Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….
8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..
8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………
16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан…………………… 34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….
41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................
55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..
62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 81
Ежегодно в течение последних пяти лет в стране создается более двухсот тысяч рабочих мест, более половины из которых - в сельской местности. Из почти пятисот восьмидесяти трех тысяч граждан, обратившихся в 2009 году в органы занятости в поисках работы, трудоустроено 81,6 %; на профессиональное обучение и переподготовку направлено 65,0 тыс. безработных.
В целях социальной
защиты безработных с 2005 года внедрена
система обязательного
В результате предпринятых мер численность занятого населения в 2009 году увеличилась до 7,9 млн. человек (с 7,8 млн. в 2008 г.), а уровень безработицы снизился с 6,6 % до 6,3% (по итогам IVквартала 2009 года).
В 2009 году на казахстанских предприятиях и в организациях использовался труд порядка 30 тыс. иностранных специалистов. В целях защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены иностранных специалистов местными кадрами.
Вместе с тем, ситуация на казахстанском рынке труда сопряжена с рядом проблем, важнейшими из которых на формальном рынке труда являются: низкое качество рабочей силы и наличие неэффективной занятости (высокий удельный вес занятых в трудоемких отраслях экономики). Значительным остается число самостоятельно занятого населения (в т.ч. более одного млн. чел. занятых на личном подворье), сохраняется теневая занятость, безработица. Уровень женской безработицы составляет 6,9%, что на 1,2 процентных пункта превышает уровень мужской безработицы.
На перспективу (с 2012 по 2020 гг.) прогнозируется дефицит рабочей силы, связанный с неблагоприятной демографической ситуацией 1990-х годов. По экспертным оценкам, потребность в иностранной рабочей силе к 2015 году составит порядка 1,2 млн. человек. «Прозрачность» границ, безвизовый въезд граждан соседних стран, уровень дохода которых в несколько раз ниже уровня доходов населения в Казахстане, а также наличие неформального рынка труда объясняет весьма значительный объем неурегулированной трудовой миграции в Республике Казахстан.
В течение 2009
года Министерством труда и
Стабильная занятость и выполнение работодателями обязательств по оплате труда остаются основным условием роста доходов населения. За 1998-2009 годы минимальная заработная плата увеличилась в 5,7 раза, составив в 2009 году 13 470 тенге, а с 1 июля 2009 года данный показатель увеличен до 13 717 тенге. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника – более чем в 6,3 раза, достигнув 65 802 тенге.
Совершенствуется и повышается уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Со времени начала реформирования (2002 г.) заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась в 2,6 раза.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в октябре 2009 года, по данным Агентства по статистике, составили 34 794 тенге, что на 9,2 % выше, чем в октябре 2008 года, реальные денежные доходы за указанный период выросли на 3,2 %.
В целях совершенствования
Новая модель
правового регулирования
В регулировании
трудовых отношений и защите трудовых
прав граждан принимаются меры по
развитию системы социального диалога
и усилению государственного контроля
за соблюдением трудового
Значительное внимание уделяется улучшению условий труда, внедрению на предприятиях международных стандартов безопасности и охраны труда.
За 2009г. количество пострадавших на производстве составило 2102 человек, что меньше прошлого года на 15 % (в том числе со смертельным исходом 346 чел., против 404 чел. в 2008 году).
Обеспечивается
контроль за соблюдением трудового
законодательства. По состоянию на
1 января 2010 года госинспекторами труда
осуществлено 22,1 тыс. проверок, в ходе
которых выявлено более 100,6 тыс. нарушений
трудового и социального
С целью совершенствования
администрирования труда и
Министерством будет продолжена работа по осуществлению контроля и усилению требований за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда.
Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), который является региональным объединением национальных органов по стандартизации государств, входящих в состав СНГ, принят межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда. Общие требования». Республика Казахстан проголосовала за его принятие. Настоящий стандарт идентичен документу МОТ-СУОТ 2001 (Руководство по системам управления охраной труда).
В подпункте 11 статьи 306 Трудового кодекса РК указано, что государственная политика в сфере охраны и безопасности труда направлена на распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 317 Трудового кодекса РК на работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и охране труда.
Министерством
труда и социальной защиты населенияпроводится
целенаправленная работа по внедрению
на предприятиях и организациях МОТ-СУОТ-2001
и межгосударственного
В соответствии с Концепцией социальной защиты населения (2001 год) и Программой дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы, с 2005 года система пенсионного обеспечения стала многоуровневой. Пенсионная реформа, начатая в 1997 году с принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РК, имела особое значение в реформировании социальной сферы в целом. Основная цель реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.
Введение
трехуровневой структуры
На сегодняшний день в республике действует система социальной защиты состоящая из:
базовых социальных выплат, гарантированных государством
обязательного социального страхования
добровольных (частных) взносов для осуществления социальных выплат, получателей которых определяет сам вкладчик.
В случае утраты трудоспособности или потери кормильца базовой социальной выплатой являются государственные социальные пособия по инвалидности и потере кормильца, которые предоставляется соответствующим категориям граждан независимо от трудового стажа и заработка.
Обязательное
социальное страхование относится
ко второму уровню социальной защиты
и направлено на создание системы
дополнительной защиты работников формального
сектора при наступлении
В соответствии
с законодательством
Основной
целью внедрения системы
Из этого можно сделать вывод что, на сегодняшний день основными сторонами социального партнерства являются государственные органы, профсоюзы, объединения работодателей. Трудовым кодексом РК за ними закреплены равные возможности и права по налаживанию социально-трудовых отношений и конструктивного диалога. Вместе с тем каждая из сторон имеет свои цели и задачи в области социального диалога.
2.2 Состояние рынка труда и
индикаторы Республики
На республиканском
уровне стороной социального партнерства
от государственных органов
Представление интересов работодателей на национальном уровне осуществляют республиканские объединения работодателей. На республиканском уровне таких организаций несколько: Конфедерация работодателей Республики Казахстан, Евразийская промышленная ассоциация, Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана и Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».
Интересы работников представляют три организации профсоюзов: Федерация профсоюзов Республики Казахстан, Конфедерация труда Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов РК.
12 декабря
2008 года было подписано
В Генеральном соглашении на 2009-2011 годы отражен весь спектр вопросов социально-трудовой, сферы:
развитие рынка труда и трудовых отношений;
повышение занятости населения, улучшения профессиональной подготовки кадров;
развитие социальной политики;
обеспечение социальных гарантий, охраны труда и здоровья.
Одной из проблем социального диалога является его слабость на отраслевом уровне. Необходимо решать эту проблему, с которой сталкиваются социальные партнеры, с целью дальнейшего укрепления институционального потенциала организаций работодателей и работников, в том числе и на отраслевом уровне.
В стране получила
широкое развитие одна из главнейших
форм социального партнерства –
В целях внедрения
принципов Глобального договора
ООН по социальной ответственности
бизнеса, формирования социального
партнерства и эффективной
В январе 2008 года
в г. Жезказган проведен Республиканский
форум по социальной ответственности
бизнеса, на котором подписано Соглашение
между Министерством труда и
социальной защиты населения и социально-
Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан