Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Функционирование государственных объектов не возможно, без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. Единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Введение………………………………………………………………………….......4
Теоретические основы налогообложения…………………………...............5
Сущность и виды налогов……………………………………………………5
Роль налогов в регулировании экономики………………………………….7
Системы налогообложения зарубежных стран……………………………..9
Оценка налоговой системы Республики Беларусь……...............................13
Виды налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь……………………13
Структура налоговой системы Республики Беларусь………………….…15
Анализ доходной части государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………………….17
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………
В связи с этим главной особенностью некоторых косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая направленность.
В Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные многоступенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП.
Что касается некумулятивного платежа – налога на добавленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неизменном достаточно высоком уровне – в пределах 1/4 всех доходов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями.
Вместе с тем оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, необработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на этапе ее перехода к рынку, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, технике исчисления НДС, и что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.
В Республике Беларусь в условиях обретения государственности налоговая система и соответственно методология взимания НДС формировались форсированными темпами. В результате вплоть до 2000 г. в Беларуси применялся метод «бухгалтерских отчетов», который противоречит мировой практике и доказал свою неэффективность в республике.
В условиях развития рыночных преобразований, активизации реальных экономических связей республики со странами СНГ проблемы совершенствования взимания НДС приобрели особую актуальность. Применяемый до 2000 г. метод исчисления НДС стал тормозом позитивных экономических процессов и глобализации межгосударственного экономического сотрудничества. Поэтому на основе теоретического опыта и методологических разработок в странах Европейского сообщества, Российской Федерации, собственного научного потенциала в Беларуси с начала 2000 г. стала внедряться общепринятая в международной практике зачетная модель взимания НДС.
В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю акцизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен.
2.2 СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Экономические
отношения в области
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
В новом исследовании "Doing Business-2012" Беларусь заняла 183 место (который год подряд последнее), однако уже на следующий год власти планируют выйти аж на 70 место. На данный момент в нашей стране количество налоговых платежей равно 107. Планируется уменьшить их число до 20. Но если мы возьмем информацию с сайта Министерства финансов, то увидим следующую картину: количество налоговых платежей в год (2010г. – 56, 2011г. - 36), время (2010г. – 700 ч, 2011г. – 600ч), общая ставка налоговых изъятий (2010г. – 62,7%; 2011г. – 60,8%). С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь по показателю «Налогообложение» изменится на 158 место в 2010 году, а в 2011 году – 157.
Кому
верить - не знаю. Информации много, и мы
знаем привычку государственных служб
давать сведения куда более положительные,
чем на самом деле.
2.3
АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ
ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Налоговая система республики значительно отягощена различного рода целевыми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную замену как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Однако на сегодняшний день говорить о полной отмене указанных налогов преждевременно, поскольку без принятия соответствующих компенсационных мер это может обернуться существенными потерями бюджета и утратой стабильности его формирования.
В связи с этим сокращение роли косвенных налогов в формировании доходов бюджета скорее всего займет несколько лет и может быть осуществлено лишь по мере их замены иными источниками финансирования государственных затрат. Одним из таких источников могут стать прямые налоги.
В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета. На долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,3–3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости основных фондов, меняющейся из года в год в зависимости от результатов их переоценки.
В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:
Наряду с налогом на прибыль подоходный налог с граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета
В Беларуси подоходный налог взимался по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения (средний процент изъятия подоходного налога – 10–11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.
Формирование доходной части бюджета определяется в первую очередь объемом обязательных поручений государства. Главными из них являются выплаты пенсий, социальной помощи, зарплат работникам бюджетной сферы, содержание жизненно важных структур государственной власти, расходы на здравоохранение, науку и программы по борьбе с безработицей. Размер налоговой нагрузки, архитектура системы сбора налогов, определяются именно объемом общих расходов государства. Рост реальных доходов пенсионеров, врачей, учителей, работников бюджетной сферы предопределяется всеобщей ценовой либерализацией и необходимостью осуществлять покупки товаров и услуг по рыночным ценам. В состав республиканского бюджета будут включены все существующие сегодня фонды, включая фонд социальной защиты населения.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Налоговые платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.
Основным источником доходов бюджета являются следующие налоги: налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль, подоходный налог, акцизы.
Таблица 2. Динамика доходов республиканского бюджета
Основные доходные источники | 2008 г. млрд. р. | 2009 г. млрд. р. | Темп роста, +/- | Удельное
отклонение
2009 к 2008, % | ||
Факт | Уд.вес,
% |
Факт | Уд. вес, % | |||
Доходы,
всего
в том числе: |
36235,0 | 100 | 49051,9 | 100 | 12816,9 | 0 |
Налог на прибыль | 2185,2 | 6,0 | 3285,8 | 6,7 | 1100,6 | 0,7 |
НДС | 6069,1 | 16,7 | 8066,5 | 16,4 | 1997,4 | -0,3 |
Акцизы | 2883,9 | 8,0 | 3730,6 | 7,6 | 846,7 | -0,4 |
Налоговые доходы от ВЭД | 6281,3 | 17,3 | 10612,6 | 21,6 | 4331,3 | 4,3 |
Взносы на государственное социальное страхование | 11256,7 | 31,1 | 14496,5 | 29,6 | 3239,8 | -1,5 |
Доходы от использования имущества, наход. в гос. собственности | 1477,5 | 4,1 | 2600,1 | 5,3 | 1122,6 | 1,2 |
Прочие доходы | 6081,3 | 16,8 | 6259,8 | 12,8 | 178,5 | -4 |