Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа
В данной работе рассматриваются сущность, понятие, структура рынка труда его правовое регулирование безработицы. Дается анализ и современное состояние рынка труда. Определяются проблемы развития рынка труда; методы государственного регулирования рынка труда.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование безработицы…………………………………………………5
Глава 2. Анализ и современное состояние рынка труда. Проблемы развития рынка труда. Методы государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………..11
Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование безработицы…………………………………………………
Глава 2. Анализ и современное состояние рынка труда. Проблемы развития рынка труда. Методы государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………
Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Введение
В нашей стране до рыночных реформ никто не говорил о рынке труда. Сейчас положение коренным образом изменилось. По мере перехода к рыночной экономике вопросы рынка труда все острее ставятся на повестку дня: идет формирование рынка труда, возникли учреждения рынка труда — местные и федеральные органы занятости и другие учреждения, ведающие вопросами занятости. И это закономерно. Уже никого не удивляет наличие безработицы и инфляции — этих естественных проявлений рынка труда, которые настоятельно ставят вопрос о социальной защите населения, рыночном трудовом законодательстве, усилении роли профсоюзов как защитников интересов трудящихся. Возросла социальная напряженность в обществе, развивается забастовочное движение — этот спутник рынка труда. Вместе с тем обостряются вопросы социальной защиты бедствующих слоев населения. Таким образом, мы видим в нашей жизни чувствительные проявления рынка труда, его экономического механизма и социальных последствий.
В этой связи растет интерес к рынку труда со стороны широких слоев общественности, хозяйственных и государственных органов, различных учреждений, имеющих прямое и косвенное отношение к проблемам рынка труда, занятости, безработицы. Как грибы растут учебные заведения, обучающие студентов и хозяйственников основам теории рыночной экономики. В большом количестве публикуются пособия по различным вопросам рыночной экономики: маркетингу, менеджменту, бизнесу, биржевому хозяйству, акционерным обществам и т.п.
Не оспаривая правомерности издания в должных масштабах учебников и другой литературы по указанным вопросам — это крайне необходимо сейчас, — заметим, что в последнее время вопросам рынка труда, занятости и безработицы тоже стало уделяться много внимания.
Отечественными учеными-экономистами опубликовано большое количество монографических исследований, учебных пособий, в которых рассматриваются различные аспекты теории и практики российского рынка труда, проблемы занятости и безработицы.
И это неудивительно: в свете обострения ситуации в сфере занятости, безработицы, социальной защиты населения нарастает потребность в учебной литературе по вопросам рынка труда, их изучения в системе общего и специального образования, особенно экономического и юридического.
Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование безработицы.
Рынок труда имеет сложное строение. В нем действуют регуляторы и социальные силы, которых не знает никакой другой рынок. Учреждения рынка труда исключительно многообразны, поскольку их появление вызвано не только экономическими, но и различными социальными проблемами, рождаемыми рынком труда (законодательно-правовыми, политическими, морально-этическими и т.п.). В условиях рыночной экономики рабочая сила становится товаром, следовательно, является объектом купли-продажи на рынке труда. Поэтому вопросы своеобразия купли-продажи рабочей силы, ее отличия как товара от других товаров, уникальности рынка труда как самого сложного и взрывоопасного рынка представляют не только теоретический интерес, но и оказывают существенное влияние на хозяйственную практику.
При переходе к рыночной экономике основная задача заключается в том, чтобы сформировать цивилизованный рынок труда. Это может быть достигнуто, если механизм регулирования рынка труда будет органически увязан с широко разветвленной и надежно действующей системой социальной защиты населения. Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, поскольку труд — решающий фактор производства жизни общества. Предпринимательство обречено на прозябание без должного внимания к рынку труда.
Каждый работник на протяжении своей трудовой деятельности постоянно имеет дело с разнообразными сторонами и проблемами рынка труда, такими, как занятость, безработица, оплата труда, социальная защита. Необходимо грамотно ориентироваться в сложной инфраструктуре рынка труда, возникающих на рынке неожиданных ситуациях, иметь дело с различными предприятиями и учреждениями, знать трудовое законодательство, права работников и работодателей, правильно оценивать возможности и обязанности службы занятости. Разобраться в этих вопросах поможет изучение особенностей рынка труда, его строения, разнообразных факторов и методов регулирования, условий его формирования в системе российских рыночных реформ.
В состав рынка труда включены рынок "рабочих рук" (рабочей силы) и рынок рабочих мест, который пока не изучен должным образом. Анализ статистического и фактического материала о состоянии рынка рабочих мест, а также изучение проводимой политики занятости свидетельствуют о том, что важное место в деятельности органов занятости занимают создание, сохранение и модернизация рабочих мест. На этой основе зиждется и осуществляется активная политика занятости. Это особенно важно учитывать в современных условиях кризисного состояния экономики страны. Вопросы рынка рабочих мест приобрели исключительную актуальность в связи с обострением проблемы занятости и безработицы, которая самым непосредственным образом решается в зависимости от состояния рынка рабочих мест. Спрос на рабочие места и их предложение определяют масштабы и характер занятости, безработицы, колебания заработной платы, престижность труда, социальную напряженность на рынке труда и т.п. Возникло новое явление — деформация престижности рабочих мест, профессий и квалификации работников. Усиливается конкуренция на рынке рабочих мест. Пока не совсем выяснены особенности рабочего места как товара, его купли-продажи, цены и стоимости.
Денежный рынок (ростовщичество, передача денег в ссуду под проценты), торговля землей, лесом, товарами потребительского и производственного назначения и т.п. еще не превращают экономику в рыночную, капиталистическую. Таковой она становится, когда в системе рыночных отношений возникает и формируется рынок труда. Рынок труда тоже есть сфера, где идет купля-продажа труда. Но этого объяснения недостаточно для понимания такого явления, как рынок труда. У нас идет бойкая торговля различными товарами, продаются-покупаются товары потребительского и производственного назначения, а вот купля-продажа труда пока не налажена. Это означает, что рынок труда нужно еще формировать в ходе преобразований плановой советской экономики в современную рыночную. Таким образом, купля-продажа рабочей силы в массовых масштабах требует еще создания всех необходимых условий, которые обеспечили бы нормальный, цивилизованный порядок этой сделки. Как было показано выше, рынок труда имеет сложное строение. В этом строении прежде всего выделяются две его органические стороны: 1) рынок рабочей силы; 2) рынок рабочих мест. В свою очередь рынок рабочей силы распадается на три составные части: 1) потенциальную; 2) циркулирующую и 3) внутрифирменную.
Иногда циркулирующую часть называют открытым рынком рабочей силы, хотя внимательное рассмотрение этой части показывает, что в ней содержится скрытая деталь, например когда работу ищут не безработные, а уже занятые на потенциальном и внутрифирменном рынках работники. Поэтому точнее эту часть рынка рабочей силы следует назвать циркулирующим рынком, сферой предложения товара "рабочая сила".
Внутрифирменный рынок рабочей силы тоже называют по-разному: скрытым, внутренним и т.п., различно порой и понимание вопроса о том, что из себя представляет эта составная часть рынка рабочей силы. Поэтому точнее всего называть ее внутрифирменным рынком.
Вид рынка труда — это такая характеристика рынка труда, существенными признаками которой являются:
1) наличие в нем рынка рабочей силы со всеми его составными частями и рынка рабочих мест;
2) ограничение территориальными или функциональными рамками.
Соответственно классификация видов рынка труда строится по территориальному и функциональному признакам. По территориальному признаку можно говорить о таких видах рынка труда, как локальный, местный, региональный (районный, окружной, городской, областной, краевой, республиканский), национальный (федеральный), международный, мировой.
Каждый из этих рынков содержит рынок рабочей силы с его составными частями (потенциальный, циркулирующий, внутрифирменный) и рынок рабочих мест, но каждый из них ограничен определенной территорией; например, городской рынок труда Москвы ограничен ее территорией.
По функциональному признаку можно говорить о внутриотраслевом, межотраслевом, профессионально-
Виды рынков труда взаимосвязаны, но специфика каждого из них позволяет выделить его среди других видов и сосредоточить на нем внимание, решая те или иные вопросы регулирования рынка труда. Как правило, рынок труда рождает проблемы не вообще, а в рамках одного или нескольких видов рынка. Когда проблемы возникают, следует выявить те виды рынка труда, где эти проблемы появились. Затем нужно определить, относятся ли указанные проблемы к рынку рабочей силы и к какой конкретно его составной части, либо эти проблемы порождены рынком рабочих мест внутри вида рынка.
Одной из важных территориальных проблем является миграция рабочей силы: проблема беженцев, эмигрантов, маятниковая миграция, проблема переселения и т.п. Если говорить точнее, это проблема межтерриториальных перемещений рабочей силы. Но можно привести примеры внутри-территориальных проблем рынка труда, скажем, сокращение численности населения Москвы, уменьшение удельного веса трудоспособного населения, а внутри него — изменения удельного веса различных возрастных групп и т.п. Все это проблемы территориального вида рынка труда; в них пока не просматривается проблема функциональных видов, скажем, вопросы профессионально-
Безработица образует основное, существенное содержание открытого, циркулирующего рынка рабочей силы. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики.
Существуют различные определения, характеристики и трактовки безработицы. Однако в этом вопросе необходимо руководствоваться характеристиками и научными трактовками безработицы, которые дают официальные документы трудового законодательства России и международные документы учреждений ООН, таких как Международная организация труда (МОТ), ее орган — Международное бюро труда, а также документы Международной конференции статистиков труда (МКСТ). Страны, парламенты которых ратифицируют конвенции и рекомендации МОТ, делают их таким образом составной частью своего национального трудового законодательства.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дает следующее развернутое определение условий признания граждан безработными.
"Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. <...>
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными», Согласно этому Закону, безработным является тот, кто признан таковым службой занятости при соблюдении довольно жестких условий. Но это еще не есть достаточное определение самой безработицы. Нельзя считать работающими тех безработных, которых служба занятости по каким-либо причинам отказалась считать таковыми, т.е. субъективные решения людей не меняют объективно существующего состояния работника в качестве безработного. В этом отношении более правильным является определение безработного первой фразой ст. 3 Закона, где сказано: "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка" — это и есть самая существенная часть определения безработного Законом РФ о занятости населения.