Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются сущность, понятие, структура рынка труда его правовое регулирование безработицы. Дается анализ и современное состояние рынка труда. Определяются проблемы развития рынка труда; методы государственного регулирования рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность, понятие, структура рынка труда. Правовое регулирование безработицы…………………………………………………5

Глава 2. Анализ и современное состояние рынка труда. Проблемы развития рынка труда. Методы государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………..11

Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем……………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Вопрос о признании (регистрации) или непризнании безработным тоже имеет существенное значение, когда речь идет о конкретных российских ус­ловиях трудоустройства безработных и возможности обеспечения их пособия­ми по безработице в связи с ограниченными финансовыми источниками.

Таким образом, контингент безработных в России условно можно делить на три части:

1) лица, обратившиеся в поиске работы и заработка в службу занятости;

2) часть из них служба занятости признает и регистрирует как безработных, выдавая им на определенных условиях пособие по безработице, и содействует поиску подходящей работы, другую часть не признает в каче­стве безработных;

3) лица, ищущие работу самостоятельно, не прибегая к услугам государственной и иной службы занятости, и, значит, не учитывае­мые в качестве безработных официальной статистикой хотя бы по той причи­не, что право признания человека безработным принадлежит по закону РФ исключительно государственной службе занятости.

По данным федеральной службы занятости, лишь половина фактически безработных обращается в поисках работы в государственную службу занято­сти и охватывается официальной статистикой. Исходя из этого, есть основа­ния считать, что официальный уровень безработицы в России практически занижен из-за недостатков организации статистического учета и более точно­го законодательного определения статуса безработного.



 

 

 

 

 

 

 


Глава 3. Пути совершенствования рынка труда. Пути решения проблем.

 

По дан­ным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю марта 2010г., численность экономически активного населе­ния в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) со­ставила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 68,2 млн. человек классифицировались как занятые эко­номической деятельностью и 6,4 млн. - как безработ­ные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2010 г. численность безработ­ных осталась практически на том же уровне, числен­ность занятого населения увеличилась на 0,2 млн. че­ловек за счет сокращения численности экономически неактивного населения.

Рис. 1. Динамика численности экономически активного населения (без корректировки сезоных колебаний; млн. чело­век)

Итоги обследований свидетельствуют, что благода­ря реализации в 2009 г. программ по стабилизации си­туации на рынке труда, во второй половине года уда­лось сдержать нарастание кризисных явлений на рын­ке труда. К концу года численность безработных со­кратилась на 0,9 млн. человек, или на 12,5%, числен­ность занятого населения увеличилась на 1,5 млн. че­ловек, или на 2,2%.

 

 

 

 

Таблица 1.

Экономически активное население, занятые и безработные в 2008-2010гг.

И хотя в январе 2010г. был вновь зафиксирован рост безработицы (на 0,7 млн. человек, или на 10,7% по сравнению с декабрем 2009г.), тем не менее чис­ленность безработных в январе 2010г. была на 0,2 млн. человек (на 3,2%) ниже, чем в феврале 2009г. Необходимо отметить, что январь был очень тревож­ным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения (1,5 млн. человек по сравнению с декабрем 2009г.), абсолют­ный размер которого в два раза превысил увеличение количества безработных. В итоге в январе 2010г. заня­тость оказалась на уровне февраля 2009г.

Анализ динамики численности и структуры занято­го населения по итогам обследований населения по про­блемам занятости показывает, что около 78% сокра­щения численности занятого населения в январе 2010 г. (то есть 1,2 млн. человек) приходится на неформаль­ный сектор экономики.

Сокращение в этот период численности работаю­щих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн. человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 86,2% всего занятого населения.

Рис. 2. Динамика изменения форм занятости населе­ния в 2008-2010 гг. (млн. человек)

В целом за период кризиса (с февраля 2008 г. по март 2010 г.) численность занятых (на основной рабо­те) в неформальном секторе экономики сократилась на 2,3 млн. человек, или на 19,6%. При этом числен­ность работающих (на основной работе) в организаци­ях со статусом юридического лица увеличилась на 1 млн. человек, или на 1,8%.

В течение февраля и марта 2010г. зафиксировано увеличение численности занятых на 0,5 млн. человек в основном за счет сокращения безработицы (на 414 тыс. человек).

Уровень занятости населения (отношение числен­ности занятых к общей численности населения в воз­расте 15-72 года) в марте 2010 г. составил 61,2% и был всего на 0,6 процентного пункта (п. п.) выше, чем год назад.

В марте 2010г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 8,6% и был ниже, чем в январе 2010г. и феврале 2009г. (соответ­ственно на 0,8 и 0,6 п. п.), но тем не менее он еще далек от докризисного.

Рис. 3. Уровень безработицы, по методологии МОТ (без корректировки сезонных колебаний; в % от экономически актив­ного населения)

Обычно, когда речь заходит о численности безра­ботных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого пока­зателя с численностью безработных, зарегистрирован­ных в службах занятости населения. В марте 2010 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам об­следования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, зарегистри­рованных в государственных учреждениях службы за­нятости населения, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе администра­тивных данных.

Одна из причин таких отклонений - это методологи­ческие различия в части охвата категорий населения.

Как вытекает из положений законодательства о за­нятости населения в Российской Федерации, безработ­ными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образо­вательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, вы­слуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели ра­боты, занимались поиском работы и были готовы при­ступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесе­ния их к безработным по методологии МОТ.

В марте 2010г. в составе общей численности без­работных, классифицируемых в соответствии с крите­риями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10%, состав­ляли граждане, которые не могут быть признаны без­работными в органах службы занятости населения. Сре­ди них около 43% составляли лица (включая лиц моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения в об­разовательных учреждениях, и 57% - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях.

Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Кроме факторов методологического характера, ко­торые влияют на различие размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам заня­тости и данным административного учета службы за­нятости населения, имеются причины, скорее, субъек­тивного характера, связанные с предпочтениями неза­нятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57-60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб за­нятости. При этом мужчины реже обращаются в служ­бы занятости в поисках работы, чем женщины. Наибо­лее предпочтительным является обращение при поис­ке работы к помощи друзей, родственников и знако­мых - его используют более половины безработных.

До кри­зиса в 2008г. показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 п. п. уровень безработицы среди мужчин превы­шал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г. этот разрыв увеличился до 1,6 п. п., в феврале2010 г. до 1,7 п. п.

В марте 2010г. уровень безработицы среди муж­чин составил 9,3% и был на 1,4 п. п. выше уровня безработицы среди женщин (7,9%), то есть почти на 20%.

Рис. 4. Уровень безработицы среди мужчин и женщин (в % от экономически активного населения)

До начала кризиса в 1-м полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численно­сти безработных составлял 6% (соответственно 53 и 47%), в феврале 2009 г. увеличился до 10% (соот­ветственно 55 и 45%). Это явилось следствием более быстрых темпов роста безработицы среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009 г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с фев­ралем 2008 г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

До кризиса в феврале 2008г. уровень безработи­цы среди сельских жителей почти в два раза превы­шал уровень безработицы среди городских жителей. Кризис изменил это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля 2008г. по февраль 2009г.) численность без­работных городских жителей увеличилась на 40%, без­работных сельских жителей - на 22%.

В 2010 г. ситуация опять изменилась, и сейчас со­отношение составляет 1,8 раза.

Рис. 5. Уровень безработицы среди городского и сель­ского населения (в % от экономически активного населения)

В марте 2010 г. около 4,1 млн. безработных, или 64% их общей численности, проживали в городской местности и 23 млн. человек (36%) - в сельской. При этом среди занятого населения соотношение другое: доля городского населения составляет 77%, сельско­го - 23%.

Рис. 6. Доля городского и сельского населения в общей численности безработных (в %).

Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уро­вень безработицы составил в марте 2010г. 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), среди молодежи в возрасте 20-24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%).

При этом среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сель­ской (соответственно 38,4 и 34,6%).



Заключение.

 

Таким образом проанализировав данный материал необходимо выделить следующее: анализ процессов, протекающих в социально-трудовой сфере показал, что формирование рынка труда идет медленно. Рынок труда оказался самым консервативным элементом рыночной системы, о чем свидетельствует и опыт Европейского союза, где он не сформи­ровался до сих пор. Такое положение связано с тем, что рынок труда имеет своим субъектом человека с его особенностями мироощущения, восприятия изменений в экономике и общест­венной жизни. Более половины занятых в эко­номике — это люди, сформировавшиеся в советский период, с определенными жизненными установками. Многие из них, об­ладая высоким интеллектуальным потенциалом, так и не смог­ли оправиться от потрясений 90-х годов, адаптироваться в новой жизненной ситуации. Эта категория лиц среднего и стар­шего возраста постепенно выйдет из активной трудовой дея­тельности через десять-пятнадцать лет и должна быть замещена молодежью, сформировавшейся уже в годы реформ.

К этой молодежи общество предъявит повышенные требова­ния. XXI в. — это век развития информационных систем, новых технологий, и без постоянного совершенствования уровня про­фессиональной подготовки не выдержать конкуренции на ми­ровых рынках. Кроме того, в Белоруссии, России, Украине воз­растет демографическая нагрузка, и каждый работник нового поколения будет трудиться не только за себя, но и как минимум за одного нетрудоспособного члена общества. По данным Госкомстата РФ в России эта ситуация наступила уже в 2010г. Поэтому наряду с повышением уровня знаний потребуется лучше распорядиться совокупным трудовым потенциалом стран Содружества за счет его перераспределения между стра­нами Центральной Азии и странами депопуляции (Россией, Украиной, Белоруссией). В связи с этим актуальность создания общего рынка труда стран Содружества не снизится, а, наобо­рот, еще более возрастет в первые десятилетия XXI в.

Несмотря на сложности переходного периода, отсутствие увязки реформ с социальной политикой, снижение уровня жизни, процессы интеграции развиваются. Трудовая миграция, хотя и протекает в основном в нелегальной форме, поддержи­вает развитие малого бизнеса, товарообмен и потребительский рынок, материальное положение миллионов семей, позволяет заполнить непрестижные рабочие места. Можно говорить о формировании в основном в России секторов занятости по на­циональному признаку: армянские, азербайджанские, украин­ские, белорусские, молдавские, специализирующиеся на том или ином виде работ. Это явление не новое, но получившее в 90-е годы значительное развитие и нуждающееся в более глубо­ком научном осмыслении, поскольку связано с противоречи­вым воздействием экономических, социальных, национальных, культурных, этнических и других факторов. Должен быть обес­печен взвешенный подход к упорядочению нелегальной мигра­ции, чтобы не разрушить сложившиеся миграционные потоки, объединяющие национальные рынки труда в единый рынок. Сохранение и развитие миграции в целом и трудовой миграции в частности поможет странам быстрее решать экономические и социальные проблемы.

Поворотным пунктом в создании общего рынка труда должна стать политика повышения доходов. Только в ус­ловиях последовательного роста заработной платы можно обес­печить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности. Положительная динамика оплаты труда является основой для повышения качественного потенциала рабочей силы и решения проблемы социальной защиты как минимум для одной трети семей, находящихся за чертой бедности по причине низкой заработной платы. Важнейшее место занимает расширение минимального по­требительского бюджета как основы минимальной оплаты труда, который должен включать не только расходы на питание, одежду, предметы длительного пользования, но более высокие, чем сегодня, налоги и платежи по обязательному страхованию.

Информация о работе Рынок труда