Двухсторонняя монополия на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса - единственный покупатель (монопсонист). Монополия - такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 106.66 Кб (Скачать)

      3. Способность  производителя   к  определению  структуры  рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы,  доходов,  пола,  возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д.,  выделяя  покупателей  в  отдельные группы,  каждая из которых готова платить разную цену за товар.

     Рассмотрим  последствия  ценовой  дискриминации.  С одной стороны,  дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за  счет  покупателей.  Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая  дискриминация  может способствовать росту эффективности функционирования рынка,  поскольку она ведет к росту  объема предложения  и спроса.  И положительным является то,  что те участки рынка,  которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.

 

    Глава 2. Основные модели рынка  труда.

    2.1. Чисто конкурентный  рынок труда.

     Надо  сказать, что ситуация совершенной  конкуренции на рынке труда практически  не встречается. Однако мы попытаемся смоделировать её, чтобы проанализировать спрос и предложение на рынке  труда.

     В условиях совершенной конкуренции  на рынке большое количество фирм конкурируют друг с другом при  найме конкретного вида труда. При  этом многочисленные рабочие, имеющие  одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид  услуг труда. И, что самое главное, ни рабочие, ни фирмы не осуществляют контроля над ценой.

     В таком случае объем спроса на труд будет находиться в обратной зависимости  от величины заработной платы. Так как  при повышении ставки заработной платы предприниматель, при прочих равных условиях, будет вынужден сократить  использование труда.

     Кривая  предложения в условиях совершенной  конкуренции будет плавно повышаться, что объясняется тем, что при  отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить  более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь рабочих. Дело в том, что заработная плата должна компенсировать возможность альтернативного  использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве.

Рис.1. Спрос и предложение на конкурентном рынке труда.

     Равновесная ставка заработной платы и равновесный  уровень занятости находятся  на пересечении кривых спроса и предложения  на труд (точка Е на Рис.1). Этой точке соответствует определенный уровень заработной платы (WE) и заданное этим уровнем предложение труда (LE).  В точке Е спрос на труд равен предложению труда, а это означает, что рынок находится в состоянии равновесия. То есть все работники, согласные на данную заработную плату, трудоустроены, а все предприниматели, которые согласны платить заработную плату WE,находят на рынке необходимое им количество рабочей силы. Поэтому точка Е отображает положение полной занятости.

     Чисто конкурентный рынок труда характеризуется  большим числом предпринимателей (работодателей), выражающих спрос на труд, большим  числом работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке  труда направлено на реализацию собственных  интересов и выгод. Ни отдельные  работники, ни работодатели не могут  влиять на рыночную ситуацию в целом, равновесные ставки оплаты труда  определяются общим взаимодействием  всех участников рынка труда.

 

    2.2. Модель двухсторонней монополии.

     Двусторонняя  монополия - ситуация, когда на рынке  имеется только один продавец (как  при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

     Под двусторонней монополией понимается такая  рыночная структура, при которой  единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу  ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция).

     При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над  ценами услуг ресурсов производства.

     Особая  ситуация на рынке труда складывается в том случае, если встречаются  профсоюз-монополист и наниматель - монопсонист. Чтобы проанализировать эту ситуацию графически, необходимо совместить два графика — один, отражающий деятельность монопсонии, другой — профсоюза (Рис.2). В условиях совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы установилась бы на уровне W, при этом было бы занято L человек. Однако фирма - монопсонист всегда будет стремиться понизить зарплату до уровня Wm путем сокращения числа занятых с L до Lm. Профсоюз, в свою очередь, будет стремиться поднять заработную плату до WU , также сокращая предложение труда. Таким образом, при относительно незначительном различии в числе нанятых работников желаемая ставка заработной платы у профсоюза и монопсонии будет существенно различаться. Каков будет уровень заработной платы, однозначно сказать невозможно. Все зависит от силы противостоящих монополий, не исключено также, что ставка зарплаты приблизится к равновесному уровню. Таким образом, двусторонняя монополия может привести к результатам, которые гораздо ближе условиям конкурентного рынка, чем к условиям рынка, где действует монополия с той или иной стороны.  

Рис.2. Состояние двусторонней монополии на рынке труда.

     Чистая  двусторонняя монополия наблюдается  достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная  компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца.

     Двусторонняя  монополия подобного типа часто  наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников  команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий  труда на период действия контракта  между ними.

     Модель  двухсторонней монополии предусматривает  объединение  
монопсонической модели с моделью открытых профсоюзов. 
На многих рынках трудах рабочие «продают» свой труд, услуги  
коллективно через профсоюз, основной задачей которого является повышение заработной платы. С точки зрения профсоюза наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате чего повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест.

     Преобладающая общность интересов "товара" рабочей  силы и ее  
потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально -  
экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную  
гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества.  
Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и  
поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно  
совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально -  
экономической системы любой страны.

     Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение  
профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

 

    2.3. Модель монопсоний.

     На  конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает настолько  малое число работников, что не способен повлиять на ставку заработной платы. В случае с монопсонией фирма обладает монополистическим правом нанимать работников. В подобной ситуации занятые на данной фирме составляют основную часть всех занятых в отрасли. В итоге, фирма может «диктовать заработную плату», т. к. ставка заработной платы будет находиться в прямой зависимости от числа нанятых работников (Рис.3). Кривая спроса DL будет совпадать с кривой предельного продукта в денежном выражении. Но, так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу товара, кривая предложения труда для него является кривой средних издержек (SL=AC).

Рис.3. Ставка заработной платы и уровень занятости на монопсоническом рынке труда.

     Привлечение каждого дополнительного работника  означает повышение ставки заработной платы для всех работников, в том  числе и для ранее нанятых. Поэтому кривая  предельных издержек MRCL лежит выше кривой средних издержек. При выборе числа работников монопсонист будет руководствоваться равенством предельного продукта и предельных издержек (точка Е1). Проведя вертикаль до кривой SL и обозначив точку M, можно определить уровень заработной платы WM, а также количество используемого труда LM. В то время как при совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы находилась бы на уровне WE, а равновесное количество занятых равнялось бы LЕ

     Итак, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции. В реальности ситуация монопсонии может сложиться на рынке труда в небольшом городе, где имеется, например, только один завод, одна больница, одна школа и т.д.

     Монопсонии  присущи следующие черты:

      1 Количество занятых на данной  фирме составляет основную часть  всех занятых каким-то конкретным  видом труда. 

      2 Данный вид труда является  относительно немобильным либо  в силу  
географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли  
альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать  
новую квалификацию. 

      3 Фирма "диктует заработную  плату" в том смысле, что  ставка заработной платы, которую  фирма должна выплачивать, находится  в прямой зависимости от количества  нанимаемых рабочих. 

      В некоторых случаях монопсоническая власть нанимателей, по существу, является полной в том смысле, что есть только единственный крупный наниматель на рынке труда. В других случаях может превалировать  
олигопсония: три или четыре фирмы могут нанимать большую часть  
предложенного труда на конкретном рынке.

 

    Глава 3. Монопсония.

    3.1. Монопсония на  рынке труда.

     Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства  рынков труда типична несовершенная  конкуренция. Её крайний случай представляет монопсония. Такая ситуация не редко  в небольших городах, где экономика  города почти полностью зависит  от одной крупной фирмы, предоставляющей  работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое  сравнение по оплате с работой  в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирма выступает  главным (а фактически единственным) покупателем на местном рынке  труда, а потому обладает возможностями  влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата  снижается ниже равновесного уровня. Проиллюстрируем это графиком (рис.4).

  В случае совершенной конкуренции  равновесие устанавливается в точке С — точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Заработную плату W получило бы Lc работников. Так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу труда, кривая предложения является кривой средних издержек. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда в денежном выражении и определит размеры занятости. В условиях монопсонии MRPL = MRCL. Это означает, что, сократив число рабочих с Lc до Lm, монопсония понизит заработную плату с Wc до W. Таким образом, монопсоническая власть обусловливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработной платы и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади AHMwm.

Рис.4. Модель монопсонии.

   В качестве примера монопсонии можно  привести профессиональный спорт Национальные футбольная и бейсбольная лиги, национальная баскетбольная ассоциация в США  довольно часто фигурируют в качестве типичных примеров монопсонии.

 

     3.2. Предельные издержки  приобретения продукции  монопсонистом.

     Сравним кривые спроса и предложения в  условиях совершенной конкуренции  со стороны покупателя и со стороны  продавца (производителя).

Информация о работе Двухсторонняя монополия на рынке труда