Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Функционирование государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Введение………………………………………………………………………….......4
Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
Сущность и виды налогов……………………………………………………5
Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………
Исходя из данных таблицы, мы видим, что наблюдается темп роста показателей в 2008 и 2009 годах, но вместе с тем, среди показателей удельного отклонения присутствует тенденция снижения данных показателей.
Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также объемом валового внутреннего продукта.
Анализируя
структуру доходов
Поступление доходов в бюджет связано со многими факторами:
Неналоговые доходы формируются, главным образом, за счет:
Главное
назначение доходов – создание устойчивой
финансовой базы, позволяющей органам
власти всех уровней управления осуществлять
свои функции, удовлетворять
Республиканские налоги и сборы
1) НДС (часть передается на местный уровень);
2) Акцизы (часть передается на местный уровень),
3) Налоги на доход и прибыль юридических лиц (часть передается на местный уровень);
4) Чрезвычайный налог;
5) Налоги и пошлины на внешнеэкономические операции;
6) Иные обязательные платежи.
В республиканский бюджет также входят средства государственных целевых бюджетных фондов, которые поступают от соответствующих налогов:
1) Фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки;
2) Дорожный фонд;
3) Фонд занятости;
4) Фонд охраны природы;
5) Фонд «Энергосбережение».
А. Смит более 200 лет назад писал, что налоги должны быть простыми, низкими и справедливыми. Белорусское правительство до сих пор не усвоило этот простой урок. Оно создало систему не для удобства предприятий и предпринимателей, не для того, чтобы сократить затраты на содержание государственного аппарата, даже не для того чтобы в полном объеме реально собирать налоги. Белорусская налоговая система эффективно выполняет другие функции: 1) загоняет экономическую активность в «тень», 2) наказывает за хорошую прибыльную работу честных предпринимателей любой формы собственности, 3) создает многочисленные источники дополнительного дохода для чиновников, 4) устраняет конкурентов, которые не имеют особого статуса, связей и знакомств. Налоговая система Беларуси не способна решать стоящие перед страной задачу по проведению системных комплексных реформ, трансформации базовых отношений между основными экономическими субъектами. Само перечисление налогов и сборов показывает, на сколько сложна созданная система финансирования государственных органов и многочисленных предприятий и организаций, которые являются получателями средств республиканского и местных бюджетов.
Вывод:
увеличение доходной части бюджета Республики
Беларусь является одной из важнейших
задач всех органов государственной власти
на ближайшую и более отдаленную перспективу.
В этой связи повышение эффективности
народнохозяйственного комплекса страны
и как следствие этого – рост объемов
производства, повышение качества и конкурентоспособности
продукции на мировом рынке, совершенствование
бюджетно-налоговой политики и, в частности,
сокращение количества налогов и установление
оптимальных значений их ставок в конечном
итоге приведут к расширению налогооблагаемой
базы, росту собираемости налогов и сборов,
наполняемости бюджета республики.
Задача повышения эффективности бюджетно-налоговой политики на современном этапе реализуется:
Для смягчения негативных последствий кризиса используются также налоговые стимулы. Реформирование налоговой системы в последние годы ориентировано на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности. Сокращение количества применяемых налогов, сборов, пошлин. С 2005 по 2009 годы было отменено 18 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику и упрощение налогообложения реализовывалось в рамках изменений налогового законодательства, произошедших с 1 января 2009 года. В числе таких изменений уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2% до 1% выручки; фиксация единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5%; уменьшение с 5% до 3% ставки налога на приобретение автотранспортных средств; исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством. Это позволило предприятиям в среднем сэкономить около 25% уплачиваемых ранее по данному налогу сумм – именно на такую величину уменьшились поступления в бюджет по этому налогу в 2009 году). Снижение налоговой нагрузки на экономику только за счет этих мероприятий оценивается на уровне 2 трлн. р., что соответствует 1,3% валового внутреннего продукта.
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. р. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. р. в месяц.
Единая
ставка подоходного налога и увеличение
размера налогового вычета упростили
налогообложение доходов граждан и оставили
в их распоряжении более 600 млрд. р.
В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.
Величина и структура налоговой нагрузки на экономику
Республики Беларусь за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 г. | 2010 г. | Отклонение, п.п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка | 30,1 | 27,5 | -2,6 |
косвенные налоги | 13,8 | 13,6 | -0,2 |
прямые налоги | 8,0 | 8,2 | +0,2 |
смешанные налоги | 2,3 | 1,8 | -0,5 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 6,0 | 3,9 | -2,1 |
В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП.
Налоговая нагрузка снижена в 2010 году за счет отказа от взимания сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей и налога на приобретение автотранспортных средств, отмены местных целевых сборов из прибыли.
За
период реализации программы социально-
Государство должно своевременно реагировать на возникающие процессы по снижению поступлений в бюджет и принимать превентивные меры по их недопущению, вырабатывать свежие идеи по централизации государством финансовых ресурсов.
Отменяя малоэффективные налоги и сборы, государство должно предлагать альтернативу, варианты, позволяющие на качественно новом уровне компенсировать потери бюджета. К примеру, отменив налог с пользователей автомобильных дорог, ничего не предприняли по введению системы дорожных сборов.
В качестве первоочередных реформ этого налога в Беларуси можно предложить следующие меры:
1)
значительно увеличить
2) существенно расширить сферу действия подоходного налога за счет включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов (от работы по найму, индивидуальной предпринимательской деятельности и от собственности), пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов;
3)
пересмотреть прогрессивную
Пропорциональные ставки, безусловно, более просты и удобны в применении. Главным их преимуществом считается выравнивание условий налогообложения для различных слоев населения и снижение негативного воздействия налогов на стимулы к трудовой и инвестиционной активности.
Помимо этого, снижение прогрессивности в подоходном налогообложении и переход к пропорциональным ставкам часто имеет и эффект увеличения бюджетных поступлений. В США, например, в результате реформы 1986 года доля налоговых поступлений от населения с высокими доходами увеличилась с 35% до 44%, при этом средние реальные процентные ставки (рассчитываются как отношение фактических поступлений к реально облагаемому доходу) для малообеспеченных и средних слоев населения сократились, и в среднем по всем группам населения реальная ставка осталась на прежнем уровне – 13% от облагаемого дохода.