Сущность монополии на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Краткое описание

Монополия исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Файлы: 1 файл

Сущность монополии на рынке труда.docx

— 16.47 Кб (Скачать)

Сущность монополии на рынке труда

 

Монополия исключительное право  в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Однако, в рамках монополии  на рынок труда, можно рассматривать, пожалуй, лишь деятельность профсоюзов. Ведь, если рабочие объединены в  мощный профсоюз, то они действуют  как монополисты, в случае же существования  нескольких профсоюзов -- как олигополисты. В то же время монопольный спрос на труд называется монопсонией.

Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. Профсоюзы - это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

Цель профсоюза - максимизация зарплаты своих членов, улучшение  условий их работы и получение  дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким  образом: они стремятся либо к  повышению спроса на труд, либо к  ограничению предложения труда.

Повышение спроса на труд достигается  путем увеличения спроса на продукт (реклама, использование политического  лобби). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда. В результате повышения спроса на продукт кривая спроса сдвигается вверх. Если кривая предложения имеет  положительный наклон, то это приводит к росту занятости и увеличению зарплаты. К способам влияния профсоюза  на спрос на труд можно отнести  следующие:

· увеличение спроса на производимые фирмой товары и услуги (реклама  продукции со стороны профсоюза);

· повышение производительности труда;

· изменение цен других факторов производства -- рост цен взаимозаменяющих и снижение цен взаимодополняющих факторов.

Рост зарплаты может быть достигнут и другим путем: ограничением предложения труда. Этого можно добиться включением данной специальности в список лицензируемых профессий, сокращением рабочей недели, запрете или уменьшении объема сверхурочных работ, понижении пенсионного возраста, сдерживании иммиграции иностранных рабочих. В результате этих действий кривая предложения сдвигается влево, что приводит к сокращению количества занятых и повышению их зарплаты.

Методы, позволяющие достичь  сокращения рыночного предложения  труда на рынке:

· ограничение иммиграции (воздействие на правительство);

· ограничение использования детского труда;

· поддержка обязательного  ухода на пенсию;

· поддержка сокращения рабочего дня и рабочей недели;

· сокращение численности  членов в профсоюзе;

· принуждение предпринимателей нанимать на работу только членов профсоюза;

· лицензирование профессий.

Успех деятельности профсоюзов в значительной мере зависит от степени  эластичности кривой предложения труда. Чем менее эластична кривая предложения, тем больше увеличится зарплата при  несущественном росте числа занятых. Чем более эластична кривая предложения, тем меньше возрастет зарплата, но больше увеличится занятость.

Одним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования  труда. Важной составной частью такого нормирования является законодательство о минимуме зарплаты. Цель его заключается  в установлении минимума зарплаты выше равновесного уровня. Средний уровень  зарплаты при этом повышается, однако сокращаются и масштабы найма  рабочих.

 Государственное регулирование  монополии на рынке труда

В условиях монопольного положения  покупателя рабочей силы он сокращает  число нанимаемых работников и увеличивает  интенсивность труда.

Государство, регулирующее низкоэффективное использование услуг  труда тем самым демонстрирует  собственную неэффективность, и  рассчитывать на уважение к себе у  него нет необходимых оснований. На рынке услуг труда может  возникать двухсторонняя монополия, когда единственный продавец и единственный покупатель обладают возможностями  контроля над предложением и производительностью  труда, а также заработной платы. В этих условиях без посредничества государства возможны значительные издержки забастовки или увольнений. Предотвращение крайних ситуаций при  посредстве государства позволит установиться реальной заработной плате ниже уровня требований монопольного продавца и  выше требований монополиста - покупателя.

В условиях двухсторонней  монополии на рынке услуг труда  установление государством минимального уровня заработной платы может служить  средством установления более высокой заработной платы (в сравнении с конкурентным рынком) и найма большего числа работников.

 

Монопсония на рынке труда

Сущность монопсонии на рынке  труда

Монопсония на рынке труда - модель рынка, на котором фирма "диктует  заработную плату". В этом случае ставка заработной платы, которую фирма  должна выплачивать, находится в  прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно  представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников. В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (МРС) будет располагаться  выше кривой предложения ресурса, так  что фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма будет нанимать меньше работников и выплатит им более низкую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда.

Монопсония на рынке труда  возникает при следующих условиях:

1) на рынке труда взаимодействуют,  с одной стороны, значительное  количество квалифицированных рабочих,  не объединенных в профсоюз, а  с другой - либо одна крупная  фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

2) данная фирма (группа  фирм) нанимает основную часть  из суммарного количества специалистов  какой-то профессии;

3) этот вид труда не  имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической  разобщенности, необходимости приобрести  новую специальность и т. п.);

4) фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует  только одна крупная фирма - наниматель труда. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели  имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая  фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда  в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда. Такой рынок  труда характеризуется следующими условиями:

1) работники, занятые определенным  видом труда, сосредоточены в  основном на одной фирме;

2) данный вид труда  является относительно немобильным  либо в силу географических  факторов, либо ввиду того, что  при имеющейся у работника  специальности и квалификации  он не может найти другое  место работы, не пройдя переподготовку;

3) фирма "диктует заработную  плату" в том смысле, что  ее ставка находится в прямой  зависимости от числа нанимаемых  работников.

При недискриминирующей монопсонии работодатель всем работникам платит одинаковую заработную плату, равную средним издержкам на труд, но для найма дополнительной единицы труда он должен предложить более высокую заработную плату, чем уже платит, и новому работнику, и прежним. При монопсонии ставка заработной платы и предельные издержки на труд являются возрастающими функциями от количества используемого труда. Кривая предельных издержек на труд отклоняется от кривой предложения труда и расположена круче.

К основным признакам монопсонии следует отнести:

1) сосредоточение основной  части (или даже всех) занятых  в сфере определенного вида  труда на одной фирме;

2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности  сменить работодателя при продаже  своего труда;

3) установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.

рынок труд монопсония монополия


Информация о работе Сущность монополии на рынке труда