Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Функционирование государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Введение………………………………………………………………………….......4
Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
Сущность и виды налогов……………………………………………………5
Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………
Другую функцию, которую они выделяют – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция – фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное
разграничение функций
Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. Для сравнения с нашей системой налогообложения рассмотрим налоговые системы наиболее развитых стран.
1. Налоги в США служат одним из важнейших инструментом развития экономики страны. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Налоговая система США развивается и совершенствуется уже более двухсот лет и способствует развитию рыночных отношений. Исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы: федеральный уровень, уровень штатов и местный уровень. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет.
Для современной американской налоговой системы характерно: преобладание прямых налогов над косвенными (более 70%); параллельное использование основных видов платежей федеральным правительством, правительством штатов, местными органами власти; взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления.
Основная часть американских граждан (до 90%) выплачивает в виде налогов примерно 25% от своих доходов. У оставшихся 10% доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50%.
Федеральная конституция является основным источником налогового права в США. Основными нормативными правовыми актами в области налогообложения в США являются:
Федеральные налоговые платежи: налоги на доходы физических лиц (10% - 35%); налог на прибыль корпораций (15% - 39%); взносы во внебюджетные фонды (12,4%); дарственный налог (18% - 45%).
2.
В конституции Германии
Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин.
Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии.
Основные принципы налогообложения в Германии заложил Л. Эрхард. Кратко суть его подхода такова: налоги должны быть по возможности минимальными; при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога; налоги не должны препятствовать конкуренции; налоги должны соответствовать структурной политике.
Основными
нормативными правовыми актами в
области налогообложения
Основные налоги и взносы в Германии: подоходный налог с физических лиц (25% - 42%); взносы во внебюджетные фонды (пенсионное страхование – 19,5%; медицинское страхование – 13,3%; взносы на поддержание безработных – 4,5%; страхование по старости и нетрудоспособности – 1,7%); церковные налог (8% - 9%); налог на прибыль организаций (25%); солидарный сбор (5,5%); НДС (основная ставка – 19%, льготная – 7%).
3. Остановимся на некоторых аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран. В Японии функционируют государственные налоги и местные. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: 64,2% финансовых ресурсов расходуется как местные средства, а 35,8% обеспечивает осуществление общегосударственных функций.
В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 83,8% и неналоговые средства — 16,2%, местные органы управления имеют четверть неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В эти же статьи дохода включается остаток предыдущего года.
Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам. Первая — это прямые подоходные налоги как с юридических, так и физических лиц. Вторая — прямые налоги на имущество. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги. Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый
высокий доход государству
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10%, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, подоходный налог префектуры по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. Сверх того каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.
2.1 ВИДЫ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налоги, сборы и пошлины объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:
Таблица 1. Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами Республики Беларусь
Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации по факту ее получения (косвенные налоги) | Платежи включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг | Платежи уплачиваемые из прибыли |
|
А. Налоги и
отчисления, начисляемые на фонд заработной
платы
1. Отчисления в фонд социальной защиты населения Б. Отчисления в республиканский дорожный фонд 2. Отчисления в дорожный фонд средств пользователями дорог 3. Плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ 4. Плата
за проезд по автомобильным
дорогам общего пользования В. Прочие налоги и отчисления 5. Платежи за землю 6. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) 7. Госпошлина Г. Отчисление в ведомственные фонды 8. Отчисление в инновационный фонд |
|
В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.