Сущность содержания планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность содержания планирования на предприятии.
Задачи:
-дать понятие содержания планирования;
-рассмотреть сущность и цели планирования;
-рассмотреть виды планирования;
-рассмотреть основные принципы планирования;
-рассмотреть методы планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………….5
Сущность планирования на предприятии…………………………….5
Виды и стадии планирования на предприятии……………………….6
Принципы и методы планирования на предприятии………………..14
Основные этапы процесса планирования на предприятии………….18
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………23
Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии…..23
Методика составления бизнес-плана………………………………....25
Основные разделы бизнес-плана……………………………………...27
ЗАКЛЮЧНЕНИЕ………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

KURSOVIC.docx

— 71.94 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ………………………………….5
    1. Сущность планирования на предприятии…………………………….5
    2. Виды и стадии планирования на предприятии……………………….6
    3. Принципы и методы планирования на предприятии………………..14
    4. Основные этапы процесса планирования на предприятии………….18
  2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………23
    1. Сущность, цели и задачи бизнес-планирования на предприятии…..23
    2. Методика составления бизнес-плана………………………………....25
    3. Основные разделы бизнес-плана……………………………………...27

ЗАКЛЮЧНЕНИЕ………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Планирование в организации – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет фактов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от :

-качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора и прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реализации на изменения в окружающей среды;

-качества проведенного предварительного  анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и т.д.;

-правильной оценки конкурентоспособности  организации;

-выбора и реализации стратегии  развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

Актуальность данной темы определяется тем, что современным предпринимателям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходим предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Объект исследования: теоретическое и практическое применение планирования на предприятии.

Предмет исследования: содержание планирования на предприятии.

Цель работы: раскрыть сущность содержания планирования на предприятии.

Задачи:

-дать понятие содержания планирования;

-рассмотреть сущность и цели  планирования;

-рассмотреть виды планирования;

-рассмотреть основные принципы  планирования;

-рассмотреть методы планирования;

-рассмотреть этапы планирования  на предприятии.

Теоретической основой в написании данной работы послужили: периодическая и специальная литература, статьи из журналов.

Теоретической и методологической  основой исследования данной работы послужили научные труды специалистов в области планирования. Проблемам планирования посвящены работы: Вечканова Г., Лисиненко И., Москвина В., Одинцова Л., Макаренков С. и других.

 

 

 

 

 

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1.Сущность планирования на предприятии

Планирование - это непрерывный процесс установления или уточнения целей развития предприятия и его структурных подразделений (процесс практического воплощения стратегии предприятия). Также это процесс выявления ресурсов и установления пропорций между ресурсами и производством, между отдельными участками, цехами, производствами.

Сущность планирования проявляется в следующих аспектах:

1. Исходная базисная предпосылка планирования – необходимость рентабельного функционирования предприятия, т.е. возможность обеспечить поступление прибыли, достаточно для удовлетворения заинтересованных в результатах работы предприятия группы лиц.

2. Планирование - это деятельность, которая осуществляется сегодня. Поэтому существует вероятность ошибки из-за неопределенности внешней среды. Тем не менее планирование позволяет уменьшить неопределенность будущего и обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.

План – это официальный документ, который представляет собой:

 - промежуточные и конечные цели и задачи;

- стратегии на случай чрезвычайных  обстоятельств;

- прогноз развития предприятия;

- координационные механизмы;

- приоритеты распределения ресурсов.

Цель планирования - быть действительным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, шансы и риски достижения целей.

Задача планирования – это средство достижения цели планирования.

Функция планирования - это преобразование назначение планирования в действие, т.е. преобразование его задач в реальность или решение задач. Эти понятия по смыслу на качественном уровне сливаются воедино.

К функциям и задачам следует также добавить:

  1. Координация деятельности структуры подразделений и работников предприятия;
  2. Создание объективной базы для эффективного контроля;
  3. Мотивация трудовой активности;
  4. Информационное обеспечение работников предприятия.

Самая главная функция и задача планирования - это предостеречь предприятие от становления «объектом планирования», средством достижения целей предприятий-конкурентов.

    1. Виды и стадии планирования.

Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10-15 лет), среднесрочное (3-5 лет), краткосрочные или текущее (1-2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии:

  1. Экономическое прогнозирование.
  2. Стратегическое планирование.
  3. Разработка долгосрочного плана.

Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах.

 

 

 

 

  Главными функциями экономического прогнозирования являются:

    1. Анализ экономических, социальных, экологических и научно-технических тенденций.
    2. Оценка сложившихся ситуаций и выявление узловых проблем хозяйственного развития.
    3. Анализ направлений изменения в соответствующих областях, оценка их действий в будущем и предвидение новых экономических проблем.
    4. Определение возможных альтернатив развития в перспективе;
    5. Накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных плановых решений.

Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуры производства, подчинить их потребностям рынка. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует как можно шире использовать нормативно-целевой подход, который базируется на определении потребностей и целей развития, а также его в сочетании с декриптивным подходом, основанном на изучении сложившихся тенденций и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от принятых степени обеспечения отдельными видами ресурсов, полного или частичного удовлетворения спроса на определенные товары и др.

При экономическом прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.

Стратегическое планирование предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых фактов внешней среды: политических событий, инфляций, безработицы, нарушений торгового баланса, изменение кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретение оборудование, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Существует несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:

- суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынка сбыта, требования к желательным темпам роста производства и прибыльности;

- функциональный план отражает новые направления деятельности  предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;

- экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

- план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

Особое значение стратегического планирование имеет для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концепция капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность своей деятельности, стабильно функционировать в конкурентной рыночной среде.

Стратегическое планирование охватывает основные сферы деятельности корпорации, в частности, формирование глобальных целей развития и определение их возможных изменений, оптимальное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов, внутреннюю координацию в стратегии входящих в корпорацию организаций, адаптацию к элементам внешней среды, поиск организационных стратегий.

Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:

- определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

- внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

- диверсификация производства и обновления продукции;

- формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;

- совершенствование организации управления по отдельным подразделениям, кадровая политика.

Информация о работе Сущность содержания планирования на предприятии