Сущность содержания планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность содержания планирования на предприятии.
Задачи:
-дать понятие содержания планирования;
-рассмотреть сущность и цели планирования;
-рассмотреть виды планирования;
-рассмотреть основные принципы планирования;
-рассмотреть методы планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………….5
Сущность планирования на предприятии…………………………….5
Виды и стадии планирования на предприятии……………………….6
Принципы и методы планирования на предприятии………………..14
Основные этапы процесса планирования на предприятии………….18
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………23
Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии…..23
Методика составления бизнес-плана………………………………....25
Основные разделы бизнес-плана……………………………………...27
ЗАКЛЮЧНЕНИЕ………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

KURSOVIC.docx

— 71.94 Кб (Скачать)

- формирование и оптимизацию  программ;

- определение требуемых ресурсов  и распределение их между элементами программ;

- организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;

- координацию и контроль работ  по программам.

Программно-целевой метод планирования- процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

 

    1. Основные этапы процесса планирования на   предприятии

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом:

  1. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
  2. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
  3. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяют разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  4. Производят выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
  5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  6. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
  7. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичный оперативные планы и проекты.
  8. Процесс выполнения плана.
  9. Контроль за выполнением плана.

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при планировании. Сформулировать миссию фирмы -наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Миссия- стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма, это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в полном периоде.

В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие от данной организации от ей подобной.

Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:

- описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых организацией;

- характеристики рынка – организация  определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;

- цели организации, выраженные  в терминах выживания, роста доходности;

- технология- характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

- философия, здесь должны быть  выражены базовые взгляды и  ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации;

- внутренняя концепция, в рамках  которой организация описывает  собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;

- внешний образ компании, ее  имидж.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, т.к. только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем.

Миссия организации является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определенной четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие 10-12 лет. Компания не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании.

Формулировка миссии предприятия должна содержать  следующее:

  1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;
  2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;
  3. Культура организации.

Формулирование миссии – это формулирование основной цели компании (чего она хочет достичь в самом широком смысле).

Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии.

Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы, должны быть разработаны на длительную перспективу, определять основные направления программ развития фирмы, должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами.

Специфические цели выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

Другие специфические цели (подцели): по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта); научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).

 

 

 

 

Цели должны быть:

  1. Конкретными и измеримыми;
  2. Ориентированные во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);
  3. Достижимыми;
  4. Совместимыми.

Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы сводятся к следующему:

  1. Повышение контролируемой доли рынка;
  2. Предвидение требований потребителей;
  3. Выпуск продукции более высокого качества;
  4. Обеспечение согласованных сроков поставок;
  5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
  6. Поддерживание репутации фирмы у потребителей.

В заключении следует отметить, что для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Сущность, цели и  задачи бизнес-планирования на предприятия

Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов. Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящи перед предприятием.

Планирование обеспечивает немалые выгоды:

- заставляет руководителей мыслить  перспективно;

- обеспечивает основу для принятия  эффективных управленческих решений;

- увеличивает возможности в  обеспечении фирмы необходимой  информации;

- способствует снижению рисков  предпринимательской деятельности;

- ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

- позволяет предвидеть ожидаемые  перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановке.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом. Его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план является инструментом самообучения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирования хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периода в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Основное внимание в бизнес-плане обращено на концентрацию финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т.е. позволяющее предпринимателю решить основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

  1. Определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках.
  2. Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта.
  3. Выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей.
  4. Проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей.
  5. Просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Функции бизнес-плана:

  1. Связана с возможностью его использования для разработке стратегий бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
  2. Планирование, позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
  3. Позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не только в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
  4. Позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
  5. Путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
    1. Методика составления бизнес-плана

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Разработка бизнес-плана производится последовательно, путем поэтапного приближения к конечному результату.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Необходимо определить внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Это привлечет к проекту дополнительное внимание. Специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса.

Информация о работе Сущность содержания планирования на предприятии