- Простая
модель спроса на труд:
краткосрочный период.
Спрос на труд является
производным спросом - он зависит
от спроса на продукцию, производимую
фирмой. Для анализа спроса на труд
введем следующие предпосылки:
- Фирма имеет
двух факторную целевую функцию - Q = f(K,L);
- Фирма действует
на конкурентном рынке благ и конкурентном
рынке ресурсов;
- Фирма стремиться
к максимизации прибыли;
- Издержки
на заработную плату - есть единственный
вид издержек фирмы на труд.
Начнем свое
рассмотрение с выяснения зависимости
спроса на труд от действий фирмы по
выпуску продукции. В краткосрочном
периоде производственная функция
фирмы будет иметь вид:
где K - фиксированный
размер капитала, а L - размер труда,
используемого фирмой в производстве
(не фиксированный), r - цена капитала,
w - цена труда. Заметим, что производственная
функция является функцией одной переменной
- L (труда). Следовательно, для максимизации
прибыли фирмы достаточно решить следующую
оптимизационную задачу:
дифференцируя по L, имеем:
или так как
, то
Таким образом,
условием максимизации прибыли фирмы
в краткосрочном периоде будет
равенство предельного продукта
труда и реальной заработной платы.
Величина MP*P определяет предельный
продукт труда в денежном выражении (MRP).
Для максимизации прибыли, он должен быть
равеy заработной плате.
Таким образом,
объем нанимаемого труда определяется
в зависимости от уровня зарабоной
платы, которая в свою очередь определяется
через предельный продукт труда. При прочих
равных условиях, чем ниже заработная
плата, тем больший объем труда готова
нанять фирма.
Кривая спроса
на труд в краткосрочном периоде,
таким образом, равна предельному
денежному продукту труда (MRP). Графически
спрос на труд соответсвует нисходящему
участку кривой предельного денежного
продукта труда:
- Монопсония
на рынке труда.
Монопсония
(греч.μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация
на рынке, когда единственный покупатель
взаимодействует с множеством продавцов,
диктуя им цену и объём продаж.
Примером монопсонии
является рынок труда, на котором
существует множество работников, и
только одно предприятие — покупатель
рабочей силы.
Монопсония возникает
при следующих условиях:
- на рынке
труда взаимодействуют, с одной стороны,
значительное количество квалифицированных
рабочих, не объединенных в профсоюз, а
с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист,
либо несколько фирм, объединенных в одну
группу и выступающих как единый наниматель
труда;
- данная фирма
(группа фирм) нанимает основную часть
из суммарного количества специалистов
какой-то профессии;
- этот вид
труда не имеет высокой мобильности (например,
из-за социальных условий, географической
разобщенности, необходимости приобрести
новую специальность и т. п.);
- фирма-монопсонист
сама устанавливает ставку заработной
платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться
с такой ставкой, либо искать другую работу.
Рынок труда
с элементами монопсонии не является
редкостью. Особенно часто подобные
ситуации складываются в небольших
городах, где действует только одна
крупная фирма — наниматель труда.
При совершенном
конкурентном рынке труда предприниматели
имеют широкий выбор специалистов,
мобильность труда абсолютна, любая
фирма нанимает труд по неизменной
цене, а кривая предложения труда
в отрасли отражает предельные издержки
на наем ресурса — труда. В условиях
же монопсонии сама фирма-монопсонист
олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые
предложения труда для фирмы и отрасли
совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста
кривая предложения труда показывает
не предельные, а средние величины издержек
на наем труда, для монопсониста кривая
предложения труда является кривой средних
издержек (ARC), а не предельных.
Применительно
к биржам монопсония может быть также
ложной, например, когда при высокой
цене большинство покупателей не включается
в торги.
Монопсония на
рынке труда — это ситуация,
когда существует только один покупатель
данного вида труда, один работодатель.
В этом случае работодатель (при
предположении о совершенной
конкуренции со стороны продавца
труда) сталкивается с рыночной кривой
предложения труда, имеющей положительный
наклон, и вынужден нанимать каждую
последующую единицу труда по
цене ее предложения. При недискриминирующей
монопсонии работодатель всем работникам
платит одинаковую заработную плату, равную
средним издержкам на труд, но для найма
дополнительной единицы труда он должен
предложить более высокую заработную
плату, чем уже платит, и новому работнику,
и прежним.При монопсонии ставка заработной
платы и предельные издержки на труд являются
возрастающими функциями от количества
используемого труда.
- Монополия
на рынке труда
Двусторонней
монополией на рынке
труда называется случай, когда работодатель
является единственным покупателем труда
(монопсонистом), а продавец труда обладает
монопольной силой (например, работники,
объединенные в профсоюз).
Профсоюз может
нейтрализовать монопольную силу работодателя-монопсониста,
предлагая труд своих членов по единой
определенной заработной плате и создавая
участок совершенно эластичного предложения
труда. В этом случае будет возникать эффект,
аналогичный эффекту минимальной заработной
платы на монопсонистическом рынке труда.Модель
профсоюза-монополиста предполагает,
что помимо нейтрализации монопольной
силы работодателя он будет также стремиться
вести себя на рынке аналогично фирме-монополисту
на рынке продукта и будет увеличивать
заработную плату до такого уровня, чтобы
максимизировать экономическую ренту
работающих членов профсоюза.
Таким образом,
работодатель и профсоюз стремятся
ограничить конкурентный уровень занятости:
первый, чтобы максимизировать прибыль,
второй, чтобы максимизировать коллективную
экономическую ренту.
Теперь предположим,
что на рынке труда, который является
скорее монопсоническим, чем конкурентным,
сформировался сильный производственный
профсоюз. Другими словами, давайте объединим
монопсоническую модель с моделью открытых
профсоюзов. В результате имеет место
двусторонняя монополия. Профсоюз является
монополистическим "продавцом" труда
в том смысле, что он контролирует предложение
труда и может оказать влияние на ставки
заработной платы; он противостоит монопсоническому
нанимателю труда (или совокупности олигопсонических
нанимателей труда), который тоже может
воздействовать на заработную плату путем
изменения занятости. Является ли это
исключительным или особым случаем? Вовсе
нет. В таких важных отраслях, как сталелитейная,
автомобильная, мясоперерабатывающая
и по производству сельскохозяйственной
техники, "большой труд" - один крупный
производственный профсоюз - ведет переговоры
с "большим бизнесом" - несколькими
крупными промышленными гигантами.
Монопсоническнй
наниматель будет стремиться к установлению
заработной платы Wm, ниже конкурентной
равновесной ставки, а профсоюз будет
настаивать на какой-то сверхравновесной
конкурентной ставке заработной платы
- Wu. Нельзя сказать вполне определенно,
какая из этих двух возможностей реализуется.
Логически - результат промежуточный,
в том смысле, что экономическая теория
не объясняет, какой будет в итоге ставка.
заработной платы. Нам следует ожидать,
что заработная плата установится где-то
между Wm и Wu. Кроме того, сторона, обладающая
в ходе заключения трудового соглашения
большей силой и более эффективной стратегией,
будет способна склонить оппонента принять
ставку заработной платы более близкую
к той, на которой она настаивает.
Из этих замечаний
вытекает и другая характерная черта
модели двусторонней монополии. Вполне
возможно, что установившиеся заработная
плата и занятость могут быть более социально
желаемыми, чем это обусловлено двусторонней
монополией. Монополия на одной стороне
рынка фактически может уничтожить монополию
на другой стороне рынка, что способствует
установлению конкурентных или близких
к конкурентным уровней. Если бы на этом
рынке превалировал либо профсоюз, либо
администрация - то есть если бы фактическая
ставка заработной платы устанавливалась
на уровне либо Wu, либо Wc - то занятость
ограничивалась бы Qm (где МRР=МRС, что ниже
конкурентного уровня). А теперь предположим,
что монопольная сила профсоюза почти
компенсирует монопсоническую силу администрации
и достигается договоренность о ставке
заработной платы, равной приблизительно
Wc, которая является конкурентной. Если
администрация соглашается с данной ставкой,
то у нее исчезает стимул ограничивать
занятость и наниматель больше не может
понижать заработную плату путем сокращения
занятости. Так, администрация уравнивает
договорную ставку заработной платы Wc
(=МRС) с МRР и считает, что наиболее прибыльно
нанимать число рабочих, равное Qc. Короче
говоря, в условиях монополии на обеих
сторонах рынка труда возможна ситуация,
когда установившаяся ставка заработной
платы и уровень занятости подходят к
конкурентным уровням значительно ближе,
чем в том случае, когда существует монополия
'только на одной стороне рынка.
- Модель
всеобщего минимума
заработной платы.
Заработная
плата - это доля труда работников
в общественном продукте, выраженная
в денежной форме. Оплата труда представляет
собой совокупность средств, выплаченных
работникам, как состоящим, так и
не состоящим в списочном составе
предприятия, в денежной форме за
отработанное время (выполненную работу),
за неотработанное время, единовременные
поощрительные выплаты на жилье,
питание, топливо, оплачиваемые в порядке,
установленном действующим законодательством.
Заработную плату можно рассматривать
в экономическом и в правовом смысле. Экономический
аспект оплаты труда представляет собой
превращенную форму стоимости рабочей
силы, иначе говоря, цену. Но в условиях
рыночной и нерыночной экономики способы
определения данной цены отличаются. Если
господствует один собственник (в условиях
нерыночной экономики),- он является единственным
субъектом нормирования заработной платы.
В данном случае размер заработной платы
большей частью зависит от усмотрения
собственника средств производства, хотя
и связан с качеством и результатами.
При рыночной экономике формирование
содержания категории "заработная плата"
происходит непосредственно на рынке
труда при встрече двух собственников
- собственника рабочей силы (способности
к труду) и собственника средств производства,
необходимых для реализации способности
к труду. Возникающие между данными субъектами
отношения - это отношения трудового найма,
представляющие собой предоставление
гражданином своей рабочей силы в обмен
на определенную денежную сумму и другие
социальные и материальные блага. Величину
этой денежной суммы определяет стоимость
рабочей силы, существующая до начала
определенного производственного процесса,
а стоимость рабочей силы определяет объем
обеспечивающих ее полноценное воспроизводство
жизненных благ. Таким образом, заработная
плата - это денежная форма стоимости рабочей
силы, т.е. цена рабочей силы.
|
|
Дж.
Стиплер первым предположил, что
институт минимальной заработной платы
на конкурентном рынке труда способствует
увеличению безработицы (рис. 1). Если до
введения минимальной заработной платы
параметры равновесия на рынке труда
были W0 и L0, то после установления
МЗП (Wmin) предложение труда и спрос
на него уже не будут равны: при такой зарплате
готовы трудиться L1 человек, работодатели
же наймут лишь Lmin человек. Линия
предложения труда станет ломаной (Wmin
ASL). Безработица (U) достигнет L1
- Lmin человек. То есть, введение минимальной
зарплаты увеличивает количество безработных.
Однако в действительности данный вывод
подтверждается далеко не всегда. В сферу
действие закона о минимальной заработной
плате почти никогда не попадает весь
рынок труда. Модель минимальной зарплаты
с неполным охватом рынка (модель двух-секторного
рынка) позволяет объяснить, почему с введением
законодательного минимума зарплаты безработица
может и не вырасти.
На рис. 2 представлена
модель двух-секторного рынка с абсолютно
неэластичным предложением труда. Работники
могут свободно перемещаться между секторами,
причем закон о минимальной зарплате действует
в секторе А. Пусть первоначальный уровень
равновесной зарплаты W0 в обоих
секторах будет одинаковым. Тогда введение
минимальной зарплаты Wmin вытеснит
из сектора А определенное количество
работников (L0A – L1А),
и все они перейдут в сектор В, увеличив
в нем предложение труда. Очевидно, что
L0A – L1A = L1B
- L0B (фигурными скобками на
схеме обозначены равные отрезки). Что
же касается роста уровня зарплаты в секторе
A (W0 - Wmin) и ее снижения в секторе
В (W0 - WB), то величина изменений
зависит от эластичности спроса на труд.
Более общий
случай двух-секторного рынка труда представлен
на рис. 3 (предложение труда в обоих секторах
достаточно эластично). Пусть W0 -
первоначальная равновесная зарплата,
а суммарная занятость на конкурентном
рынке труда складывается из занятости
в обоих секторах (L0A + L0B).
После введения минимальной зарплаты
в первом секторе занятость в нем падает
с L0A до LmA, хотя
за зарплату Wmin готовы трудиться
L1A работников; следовательно,
вынужденная безработица должна здесь
составить L1A - LmA.
Но часть безработных
(L0A – LmA), a именно
те, кто не претендует на более высокие
заработки и согласен на зарплату не выше
Wu, ищут себе место в секторе В; равенство
отрезков, обозначенных фигурными скобками,
показывает, что их приход туда сдвигает
кривую предложения S0B вправо
на величину L1B – L0B
= L0A - LmA. Поскольку
график спроса на труд имеет отрицательный
наклон, работу получат не все желающие,
а только L2B - L0B
человек. Поэтому занятость во втором
секторе увеличится меньше, и часть людей
(L1B –L2B) останется
без работы (отрезок выделен жирной линией).
Напрашивается
вывод, что только при нулевой
эластичности предложения труда
введение МЗП не вызовет сокращения
занятости; в иных случаях снижение
занятости тем больше, чем выше
эластичность предложения труда
в секторе В.
Модель двухсекторного
рынка иллюстрирует, что рост зарплаты
для одних оборачивается ее уменьшением
для других или увеличением безработицы,
а скорее всего тем и другим.
В то же время безработица может
вырасти совсем незначительно.
Другое объяснение
тому обстоятельству, что введение
минимальной зарплаты не ведет к
заметному снижению занятости, дали О.
Ашенфельтер и Р.Смит, предложившие модель
дискриминирующего нанимателя. Они отметили,
что, когда наниматели продолжают платить
некоторым работникам зарплату ниже установленного
минимума, нарушая тем самым закон, их
могут оштрафовать, и у них возникает "фактор
риска"; возможные штрафы играют роль
своеобразного налога на заработную плату:
выступая как детерминанты спроса, они
уменьшают его (рис.4).
В результате введения
обязательного минимума заработной
платы часть работников (Lm)
получает МЗП (Wmin). Но занятость не
сокращается до уровня Lm, поскольку
некоторые (L1 - Lm) продолжают
работать. При этом каждый следующий получает
все более низкую зарплату. Эта модель
предполагает наличие дискриминирующего
нанимателя, который не обязательно платит
всем одинаково за одну и ту же работу.
Окончательный результат - сокращение
занятости с L0 до L1 - будет
зависеть как от величины штрафов, грозящих
нанимателю, так и от эластичности спроса
и предложения.
Вероятна ситуация,
кот да введение минимальной зарплаты
приведет не к снижению, а к росту
- и занятости, и зарплаты. Такое
может произойти, ее ли в качестве
работодателя выступает монопсонист
(единственный наниматель).
Как видно из
рис.5, если минимальная зарплата Wmin
превышает монопсонически равновесный
уровень WM, график предложения труда
принимает вид линии Wmin СЕ1SL,
так как теперь все работники (от 0 до Lmin)
будут требовать зарплату Wmin. Линия
предельных издержек станет ломаной (Wmin
CBMCL), поскольку на участке до Lmin
предельные издержки постоянны и равны
Wmin. Сопоставляя предельную выручку
с предельными издержками, работодатель
видит, что в условиях действия закона
о минимальной зарплате ему выгодно увеличивать
занятость с Lmon до Lmin, поскольку
при зарплате Wmin дополнительные
работники приносят ему дополнительный
доход (пока линия MRPL расположена
выше линии SL). В результате рост
минимальной зарплаты вызывает двойной
положительный эффект: какое-то время
будут по-прежнему увеличиваться и зарплата,
и занятость, причем последняя достигнет
максимального значения, когда горизонтальная
линия Wmin пройдет через точку Е1;
зарплата же будет расти, пока Wmin
< W'M).
Единого подхода
к определению МЗП нет, но часто
она служит эффективным инструментом
регулирования экономической деятельности,
оптимизации распределения доходов,
повышения покупательной способности
граждан.
Во Франции
МЗП устанавливается путем трехсторонних,
а в Японии - двухсторонних переговоров
и закрепляется коллективными договорами.
Там она служит базой для отсчета
зарплатных ставок и жалованья служащих,
Французское законодательство предоставляет
правительству право самостоятельно принимать
поправки к межпрофессиональному уровню
заработной платы. Однако сделать это
оно может, только имея заключение Комитета
по трудовым соглашениям - постоянного
консультативного органа, включающего
представителей трудящихся (16 человек),
работодателей (16), семейных ассоциаций
(3) и правительства (3 человека): министра
труда (председательствующего на заседаниях
комитета), министра экономики и председателя
социального управления при кабинете
министров. Столь демократичная процедура,
учитывающая широкий спектр интересов,
позволяет находить эффективные решения
по повышению МЗП.
В Канаде установлением
величины МЗП занимается кабинет
министров после консультаций с
трехсторонним совещательным органом
(в компетенцию которого входит рассмотрение
широкого круга вопросов в области
трудовых отношений).
Процесс принятия
зарплатного минимума в Японии поделен
между центральным и 47 префектурными (состоящими
из представителей работников, работодателей
и общественности) советами по зарплате.
Не менее децентрализована система регулирования
МЗП в Индии. В Мексике закон предусматривает,
что определение региональных и отраслевых
уровней зарплатного минимума - прерогатива
центрального и 110 региональных комитетов
по МЗП.
Рост МЗП, таким
образом, негативно влияет на рынок
неквалифицированного труда, но для
квалифицированных работников оборачивается
выигрышем, так как сопровождается
пересмотром всей системы ставок.
Не удивительно, что в ряде стран
определенные категории трудящихся
исключены из сферы применения МЗП,
а для некоторых предусмотрены
специальные нормативы. Так, американский
закон "О справедливых условиях найма"
(ст.14) позволяет устанавливать для
молодежи, сочетающей работу с учебой,
МЗП в размере 75% общенационального
уровня, а для инвалидов - в зависимости
от производительности их труда. Минимальная
зарплата может быть часовой, недельной
и месячной.
Основными критериями
при определении размеров МЗП
в большинстве стран служат удовлетворение
насущных потребностей работника и
его семьи (с учетом сложившегося
уровня зарплаты, социальных выплат и
доходов), объем и темпы роста
национального дохода, уровень занятости,
платежный баланс страны и т.п. Так
достигается компромисс между социальными
потребностями населения и экономическими
возможностями общества. В ряде стран
(Бразилия, Аргентина, Мексика и др.) МЗП,
обеспечивающая приемлемый уровень жизни,
возведена конституциями в принцип социальной
политики.
|
|
|