Налоги их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......4
Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
Сущность и виды налогов……………………………………………………5
Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из данных таблицы, мы видим, что наблюдается  темп роста показателей в 2008 и 2009 годах, но вместе с тем, среди показателей удельного отклонения присутствует тенденция снижения данных показателей.

     Необходимо  отметить, что состав и структура  бюджетов всех уровней в значительной степени определятся финансовой политикой государства, а также  объемом валового внутреннего продукта.

     Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  на протяжении длительного времени  продолжает снижаться удельный вес  прямых налогов (налог на прибыль  и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. Удельный вес налога на прибыль, НДС, также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким, доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.

     Поступление доходов в бюджет связано со многими  факторами:

  • планирование поступления подоходного налога напрямую связано с увеличением облагаемого фонда оплаты труда;
  • в основу расчета налогов на прибыль и доходы заложены прогнозные объемы ВВП и прибыли до налогообложения, представленные Министерством экономики, динамика поступлений налогов за текущий год, а также изменения налогового законодательства;
  • расчет поступлений НДС производится исходя из прогнозируемого роста номинального валового внутреннего продукта, уровня изъятия налога по отношению к ВВП, динамики поступлений, валютного курса, темпов роста импорта и средней налоговой ставки;
  • акцизы относятся к группе косвенных налогов, которыми облагается ограниченный перечень товаров, работ, услуг не первой необходимости. Посредством регулирования ставок акцизов государство воздействует на производство, импорт, потребление отдельных товаров и обеспечивает более семи процентов поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь;
  • основной частью доходов от внешнеэкономической деятельности являются импортные и экспортные пошлины.

     Неналоговые доходы формируются, главным образом, за счет:

  • поступлений в бюджет дивидендов по акциям;
  • процентов за пользование денежными средствами бюджета;
  • доходов от сдачи в аренду имущества, земельных участков;
  • штрафы, удержания.

     Главное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам  власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета.

     Республиканские налоги и сборы

     1) НДС (часть передается на местный уровень);

     2) Акцизы (часть передается на местный уровень),

     3) Налоги на доход и прибыль юридических лиц (часть передается на местный уровень);

     4) Чрезвычайный налог;

     5) Налоги и пошлины на внешнеэкономические операции;

     6) Иные обязательные платежи.

     В республиканский бюджет также входят средства государственных целевых бюджетных фондов, которые поступают от соответствующих налогов:

     1) Фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки;

     2) Дорожный фонд;

     3) Фонд занятости;

     4) Фонд охраны природы;

     5) Фонд «Энергосбережение».

     А. Смит более 200 лет назад писал, что налоги должны быть простыми, низкими и справедливыми. Белорусское правительство до сих пор не усвоило этот простой урок. Оно создало систему не для удобства предприятий и предпринимателей, не для того, чтобы сократить затраты на содержание государственного аппарата, даже не для того чтобы в полном объеме реально собирать налоги. Белорусская налоговая система эффективно выполняет другие функции: 1) загоняет экономическую активность в «тень», 2) наказывает за хорошую прибыльную работу честных предпринимателей любой формы собственности, 3) создает многочисленные источники дополнительного дохода для чиновников, 4) устраняет конкурентов, которые не имеют особого статуса, связей и знакомств. Налоговая система Беларуси не способна решать стоящие перед страной задачу по проведению системных комплексных реформ, трансформации базовых отношений между основными экономическими субъектами. Само перечисление налогов и сборов показывает, на сколько сложна созданная система финансирования государственных органов и многочисленных предприятий и организаций, которые являются получателями средств республиканского и местных бюджетов.

     Вывод: увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу. В этой связи повышение эффективности народнохозяйственного комплекса страны и как следствие этого – рост объемов производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке, совершенствование бюджетно-налоговой политики и, в частности, сокращение количества налогов и установление оптимальных значений их ставок в конечном итоге приведут к расширению налогооблагаемой базы, росту собираемости налогов и сборов, наполняемости бюджета республики. 
 

     3    ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Задача повышения эффективности бюджетно-налоговой политики на современном этапе реализуется:

  • посредством совершенствования налоговой системы;
  • повышения результативности бюджетных расходов и качества бюджетных услуг;
  • оптимизации бюджетного сектора.

     Для смягчения негативных последствий  кризиса используются также налоговые  стимулы. Реформирование налоговой  системы в последние годы ориентировано  на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора  экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности. Сокращение количества применяемых налогов, сборов, пошлин. С 2005 по 2009 годы было отменено 18 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику и упрощение налогообложения реализовывалось в рамках изменений налогового законодательства, произошедших с 1 января 2009 года. В числе таких изменений уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2% до 1% выручки; фиксация единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5%; уменьшение с 5% до 3% ставки налога на приобретение автотранспортных средств; исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством. Это позволило предприятиям в среднем сэкономить около 25% уплачиваемых ранее по данному налогу сумм – именно на такую величину уменьшились поступления в бюджет по этому налогу в 2009 году). Снижение налоговой нагрузки на экономику только за счет этих мероприятий оценивается на уровне 2 трлн. р., что соответствует 1,3% валового внутреннего продукта.

     С 1 января 2009 года в отношении доходов  физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. р. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. р. в месяц.

     Единая  ставка подоходного налога и увеличение размера налогового вычета упростили налогообложение доходов граждан и оставили в их распоряжении более 600 млрд. р. 

      В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов  в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.

Величина  и структура налоговой нагрузки на экономику 

Республики  Беларусь за 2009-2010 гг.

 
Показатели 
2009 г. 2010 г. Отклонение, п.п., (+/-)
в % к ВВП
Налоговая нагрузка 30,1 27,5 -2,6
косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2
прямые  налоги 8,0 8,2 +0,2
смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1
 

     В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог на услуги и три платежа в составе экологического налога (за переработку нефти и нефтепродуктов; за перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП.

     Налоговая нагрузка снижена в 2010 году за счет отказа от взимания сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей и налога на приобретение автотранспортных средств, отмены местных целевых сборов из прибыли.

     За  период реализации программы социально-экономического развития республики на 2006–2010 годы отменено 20 налогов, а общее количество оставшихся составит 27 платежей

     Государство должно своевременно реагировать на возникающие процессы по снижению поступлений в бюджет и принимать превентивные меры по их недопущению, вырабатывать свежие идеи по централизации государством финансовых ресурсов.

     Отменяя малоэффективные налоги и сборы, государство должно предлагать альтернативу, варианты, позволяющие на качественно новом уровне компенсировать потери бюджета. К примеру, отменив налог с пользователей автомобильных дорог, ничего не предприняли по введению системы дорожных сборов.

     В качестве первоочередных реформ этого налога в Беларуси можно предложить следующие меры:

     1) значительно увеличить необлагаемый  минимум доходов, установив так называемый «нулевой интервал» хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, с тем, чтобы в целях социальной справедливости исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;

     2) существенно расширить сферу  действия подоходного налога за счет включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов (от работы по найму, индивидуальной предпринимательской деятельности и от собственности), пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов;

     3) пересмотреть прогрессивную шкалу  ставок налога.

     Пропорциональные  ставки, безусловно, более просты и удобны в применении. Главным их преимуществом считается выравнивание условий налогообложения для различных слоев населения и снижение негативного воздействия налогов на стимулы к трудовой и инвестиционной активности.

     Помимо  этого, снижение прогрессивности в подоходном налогообложении и переход к пропорциональным ставкам часто имеет и эффект увеличения бюджетных поступлений. В США, например, в результате реформы 1986 года доля налоговых поступлений от населения с высокими доходами увеличилась с 35% до 44%, при этом средние реальные процентные ставки (рассчитываются как отношение фактических поступлений к реально облагаемому доходу) для малообеспеченных и средних слоев населения сократились, и в среднем по всем группам населения реальная ставка осталась на прежнем уровне – 13% от облагаемого дохода.

Информация о работе Налоги их сущность и содержание