Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа
В данной работе рассматриваются сущность, понятие, структура рынка труда его правовое регулирование безработицы. Дается анализ и современное состояние рынка труда. Определяются проблемы развития рынка труда; методы государственного регулирования рынка труда.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование безработицы…………………………………………………5
Глава 2. Анализ и современное состояние рынка труда. Проблемы развития рынка труда. Методы государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………..11
Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Вопрос о признании (регистрации) или непризнании безработным тоже имеет существенное значение, когда речь идет о конкретных российских условиях трудоустройства безработных и возможности обеспечения их пособиями по безработице в связи с ограниченными финансовыми источниками.
Таким образом, контингент безработных в России условно можно делить на три части:
1) лица, обратившиеся в поиске работы и заработка в службу занятости;
2) часть из них служба занятости признает и регистрирует как безработных, выдавая им на определенных условиях пособие по безработице, и содействует поиску подходящей работы, другую часть не признает в качестве безработных;
3) лица, ищущие работу самостоятельно, не прибегая к услугам государственной и иной службы занятости, и, значит, не учитываемые в качестве безработных официальной статистикой хотя бы по той причине, что право признания человека безработным принадлежит по закону РФ исключительно государственной службе занятости.
По данным федеральной службы занятости, лишь половина фактически безработных обращается в поисках работы в государственную службу занятости и охватывается официальной статистикой. Исходя из этого, есть основания считать, что официальный уровень безработицы в России практически занижен из-за недостатков организации статистического учета и более точного законодательного определения статуса безработного.
Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю марта 2010г., численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 68,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,4 млн. - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2010 г. численность безработных осталась практически на том же уровне, численность занятого населения увеличилась на 0,2 млн. человек за счет сокращения численности экономически неактивного населения.
Рис. 1. Динамика численности экономически активного населения (без корректировки сезоных колебаний; млн. человек)
Итоги обследований свидетельствуют, что благодаря реализации в 2009 г. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, во второй половине года удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда. К концу года численность безработных сократилась на 0,9 млн. человек, или на 12,5%, численность занятого населения увеличилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%.
Таблица 1.
Экономически активное население, занятые и безработные в 2008-2010гг.
И хотя в январе 2010г. был вновь зафиксирован рост безработицы (на 0,7 млн. человек, или на 10,7% по сравнению с декабрем 2009г.), тем не менее численность безработных в январе 2010г. была на 0,2 млн. человек (на 3,2%) ниже, чем в феврале 2009г. Необходимо отметить, что январь был очень тревожным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения (1,5 млн. человек по сравнению с декабрем 2009г.), абсолютный размер которого в два раза превысил увеличение количества безработных. В итоге в январе 2010г. занятость оказалась на уровне февраля 2009г.
Анализ динамики численности и структуры занятого населения по итогам обследований населения по проблемам занятости показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения в январе 2010 г. (то есть 1,2 млн. человек) приходится на неформальный сектор экономики.
Сокращение в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн. человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 86,2% всего занятого населения.
Рис. 2. Динамика изменения форм занятости населения в 2008-2010 гг. (млн. человек)
В целом за период кризиса (с февраля 2008 г. по март 2010 г.) численность занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась на 2,3 млн. человек, или на 19,6%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица увеличилась на 1 млн. человек, или на 1,8%.
В течение февраля и марта 2010г. зафиксировано увеличение численности занятых на 0,5 млн. человек в основном за счет сокращения безработицы (на 414 тыс. человек).
Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 года) в марте 2010 г. составил 61,2% и был всего на 0,6 процентного пункта (п. п.) выше, чем год назад.
В марте 2010г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 8,6% и был ниже, чем в январе 2010г. и феврале 2009г. (соответственно на 0,8 и 0,6 п. п.), но тем не менее он еще далек от докризисного.
Рис. 3. Уровень безработицы, по методологии МОТ (без корректировки сезонных колебаний; в % от экономически активного населения)
Обычно, когда речь заходит о численности безработных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В марте 2010 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных.
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения.
Как вытекает из положений законодательства о занятости населения в Российской Федерации, безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В марте 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10%, составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них около 43% составляли лица (включая лиц моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, и 57% - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях.
Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Кроме факторов методологического характера, которые влияют на различие размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины, скорее, субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57-60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
До кризиса в 2008г. показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 п. п. уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г. этот разрыв увеличился до 1,6 п. п., в феврале2010 г. до 1,7 п. п.
В марте 2010г. уровень безработицы среди мужчин составил 9,3% и был на 1,4 п. п. выше уровня безработицы среди женщин (7,9%), то есть почти на 20%.
Рис. 4. Уровень безработицы среди мужчин и женщин (в % от экономически активного населения)
До начала кризиса в 1-м полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6% (соответственно 53 и 47%), в феврале 2009 г. увеличился до 10% (соответственно 55 и 45%). Это явилось следствием более быстрых темпов роста безработицы среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009 г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с февралем 2008 г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).
До кризиса в феврале 2008г. уровень безработицы среди сельских жителей почти в два раза превышал уровень безработицы среди городских жителей. Кризис изменил это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля 2008г. по февраль 2009г.) численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%.
В 2010 г. ситуация опять изменилась, и сейчас соотношение составляет 1,8 раза.
Рис. 5. Уровень безработицы среди городского и сельского населения (в % от экономически активного населения)
В марте 2010 г. около 4,1 млн. безработных, или 64% их общей численности, проживали в городской местности и 23 млн. человек (36%) - в сельской. При этом среди занятого населения соотношение другое: доля городского населения составляет 77%, сельского - 23%.
Рис. 6. Доля городского и сельского населения в общей численности безработных (в %).
Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в марте 2010г. 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), среди молодежи в возрасте 20-24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%).
При этом среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 38,4 и 34,6%).
Заключение.
Таким образом проанализировав данный материал необходимо выделить следующее: анализ процессов, протекающих в социально-трудовой сфере показал, что формирование рынка труда идет медленно. Рынок труда оказался самым консервативным элементом рыночной системы, о чем свидетельствует и опыт Европейского союза, где он не сформировался до сих пор. Такое положение связано с тем, что рынок труда имеет своим субъектом человека с его особенностями мироощущения, восприятия изменений в экономике и общественной жизни. Более половины занятых в экономике — это люди, сформировавшиеся в советский период, с определенными жизненными установками. Многие из них, обладая высоким интеллектуальным потенциалом, так и не смогли оправиться от потрясений 90-х годов, адаптироваться в новой жизненной ситуации. Эта категория лиц среднего и старшего возраста постепенно выйдет из активной трудовой деятельности через десять-пятнадцать лет и должна быть замещена молодежью, сформировавшейся уже в годы реформ.
К этой молодежи общество предъявит повышенные требования. XXI в. — это век развития информационных систем, новых технологий, и без постоянного совершенствования уровня профессиональной подготовки не выдержать конкуренции на мировых рынках. Кроме того, в Белоруссии, России, Украине возрастет демографическая нагрузка, и каждый работник нового поколения будет трудиться не только за себя, но и как минимум за одного нетрудоспособного члена общества. По данным Госкомстата РФ в России эта ситуация наступила уже в 2010г. Поэтому наряду с повышением уровня знаний потребуется лучше распорядиться совокупным трудовым потенциалом стран Содружества за счет его перераспределения между странами Центральной Азии и странами депопуляции (Россией, Украиной, Белоруссией). В связи с этим актуальность создания общего рынка труда стран Содружества не снизится, а, наоборот, еще более возрастет в первые десятилетия XXI в.
Несмотря на сложности переходного периода, отсутствие увязки реформ с социальной политикой, снижение уровня жизни, процессы интеграции развиваются. Трудовая миграция, хотя и протекает в основном в нелегальной форме, поддерживает развитие малого бизнеса, товарообмен и потребительский рынок, материальное положение миллионов семей, позволяет заполнить непрестижные рабочие места. Можно говорить о формировании в основном в России секторов занятости по национальному признаку: армянские, азербайджанские, украинские, белорусские, молдавские, специализирующиеся на том или ином виде работ. Это явление не новое, но получившее в 90-е годы значительное развитие и нуждающееся в более глубоком научном осмыслении, поскольку связано с противоречивым воздействием экономических, социальных, национальных, культурных, этнических и других факторов. Должен быть обеспечен взвешенный подход к упорядочению нелегальной миграции, чтобы не разрушить сложившиеся миграционные потоки, объединяющие национальные рынки труда в единый рынок. Сохранение и развитие миграции в целом и трудовой миграции в частности поможет странам быстрее решать экономические и социальные проблемы.
Поворотным пунктом в создании общего рынка труда должна стать политика повышения доходов. Только в условиях последовательного роста заработной платы можно обеспечить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности. Положительная динамика оплаты труда является основой для повышения качественного потенциала рабочей силы и решения проблемы социальной защиты как минимум для одной трети семей, находящихся за чертой бедности по причине низкой заработной платы. Важнейшее место занимает расширение минимального потребительского бюджета как основы минимальной оплаты труда, который должен включать не только расходы на питание, одежду, предметы длительного пользования, но более высокие, чем сегодня, налоги и платежи по обязательному страхованию.