Двухсторонняя монополия на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса - единственный покупатель (монопсонист). Монополия - такая экономическая организация отрасли (или экономики в целом), которая позволяет одному из участников рыночных отношений навязывать корпоративные экономические цели как своим контрагентам, так и обществу.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 106.66 Кб (Скачать)
="justify">     На  графике (Рис. 5а), уже известном из анализа совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения - это восходящая ветвь кривой предельных издержек МС.

     График (Рис. 5б) является зеркальным отражением графика на Рис. 4а. Покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих закупок на кривую предложения S, т. е. они также являются «ценополучателями». Именно поэтому горизонтальность графика предложения является признаком совершенной конкуренции среди покупателей. Что же скрывается за кривой предложения продукции (со стороны покупателя)?     

     Неизменность  цены  в условиях совершенной конкуренции для покупателя означает, что он никак не влияет на нее и соблюдаются все условия равновесия:

а) продавец-«ценополучатель»          б)покупатель-«ценополучатель»

Рис. 5. Спрос и предложение на конкурентном рынке.

     Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции. Поясним это подробнее.

     Предельные  издержки приобретения - это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издержки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и отражается на горизонтальности линии предложения. [3, с. 179].

     Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S - это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС.

     Условием  равновесия продавца (производителя) является, как известно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.

     Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны покупателя - это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.

     В условиях монопсонии на рынке действует  не множество, а один покупатель. Что  же будет представлять собой кривая предложения в условиях монопсонии? Очевидно, она должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид.

 

    3.3. Кривая предложения  для монопсониста.

     Прежде  чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

     На  данной стадии анализа ясно, что  если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.

     Как известно, монополист, имея власть над  ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но прежде чем изучить условия предложения, зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсо-нистом. Конечно, это не единственный пример. А производители алмазов? Это продукт не скоропортящийся. Однако монопсонист «Де Бирс» диктует свои условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Монопсония нередко устанавливается и на рынке труда. [3, с. 180]

     Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (Рис.6).

Рис. 6. Кривая предложения для монопсониста.

     Кривая  предложения для  монопсониста - это кривая средних издержек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q.

     Для монопсониста, как видно из графика (Рис.6), цена предложения может быть:

     Понижающейся - нисходящая ветвь АС (это - довольно редкий случай);

     Повышающейся - восходящая ветвь АС. [3, с. 181]

     Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной»  монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

 

    3.4. Равновесие монопсонии.

     Рассмотрим  наиболее типичную ситуацию, когда  кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающейся цене предложения (Рис.7).

     Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рис.7 известные нам кривые трактуются следующим образом:

     АС - это кривая средних издержек в  отрасли (с точки зрения монопсониста - это кривая предложения продукции);         

     МС - это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения монопсониста -  кривая  его  предельных  издержек  приобретения товара);      .

Рис.7. Равновесие монопсонии.

     D - кривая спроса (с точки зрения  монопсониста - кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.

     Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Еу которая и определит уровень цены приобретения монопсониста Ру Она оказывается ниже цены Ро, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Qv что меньше количества Qo в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

     Анализ  несовершенной конкуренции со стороны  покупателя - монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист - ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

     После рассмотрения проблем монопсонии можно  дать сравнительный анализ условий равновесия фирмы- монополиста и фирмы- монопсониста.

     Но  вначале еще раз напомним о  графике кривой спроса на продукцию совершенного конкурента. Эта линия - D, параллельная оси абсцисс.

     Одновременно  это и линия предельного дохода MR. Другими словами, в условиях совершенной конкуренции линии D и MR слиты в одну, «нерасщепленную» горизонтальную линию.

     В условиях несовершенной конкуренции  кривая спроса D как бы «раздваивается» - на собственно кривую D и ее своеобразную «тень» -кривую предельного дохода MR. А теперь перейдем к сравнению равновесия монополии и монопсонии.

     При монополии кривая спроса «расщепляется» на кривую D и 
ее «тень», кривую MR. При монопсонии «расщепляется» кривая предложения на кривую АС и ее «тень», кривую МС (предельные издержки приобретения). [3, с. 183]

     При монополии кривая предельного дохода - это MR.

     При монопсонии кривая предельного дохода монопсониста - это кривая спроса D, или кривая предельной полезности MU.

     При монополии все возможные точки  цены продажи лежат на кривой спроса О.

     При монопсонии все точки цены приобретения товара 
лежат на кривой предложения АС.

     При графическом анализе монополии  мы вначале ищем точку пересечения  кривых МС и MR, а затем проводим вертикаль  до кривой 
спроса D
. Так мы определяем уровень продажной цены. При анализе 
монопсонии вначале также ищем точку пересечения кривых МС и MR 
(D), а затем проводим вертикаль до кривой предложения монопсониста АС. Так определяем уровень цены приобретения.

     При совершенной конкуренции со стороны  производителей цена 
равновесия установилась бы на уровне пересечения кривой спроса D и 
кривой предложения МС. И она была бы ниже монопольной цены. При совершенной конкуренции со стороны покупателей цена равновесия тоже установилась бы на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателя АС. И она была бы выше цены монопсонии.

 

     Заключение.

     В заключении хочу сказать, что рынок  труда  это  не  только отношения  между наемными работниками  как  субъектами  предложения  труда  и предпринимателями  как  субъектами  спроса,  возникающие  по  поводу  купли-продажи этого труда. Так  как рынок труда испытывает колоссальное влияние  со стороны  различных  субъектов   трудовых   отношений:   это   и   профсоюзы, отстаивающие интересы  наемных  работников,  и  государство,  поддерживающее интересы, как работников, так и  работодателей посредством  специализированных предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

     Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте  рынка  труда, считая ситуацию на  нем  общей  для  рынка  труда  в  целом.  Ведь  политика государства на рынке труда в  целом только тогда может  быть  результативной, когда она осуществляется дифференцированно для  каждого  из  его  сегментов. Целенаправленное  государственное  преобразование  в  области  подготовки  и переподготовки  кадров,  в  совокупности  с  другими  мерами  на   остальных  сегментах может быть  по-настоящему  эффективной.  Чтобы  начать  эффективно решать проблемы на  рынке  труда,  нужно  сначала  реформировать  все  сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

     В  политике   занятости   подавляющего   большинства   стран   сегодня  превалируют меры, направленные не на прямое  субсидирование  создания  новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным),  а  на развитие потенциала  работников  и  их  адаптацию  к  реальным  потребностям экономики. В отношении  безработных это означает  содействие  формированию  и сохранению у  них мотиваций и навыков, необходимых  для занятия рабочих  мест, когда они  появятся.

     Представляется,  что  такой  подход,  направленный  на предотвращение  деградации  рабочей  силы,  отвечает   условиям   России   и соответствует возможностям службы занятости.

     Несмотря  на редкую возможность существования  рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего  доступного рыночного предложения  определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

Информация о работе Двухсторонняя монополия на рынке труда