Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа
Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса - единственный покупатель (монопсонист). Монополия - такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу.
Введение.
Двухсторонней
монополией (англ, bilateral monopoly) называют
такой тип строения рынка, при котором
на стороне предложения имеется единственный
продавец (монополист), а на стороне спроса
- единственный покупатель (монопсонист). Монополи
Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта.
Признаки абсолютной монополии:
1) единственный продавец, а это означает, что чистый монополист представляет как бы отрасль, состоящую только из одной фирмы;
2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют близкие заменители;
3)
экономические и юридические
барьеры, блокирующие
4)
фирма осуществляет
В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов — он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии не реализуются излишки потребителя и продавца, образуются чистые потери.
Монополия объективно способствует ограничению конкуренции, поэтому государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.
Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены.
Как всем известно современная ситуация на рынке в настоящее время может складываться по-разному. Например, монополия, которая существует как феномен определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополя означает «один продавец», то монопсония – это «один покупатель».
Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.
Олигопсония - это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.
Власть монопсонии – это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой (прежней) цене.
Фирма,
обладающая властью монопсонии на рынке
производственных ресурсов, максимизирует
прибыль посредством покупки
ресурса вплоть до того момента, когда
предельные издержки на ресурс сравняются
с доходом от предельного продукта
данного производственного
MIC = MRP.
На
рынке совершенной конкуренции
имеется много продавцов и
покупателей, а поэтому ни один отдельно
взятый продавец или покупатель не
оказывает значительного
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, о них, а именно о несовершенной конкуренции, далее и пойдет речь. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монопсонии. Это понятие попробую раскрыть в главной части реферата.
Глава 1. Монополия.
1.1. Характеристика монополий.
Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.
Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в России, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:
1. Эффект масштаба.
Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией". т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права.
В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов.
3. Патенты и лицензии.
Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительное право на владение рынком данного товара.
4. Собственность на важнейшие виды сырья.
Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс".
1.2. Ценовая политика монополистов.
Иногда,
в целях получения
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.
Применение
таких цен не только возможно в
силу обособления рынков друг от
друга географически или
Обычно
ценовую дискриминацию
1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.
Суть
ее заключается в различных
2. Дискриминация среди покупателей.
Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.
Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:
1.
Фирма должна обладать
2.
Должна быть исключена