Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются сущность, понятие, структура рынка труда его правовое регулирование безработицы. Дается анализ и современное состояние рынка труда. Определяются проблемы развития рынка труда; методы государственного регулирования рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование безработицы…………………………………………………5

Глава 2. Анализ и современное состояние рынка труда. Проблемы развития рынка труда. Методы государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………..11

Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем……………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование   безработицы…………………………………………………5

Глава 2. Анализ и современное состояние рынка труда. Проблемы развития рынка труда. Методы государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………..11

Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем……………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашей стране до рыночных реформ никто не говорил о рынке труда. Сейчас положение коренным образом изменилось. По мере перехода к ры­ночной экономике вопросы рынка труда все острее ставятся на повестку дня: идет формирование рынка труда, возникли учреждения рынка труда — мест­ные и федеральные органы занятости и другие учреждения, ведающие вопро­сами занятости. И это закономерно. Уже никого не удивляет наличие безрабо­тицы и инфляции — этих естественных проявлений рынка труда, которые настоятельно ставят вопрос о социальной защите населения, рыночном тру­довом законодательстве, усилении роли профсоюзов как защитников интере­сов трудящихся. Возросла социальная напряженность в обществе, развивается забастовочное движение — этот спутник рынка труда. Вместе с тем обостря­ются вопросы социальной защиты бедствующих слоев населения. Таким обра­зом, мы видим в нашей жизни чувствительные проявления рынка труда, его экономического механизма и социальных последствий.

В этой связи растет интерес к рынку труда со стороны широких слоев общественности, хозяйственных и государственных органов, различных уч­реждений, имеющих прямое и косвенное отношение к проблемам рынка тру­да, занятости, безработицы. Как грибы растут учебные заведения, обучающие студентов и хозяйственников основам теории рыночной экономики. В боль­шом количестве публикуются пособия по различным вопросам рыночной экономики: маркетингу, менеджменту, бизнесу, биржевому хозяйству, ак­ционерным обществам и т.п.

Не оспаривая правомерности издания в должных масштабах учебников и другой литературы по указанным вопросам — это крайне необходимо сей­час, — заметим, что в последнее время вопросам рынка труда, занятости и безработицы тоже стало уделяться много внимания.

Отечественными учеными-экономистами опубликовано большое коли­чество монографических исследований, учебных пособий, в которых рассмат­риваются различные аспекты теории и практики российского рынка труда, проблемы занятости и безработицы.

И это неудивительно: в свете обострения ситуации в сфере занятости, безработицы, социальной защиты населения нарастает потребность в учеб­ной литературе по вопросам рынка труда, их изучения в системе общего и специального образования, особенно экономического и юридического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование   безработицы.

 

Рынок труда имеет сложное строение. В нем действуют регуляторы и со­циальные силы, которых не знает никакой другой рынок. Учреждения рынка труда исключительно многообразны, поскольку их появление вызвано не толь­ко экономическими, но и различными социальными проблемами, рождае­мыми рынком труда (законодательно-правовыми, политическими, мораль­но-этическими и т.п.). В условиях рыночной экономики рабочая сила стано­вится товаром, следовательно, является объектом купли-продажи на рынке труда. Поэтому вопросы своеобразия купли-продажи рабочей силы, ее отли­чия как товара от других товаров, уникальности рынка труда как самого слож­ного и взрывоопасного рынка представляют не только теоретический инте­рес, но и оказывают существенное влияние на хозяйственную практику.

При переходе к рыночной экономике основная задача заключается в том, чтобы сформировать цивилизованный рынок труда. Это может быть достигну­то, если механизм регулирования рынка труда будет органически увязан с широко разветвленной и надежно действующей системой социальной защи­ты населения. Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, поскольку труд — решающий фактор производства жизни общества. Предпри­нимательство обречено на прозябание без должного внимания к рынку труда.

Каждый работник на протяжении своей трудовой деятельности постоян­но имеет дело с разнообразными сторонами и проблемами рынка труда, та­кими, как занятость, безработица, оплата труда, социальная защита. Необхо­димо грамотно ориентироваться в сложной инфраструктуре рынка труда, воз­никающих на рынке неожиданных ситуациях, иметь дело с различными предприятиями и учреждениями, знать трудовое законодательство, права ра­ботников и работодателей, правильно оценивать возможности и обязанности службы занятости. Разобраться в этих вопросах поможет изучение особеннос­тей рынка труда, его строения, разнообразных факторов и методов регулиро­вания, условий его формирования в системе российских рыночных реформ.

В состав рынка труда включены рынок "рабочих рук" (рабочей силы) и рынок рабочих мест, который пока не изучен должным образом. Анализ ста­тистического и фактического материала о состоянии рынка рабочих мест, а также изучение проводимой политики занятости свидетельствуют о том, что важное место в деятельности органов занятости занимают создание, сохране­ние и модернизация рабочих мест. На этой основе зиждется и осуществляется активная политика занятости. Это особенно важно учитывать в современных условиях кризисного со­стояния экономики страны. Вопросы рынка рабочих мест приобрели исклю­чительную актуальность в связи с обострением проблемы занятости и безра­ботицы, которая самым непосредственным образом решается в зависимости от состояния рынка рабочих мест. Спрос на рабочие места и их предложение определяют масштабы и характер занятости, безработицы, колебания зара­ботной платы, престижность труда, социальную напряженность на рынке труда и т.п. Возникло новое явление — деформация престижности рабочих мест, профессий и квалификации работников. Усиливается конкуренция на рынке рабочих мест. Пока не совсем выяснены особенности рабочего места как това­ра, его купли-продажи, цены и стоимости.

Денежный рынок (ростовщичество, передача денег в ссуду под процен­ты), торговля землей, лесом, товарами потребительского и производствен­ного назначения и т.п. еще не превращают экономику в рыночную, капитали­стическую. Таковой она становится, когда в системе рыночных отношений возникает и формируется рынок труда. Рынок труда тоже есть сфера, где идет купля-продажа труда. Но этого объяснения недостаточно для понимания такого явления, как рынок труда. У нас идет бойкая торговля различными товарами, продаются-покупаются товары потребительского и производственного назначения, а вот купля-продажа труда пока не налажена. Это означает, что рынок труда нужно еще формировать в ходе преобразований плановой советской экономики в современную рыночную. Таким образом, купля-продажа рабочей силы в массовых масштабах тре­бует еще создания всех необходимых условий, которые обеспечили бы нор­мальный, цивилизованный порядок этой сделки. Как было показано выше, рынок труда имеет сложное строение. В этом строении прежде всего выделяются две его органические стороны: 1) рынок рабочей силы; 2) рынок рабочих мест. В свою очередь рынок рабочей силы распадается на три составные части: 1) потенциальную; 2) циркулирующую и 3) внутрифирменную.

Иногда циркулирующую часть называют открытым рынком рабочей силы, хотя внимательное рассмотрение этой части показывает, что в ней содержит­ся скрытая деталь, например когда работу ищут не безработные, а уже заня­тые на потенциальном и внутрифирменном рынках работники. Поэтому точ­нее эту часть рынка рабочей силы следует назвать циркулирующим рынком, сферой предложения товара "рабочая сила".

Внутрифирменный рынок рабочей силы тоже называют по-разному: скры­тым, внутренним и т.п., различно порой и понимание вопроса о том, что из себя представляет эта составная часть рынка рабочей силы. Поэтому точнее всего называть ее внутрифирменным рынком.

Вид рынка труда — это такая характеристика рынка труда, существенны­ми признаками которой являются:

1) наличие в нем рынка рабочей силы со всеми его составными частями и рынка рабочих мест;

2) ограничение терри­ториальными или функциональными рамками.

Соответственно классификация видов рынка труда строится по террито­риальному и функциональному признакам. По территориальному признаку можно говорить о таких видах рынка тру­да, как локальный, местный, региональный (районный, окружной, городс­кой, областной, краевой, республиканский), национальный (федеральный), международный, мировой.

Каждый из этих рынков содержит рынок рабочей силы с его составными частями (потенциальный, циркулирующий, внутрифирменный) и рынок рабочих мест, но каждый из них ограничен определенной территорией; на­пример, городской рынок труда Москвы ограничен ее территорией.

По функциональному признаку можно говорить о внутриотраслевом, ме­жотраслевом, профессионально-квалификационном, половозрастном, соци­альном и т.п. рынках труда, каждый из которых тоже содержит рынок рабочих мест. Все эти виды рынков труда ограничены свои функциональным назна­чением.

Виды рынков труда взаимосвязаны, но специфика каждого из них позво­ляет выделить его среди других видов и сосредоточить на нем внимание, ре­шая те или иные вопросы регулирования рынка труда. Как правило, рынок труда рождает проблемы не вообще, а в рамках одного или нескольких видов рынка. Когда проблемы возникают, следует выявить те виды рынка труда, где эти проблемы появились. Затем нужно определить, относятся ли указанные проблемы к рынку рабочей силы и к какой конкретно его составной части, либо эти проблемы порождены рынком рабочих мест внутри вида рынка.

Одной из важных территориальных проблем является мигра­ция рабочей силы: проблема беженцев, эмигрантов, маятниковая миграция, проблема переселения и т.п. Если говорить точнее, это проблема межтеррито­риальных перемещений рабочей силы. Но можно привести примеры внутри-территориальных проблем рынка труда, скажем, сокращение численности населения Москвы, уменьшение удельного веса трудоспособного населения, а внутри него — изменения удельного веса различных возрастных групп и т.п. Все это проблемы территориального вида рынка труда; в них пока не про­сматривается проблема функциональных видов, скажем, вопросы професси­онально-квалификационного вида рынка труда.

Безработица образует основное, существенное содержание открытого, циркулирующего рынка рабочей силы. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возник­ла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъем­лемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыноч­ной экономики.

Существуют различные определения, характеристики и трактовки безра­ботицы. Однако в этом вопросе необходимо руководствоваться характеристи­ками и научными трактовками безработицы, которые дают официальные до­кументы трудового законодательства России и международные документы учреждений ООН, таких как Международная организация труда (МОТ), ее орган — Международное бюро труда, а также документы Международной конференции статистиков труда (МКСТ). Страны, парламенты которых рати­фицируют конвенции и рекомендации МОТ, делают их таким образом со­ставной частью своего национального трудового законодательства.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дает следу­ющее развернутое определение условий признания граждан безработными.

"Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не име­ют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. <...>

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поис­ка подходящей работы, безработным принимается органами службы занято­сти по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалифи­кацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не име­ющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

3.  Безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации на­значена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 на­стоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государ­ственному пенсионному обеспечению;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальнос­ти) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характе­ра. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессио­нальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их реги­страции в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установ­ленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработ­ных;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

4.  Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы заня­тости через две недели для решения вопроса о признании их безработными», Согласно этому Закону, безработным является тот, кто признан таковым службой занятости при соблюдении довольно жестких условий. Но это еще не есть достаточное определение самой безработицы. Нельзя считать работающи­ми тех безработных, которых служба занятости по каким-либо причинам от­казалась считать таковыми, т.е. субъективные решения людей не меняют объек­тивно существующего состояния работника в качестве безработного. В этом отношении более правильным является определение безработного первой фразой ст. 3 Закона, где сказано: "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка" — это и есть самая суще­ственная часть определения безработного Законом РФ о занятости населения.

Информация о работе Рынок труда