Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….
8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..
8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………
16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан…………………… 34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….
41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................
55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..
62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 81
Развитое рыночное хозяйство характеризуется тем, что товарную форму принимают не только продукты труда, но и рабочая сила.
Во-первых, на
рынке труда по договору между
продавцом и покупателем
Во-вторых, согласно контракту о найме, работодатель становится собственником результатов труда, поскольку труд проявляется только в его результатах. Работник за труд должен получить его цену, т.е. столько, этот труд стоит;
В-третьих, работодатель, став собственником результатов труда, приобретает право владения, пользования и распоряжения последними;
В-четвертых, при продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, т.к заработная плата есть плата за использование труда.
Существует множество определений труда:
1. Рынок труда
- это сфера контрактов
2. Рынок труда
есть экономические отношения
по поводу купли-продажи
3. Рынок труда
является выражением
4. На этом
специфическом рынке, рынке
5. Рынок труда
представляет собой совокупный
спрос и предложение рабочей
силы и за счет взаимодействия
этих двух составляющих
На рынке
труда складываются отношения между
работодателями и наемными работниками,
способствующие соединению рабочей
силы со средствами производства. Тем
самым удовлетворяется
Рынок труда
- это система экономических
Условиями осуществления рынка труда являются:
наличие правовых условий функционирования рынка на основе свободного выбора вида деятельности и конкурентности;
организация
единой, замкнутой по территории и
эффективно функционирующей
отсутствие ограничений на заработную плату, а также наличие развитого рынка жилья и свободных рабочих мест.
Ситуация
на рынке труда отражает достигнутый
баланс интересов между
В Законе РК "О занятости населения" сформулированы два основных принципа, придающие отношениям в сфере занятости рыночный характер. Первый из них предполагает обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. В соответствии с данным принципом, человеку принадлежит право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип предусматривает создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице.[1]
Законодательно определены и основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения:
обеспечение равных условий всем гражданам независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
развитие трудовых ресурсов;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поддержка трудовой
и предпринимательской
обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие
принципы.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.) предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;
военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;
временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);
выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда). [1]
Различают несколько статусов занятости для экономически активного населения, включая и безработных:
1. Наемные
работники - это лица, работающие
по заключенному письменному
контракту (договору) либо по устному
соглашению с руководством
2. Работающие
на индивидуальной основе - это
лица, самостоятельно осуществляющие
деятельность, приносящую им доход,
не использующие либо
3. Работодатели
- это лица, управляющие собственным
предприятием, акционерным обществом,
хозяйственным товариществом и
т.п., либо уполномоченные на
Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, при условии сохранения ответственности за благополучие предприятия.
4. Неоплачиваемые
работники семейных
5. Лица, не
поддающиеся классификации по
статусу занятости - это безработные,
не занимавшиеся ранее
Практическая потребность учета занятого населения вызывает необходимость выделения видов занятости. Различают полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Полная занятость предусматривает обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход определенному лицу и достойное существование ему и его семье.
Продуктивная занятость должна соответствовать двум важнейшим условиям. Во-первых, она должна приносить трудящемуся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни, что предполагает прямую связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными мероприятиями и т.п. Во-вторых, она должна противопоставляться формальной занятости. Частный случай последней - содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы. Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.
Свободно
избранная занятость
Эти виды занятости
отражают состояние количественной
и качественной сбалансированности
между потребностями населения
в работе и рабочими местами, при
которой создаются
Количественно
занятость населения
Отношения занятости
обусловливаются
В каждой отрасли, на любом предприятии и в его производственных подразделениях, в первичных ячейках производства - бригадах, непосредственно на рабочих местах должны быть выявлены и приняты все меры для приведения в действие поистине неисчерпаемых возможностей повышения эффективности работы, роста производительности труда.
Решение всего
комплекса решения
Рынок труда
финансируется государством через
Министерство труда и социальной
защиты населения Республики Казахстан
по трем самостоятельным направлениям
- трудоустройство ищущих работу, обучение
пользующихся спросом специальностей
необходимых квалификации; профессиональная
реабилитация и обеспечение работой
лиц требующих особого
В настоящее время расходы на развитие трудовых ресурсов поступающие из государственного бюджета, непосредственно от корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Следовательно, осуществляется своего рода фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Однако ни капитал, ни государство не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний.
Изменилось
отношение к рабочей силе и
у казахстанских
Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан