Налоги их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......4
Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
Сущность и виды налогов……………………………………………………5
Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Но  нельзя однозначно утверждать, что  пропорциональные ставки лучше прогрессивной  шкалы. Многое зависит от реальной экономической  ситуации, складывающейся дифференциации населения в зависимости от уровня получаемых доходов и, главное, от того, насколько комплексно проводится реформа. То есть, изменяются ли подходы к определению общего объема и состава доходов, подлежащих налогообложению, какие налоговые вычеты и льготы применяются при подсчете облагаемого дохода, каковы размеры необлагаемого минимума доходов, используются ли механизмы индексации доходов и вычетов на инфляцию и т.д.

     Отчисления  на социальное страхование: в первую очередь необходимо придать им статус налога, как это сделано в развитых странах, а сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между нанимателями и работниками (при существующей схеме – 34% и 1% соответственно). Сохранив общий размер тарифа, целесообразно увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10–12% с тем, чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного).

     Имущественные налоги: к ним, в частности, относятся налоги на собственность (накопленное богатство) в таких конкретных формах, как земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи и в определенной мере экологические налоги. При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших ставках и механизмах изъятия конкретные модели этих налогов существенно различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов.

     То  есть для белорусских реалий в  качестве первоочередных реформ можно  выделить: преобразование налога на недвижимость в налог на имущество с соответствующим пересмотром субъектов и объектов налогообложения, уточнением налоговой базы и ставок; существенное повышение ставок и модернизацию применяемого порядка взимания земельного налога и налогов с пользователей природных ресурсов.

     Целесообразно провести необходимую дифференциацию и упорядочить состав всех рентных платежей, куда входят налоги с пользователей недрами, водный налог, лесной доход, налоги с пользователей объектами растительного и животного мира. В целом в состав местных налогов и сборов должны войти налоги на имущество, земельный налог, налоги с пользователей природных ресурсов, налог на рекламу, налог на игорный бизнес, местные лицензионные сборы.

     Учитывая  принятый в Беларуси курс на постепенное  реформирование и становление рыночных отношений с социальным уклоном, реформу налоговой системы также следует осуществлять поэтапно. Но направления и ориентацию такой реформы должны определять именно механизмы преодоления системных и методологических искажений в налоговой системе страны.

     Таким образом, в перспективе в рамках доработки проекта Особенной части Налогового кодекса реформирование налоговой системы предполагается по следующим основным направлениям:

  • значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет полной отмены сборов и отчислений, взимаемых непосредственно с выручки от реализации, упорядочения местных налогов и сборов, а также регистрационных и лицензионных сборов;
  • улучшение налоговой структуры на основе повышения роли подоходного налогообложения и налогов на доходы и прибыль предприятий;
  • снятие действующих ограничений в системе НДС по налоговым вычетам и законодательное закрепление ставок акцизов;
  • реформа с учетом российского опыта индивидуального подоходного налога и отчислений на социальное страхование;
  • повышение роли и реформирование экологических налогов и сборов;
  • получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения;
  • реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов.
  • совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки
  • укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.

     Также очень полезно применять опыт других стран в ведении налоговой  политики. Например, Швеция направляет большое количество средств на социальные нужда, отчисления от заработной платы наемных работников в эту сферу составляет 38% - 39%, что обеспечивает им высокий уровень жизни населения. Германия и вовсе прошла очень длинный путь в формировании своей налоговой системы. Раньше их земли были самостоятельными государствами, но в 1919 финансовый суверенитет земель был ликвидирован. Управлять налоговой политикой стало государство. И сейчас сложилась очень четкая схема взимания налогов, которая проявляется в перечислении средств высокодоходными землями малодоходным. Налоговая система Франции также нацелена на высокий уровень жизни населения: отчисления в ФСН составляют около 43%. Также ежегодно меняются ставки платежей в соответствии с политической и экономической конъюктурой.

     Вывод: наша страна находится на переходном этапе. Это объясняется тем, что  как независимое государство  мы очень молоды, и нам предстоит  пройти долгий путь  для формирования эффективной и конкурентной налоговой  системы. Многим странам понадобилось много лет, прежде чем они достигли теперешних высот. У нас есть возможность воспользоваться их примером и информацией для формирования своей собственной налоговой системы. Выполнить этот объем задач может только правительство, наделенное существенными полномочиями, работающее в рамках рациональной, логичной и открытой структуры. Принятая недавно структура правительства не соответствует масштабу стоящих перед страной задач. Реформа системы государственного управления, дебюрократизация экономики, отмена должностного дублирования являются необходимыми, но не достаточными условиями успеха системных экономических реформ. Предлагаемая структура предполагает как значительное сокращение расходов на государственный аппарат, так и издержек налогоплательщиков на его содержание. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Из  данной курсовой работы можно сделать  следующие выводы:

     - для наиболее эффективного существования, любая налоговая система должна придерживаться определенных принципов;

     - основными налогами, которые присутствуют в налоговой системе, являются косвенные и прямые;

     - кроме пополнение бюджета, налоги выполняют стимулирующую, регулирующую, фискальную функцию;

     - основные принципы налогообложения установлены и регулируются налоговым кодексом Республики Беларусь;

     - наибольшие поступления в бюджет Республики Беларусь поступают от косвенных налогов;

     - среди всех косвенных налогов наибольшее поступление приходится на НДС.

     - налоговая система Республики Беларусь не совершенна и содержит ошибки и неточности, которые необходимо исправлять;

     В рамках доработки проекта Особенной части Налогового кодекса реформирование налоговой системы предполагается по следующим основным направлениям:

  • значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет полной отмены сборов и отчислений, взимаемых непосредственно с выручки от реализации, упорядочения местных налогов и сборов, а также регистрационных и лицензионных сборов;
  • улучшение налоговой структуры на основе повышения роли подоходного налогообложения и налогов на доходы и прибыль предприятий;
  • снятие действующих ограничений в системе НДС по налоговым вычетам и законодательное закрепление ставок акцизов;
  • реформа с учетом российского опыта индивидуального подоходного налога и отчислений на социальное страхование;
  • повышение роли и реформирование экологических налогов и сборов;
  • получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения;
  • реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов.
  • совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки.
  • укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой  представителей 17 июня 2008 г.; одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2008. – 1 авг. (№183). – с. 9–73.
  2. Дробозина Л.А. Основы теории финансов: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Дробозина. – М.: 2005. – 255 с.
  3. Загородников С.В. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / С.В. Загородников. – М: Омега-Л, 2008. – 288 с.
  4. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. Теория финансов: учеб. пособие для вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко – Мн.: БГЭУ, 2006. – с. 89–103.
  5. Колпакова Г.М.  Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для вузов / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с.
  6. О республиканском бюджете на 2009 год: закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008., №450–3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – 3 дек. (№288). – с. 1 – 62.
  7. О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов: Аналитически доклад // [Электронный ресурс]. – режим доступа // http://minfin.gov.by.
  8. П. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для вузов / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с.
  9. Социально экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году // Экономический бюллетень НЭИ Министерство экономики Республики Беларусь. – 2009. – №2. – с. 4–90.
  10. Финансы: учеб. для вузов / под. ред. В.П. Литовченко. – М.: Дашков и К, 2007. – 588 с.
  11. Харковец А. Основные подходы к формированию нового бюджета / Андрей Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2008. – №6. – с. 7–9.
  12. Харковец А. «Об итогах исполнения бюджета за 2009 год и задачах на 2010 год» / А. Харковец; разд. подгот. О. Ананич, О. Бацкалевич, И. Знаткевич, С. Кулаченко // Финансы, учет, аудит. – 2010. – №2. – с. 3–17.
  13. Харковец А. «Проект бюджета – 2010: оценки реалистичные, обязательства реальные» / А. Харковец; // Финансы, учет, аудит. – 2009. – №10. – с. 3–5.
  14. Хотько А.В. «Об основном финансовом плане страны на 2009 год» / Александр Васильевич Хотько // Экономика. Финансы. Управление. – 2008. – №12.-с. 101–103.
  15. Хотько А. Главные доходы и расходы / Александр Хотько // Финансы, учет, аудит. – 2008. – №8. – с. 15–16.
  16. Хотько А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2009 г.: задачи и вопросы их реализации / А.В. Хотько // Планово-экономический отдел. -2008. – №2.-с. 11–16.
  17. Шунько И. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики / Иван Шунько // Финансы, учет, аудит. – 2009. – №11. – с. 3–6.
  18. Электронный источник: http://www.netnalogu.ru/content/japan.shtml - система налогообложения Японии.
  19. Электронный источник: http://www.studsupport.ru/ - система налогообложения США.
  20. Электронный источник: http://www.rfhwb.de/Index/Economy_de/Taxation.htm - система налогообложения Германии.
 

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Налоги их сущность и содержание