Налоги их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......4
Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
Сущность и виды налогов……………………………………………………5
Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

Кафедра налогов и налогообложения 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Сущность налогов и их содержание 
 
 
 
 
 

Выполнил студент

ФФБД, ДФН, 3 курс                                                                          Таргонский В.Л.  
 

Руководитель

ассистент                                                                                                           Гуз Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011 
РЕФЕРАТ

     Курсовая  работа содержит: 30 страниц, 20 источников, 3 таблицы 

     НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НДС, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 

     Объект  исследования: налоги и налоговая система Республики Беларусь.

     Предмет: налогообложение на современном этапе, проблемы равномерного распределения налогового бремени в экономике Республики Беларусь.

     Цель: рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизма её функционирования. Для раскрытия цели в ходе написания данной работы были решены задачи по характеристике её основных элементов и проведён статистический анализ налоговой ситуации последних лет в Беларуси.

    Методы  исследования: статистический, сравнительного анализа, синтеза, обобщения, описания.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….......4

  1. Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
    1. Сущность и виды налогов……………………………………………………5
    2. Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
    3. Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
  2. Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
    1. Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
    2. Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
    3. Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
  3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………………27

Список  использованных источников……………………………………………..29 
ВВЕДЕНИЕ

    Функционирование  государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

    Задачи  курсовой работы:

  • охарактеризовать основные виды налогов;
  • проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
  • рассмотреть налоги и налоговую систему зарубежных стран;
  • проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
  • рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
  • рассмотреть доходную часть государственного бюджета Республики Беларусь;
  • определить основные направления совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

 

  1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    1. СУЩНОСТЬ  И ВИДЫ НАЛОГОВ

     Любая экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

     Основным  элементом налогообложения являются налоги. Под налогом понимается  обязательный,  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

     Принципиальным  в налоговой системе является её логичность, отлаженность, эффективность  и эластичность.

     Выделяют следующие элементы налоговой системы:

  • субъект налогообложения (плательщик);
  • объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
  • налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налога;
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • ставка налога – величина налога на единицу объекта налогообложения.

     В основе построения налоговой системы  лежат следующие принципы:

  • всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования);
  • обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки; неуплата карается законом);
  • равно напряжённость (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования);
  • однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза);
  • стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными);
  • простота и доступность для восприятия;
  • гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

     К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

     Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог и т.д.). К прямым налогам относятся такие налоги как:

  • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
  • на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу;
  • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
  • налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

     К косвенным налогам относятся  те, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении  юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, – это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (налоги с оборота, НДС и др.) и специальные (акцизы, налог на топливо и др.).

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     По принципам построения различают пропорциональные (ставка остаётся неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.

     В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение.

     Также некоторые авторы выделяют государственные и местные (муниципальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые – местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

    1. РОЛЬ  НАЛОГОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ  ЭКОНОМИКИ

     В экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

     Выделяют несколько функций налога. На первое место они ставят функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

     Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

     – регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

     – регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей. Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Налоги их сущность и содержание