления на лицо, вовлеченное в сферу уголовного судопроизводства, с целью достижения позитивного результата (дачи показаний, признания своей вины и т. п.).

  Тема 6. Этика межличностных отношений в профессиональной группе.

  МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — это свойство коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

  РУКОВОДСТВО — особый вид деятельности, предъявляющий специфические требования к своим представителям, устанавливающий определенные обязанности. Подчиненные при этом выступают в качестве специфического объекта труда.

  СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — понимается типичный для руководителя органа внутренних дел образ мыслей, поведения и деятельности при решении задач управления служебным коллективом.

  Тема 7. Профессиональная деформация личности и методы ее профилактики

  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ личности сотрудника ОВД — это изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД в отрицательную сторону, происходящее, в первую очередь, под влиянием специфики профессиональной деятельности и иных субъективных факторов

Информация о работе Этика как отрасль знаний о морали