Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 15:37, шпаргалка
ГУМАНИЗМ — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих спо¬собностей, считающая благо человека критерием оценки социаль¬ных институтов, а принципы равенства, свободы, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.
Тема 1. Этика как отрасль знаний о морали
ГУМАНИЗМ — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, свободы, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — предельно обобщенная система взглядов человека на мир и свое место в нем, а также обусловленные ею жизненные позиции, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОРАЛЬ — исторически возникшее, динамическое явление, регулирующее поведение людей, представляющее собой сложное единство взаимообусловливающих друг друга элементов: морального сознания, морального отношения и моральной практики.
МОРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ — нравственная оценка личностью окружающего мира через призму собственных убеждений, идеалов, принципов.
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — это совокупность моральных принципов, убеждений, взглядов личности, имеющих специфический объект отражения: взаимоотношения между обществом и человеком; взаимоотношения между людьми в обществе.
НИГИЛИЗМ — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.
НРАВСТВЕННОСТЬ — сфера нравственной свободы личности, означающей совпадение внутренних мотивов личности с общечеловеческими и общественными требованиями поведения, область внутреннего самопринуждения человека, переходящего в потребность творить добро.
НРАВЫ — исходные составляющие наиболее распространенных обычаев, имеющие прикладное нравственное значение (обиходную моральную ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений.
К нравам относятся и обычаи, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.
ЭТИКА
— философское учение о возникновении,
развитии и сущности морали.
Тема 2. Взаимодействие морали и права
ОБЩЕСТВЕННАЯ
МОРАЛЬ — это форма общественного сознания,
основанная на признании наиболее значимых
общественных благ в качестве ценностей,
служащих критериями допустимого поведения
личности и нуждающихся в охране и защите
со стороны государства.
Тема 3. Основные категории и принципы этики и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
АЛЬТРУИЗМ — моральный принцип, содержание которого — в бескорыстном служении людям, в стремлении творить добро, не ожидая награды за это.
АСКЕТИЗМ — моральный принцип, предписывающий людям отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижений каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.
БЛАГО — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и всего общества в целом.
ВОЛЮНТАРИЗМ — характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом.
ДОБРО — одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категория этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесенности с идеалом.
ДЕОНТОЛОГИЯ — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).
ДОСТОИНСТВО — категория этики, которая обозначает особое моральное отношение человека к самому себе, характеризующееся осознанием собственной ценности и значимости. Представление
135
о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении.
ЗЛО — одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности, деятельности людей и отношений между ними. Зло противоположно добру и в самом общем своем определении есть то, что препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. В этике моральное зло традиционно отграничивается от физического.
КАТЕГОРИИ ЭТИКИ — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики меняется исторически в зависимости от понимания природы нравственности.
МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР — это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.
МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ — выражение отношения людей к общественным обязанностям, когда обязанности осознанны и выполняются по внутреннему нравственному убеждению, связанному с моральной ориентацией личности.
НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ — такое взаимодействие субъектов по поводу нравственных ценностей, которое включает в себя необходимость разрешения своеобразной ситуации морального выбора одним из его участников либо обоими одновременно и характеризуется напряженностью и остротой.
КОНФОРМИЗМ — принцип социального поведения, при котором личность не вырабатывает собственной нравственной позиции при решении конкретной задачи, а ведет себя пассивно, приспособленчески, принимая сложившийся порядок вещей.
НИГИЛИЗМ — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ — это признание общественным мнением и осознание самой личностью высокой социальной ценности своей профессии, важности следования профессиональному долгу.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ — осознанное, добровольное и добросовестное следование нравственно-правовым требованиям, предъявляемым обществом к представителям той или иной профессии. Профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования совпадают с государственной волей.
СОВЕСТЬ — категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; своеобразный контрольный механизм, который переводит внешнее требование во внутреннее моральное побуждение, стремление выполнить свои обязанности должным образом.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — категория социально-политического, правового и нравственного сознания, охватывающая все области общественных отношений, выражающая общее соотношение ценностей между собой и их конкретное распределение между индивидами. Понятие справедливости включает соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), правами и обязанностями и т. п.
УТИЛИТАРИЗМ — принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету.
ФАНАТИЗМ — характер убеждений и поведения людей, в которых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубежденное, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям.
ФАТАЛИЗМ — воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. В морали чаще всего фатализм связан с проповедью смирения, непротивления судьбе.
ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям.
ЧЕСТЬ — категория этики, раскрывающая отношение к человеку со стороны общества; оценивает людей дифференцированно, в зависимости от их моральных качеств, реализуемых в поступках, что находит отражение в их репутации.
ЭГОИЗМ — жизненный принцип, означающий оказание предпочтения при выборе поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей.
Тема 4. Этико-правовые проблемы полицейской деятельности
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень развития правового сознания и юридической практики личности (социальной общности), характеризующийся стремлением следовать правовым предписаниям, продиктованным внутренними моральными убеждениями.
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ — определенный уровень качественного состояния общественных отношений, носящий локальный и краткотечный характер и значительно отличающийся по своему содержанию от общего, «эталонного» фона.
Тема 5. Этические аспекты раскрытия и расследования преступлений
НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ — мерило степени соотношения общественных требований с областью внутренней мотивации личности при выбореею того или иного варианта поведения.
ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ на предварительном следствии — правомерный способ эффективного и рационального психологического воздействия субъекта раскрытия (расследования) преступления на лицо, вовлеченное в сферу уголовного судопроизводства, с целью достижения позитивного результата (дачи показаний, признания своей вины и т. п.).
Тема 6. Этика межличностных отношений в профессиональной группе.
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — это свойство коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
РУКОВОДСТВО — особый вид деятельности, предъявляющий специфические требования к своим представителям, устанавливающий определенные обязанности. Подчиненные при этом выступают в качестве специфического объекта труда.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — понимается типичный для руководителя органа внутренних дел образ мыслей, поведения и деятельности при решении задач управления служебным коллективом.
Тема 7. Профессиональная деформация личности и методы ее профилактики
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ личности сотрудника ОВД — это изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД в отрицательную сторону, происходящее, в первую очередь, под влиянием специфики профессиональной деятельности и иных субъективных факторов