Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….
8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..
8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………
16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан…………………… 34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….
41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................
55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..
62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 81
Об эффективности функционирования американского рынка труда свидетельствует то обстоятельство, что по сравнению с предыдущими периодами в 90-е годы гораздо более высокий процент потерявших работу вскоре ее находят. Так, с 1979 г. по 1983 г. трудоустроились 60% потерявших работу, с 1981 г. по 1985 г. - 67, с 1991 г. по 1993 г. - 68, а с 1993 г. по 1995 г. - 74% безработных. О стабильности американского рынка труда свидетельствует также и то, что средняя продолжительности работы американцев на одном месте с 70-х годов практически не изменилась. Например, для работников в возрасте 45 - 54 лет она составляет в среднем 12 лет, 55- 64 - 14 лет. Общие масштабы занятости в США за последние 35 лет более чем удвоились - с 63 млн. человек в 1998 г. до почти 130 млн. человек в 2010 г. Особенно быстро создавались новые рабочие места. Например, за период президентства Клинтона создано почти 18 млн. новых рабочих мест, что связано с беспрецедентно продолжительным периодом экономического роста, длящимся в стране уже более восьми лет.
Сегодня можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда в США: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).
В рамках этих программ в США были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений, на ремонтно-восстановительные работах). При этом в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном - с помощью различного рода мер косвенного регулирования (налоговых льгот, государственных субсидий и т.д.).
Все более
важное значение принимает государственное
содействие найму. Так, Служба трудоустройства,
имеющая более 2500 местных агентств
(бирж труда), занимается регистрацией
безработных, поиском вакансий для
них, тестированием претендентов на
работу для определения их квалификации.
Характерная особенность
В целом американский
опыт функционирования рынка труда
показывает, что, основываясь на базисных
принципах рыночной экономики, он достаточно
эффективно способствует рациональному
использованию главного экономического
ресурса страны - его трудового
потенциала. Очевидно, что и в
данной области требуется
В Казахстане структура спроса на рабочую силу соответствует индустриальному обществу, решающему вопросы массового производства и насыщения рынка, в то время как спрос на американском рынке труда отражает структуру постиндустриального общества, в котором на первое место выходит индустриализация бизнес-процессов. Последствием нарастания кадрового голода в Америке стало повышение мобильности рабочей силы и уменьшение срока работы на одном месте. В настоящее время 2/3 сотрудников американских компаний работают на одном месте менее пяти, а на разных - менее двух лет. Для решения проблемы дефицита кадров Штаты стали развивать рынок временного персонала. На российском же рынке такие услуги только начинают появляться, так как рабочая сила на нем по-прежнему не очень дорогая, а деятельность предприятий не очень гибкая. Но хотя доля спроса на временный персонал в России сегодня не превышает и 10%, темпы его роста опережают спрос на постоянных сотрудников. Следующее важное отличие: в США в сферу услуг вовлечено 80% трудоспособного населения, а у нас- не более 20%. Однако на основании сравнения сегментов рынка и истории развития кадрового рынка в России можно прогнозировать, что в ближайшие годы спрос в сфере услуг будет развиваться более быстрыми темпами, чем в остальных областях.
Как мы уже отметили, дефицит кадров - явление общемировое. За последние 5 лет в Европе, также как в США и России, ситуация на рынке труда сильно изменилась. Но в отличие от США, в Европе кандидаты не спешат менять работу, а компании, стараясь экономить, все чаще закрывают вакансии путем реорганизации внутренних позиций и перераспределения обязанностей. Для европейских стран, так же как и для Штатов, лидерами спроса являются финансовые специалисты. Но структура спроса на финансистов разная: в Европе, как и в России, наблюдается большой дефицит корпоративных финансистов, в то время как в США наиболее востребованы специалисты сферы финансовых услуг (банковских, инвестиционных, страховых). Безусловно, спрос на корпоративных специалистов в области финансов за последние годы тоже претерпел значительные изменения. И у нас, и в Европе требуются не просто квалифицированные бухгалтеры, а финансисты, понимающие бизнес-процессы компании, принимающие участие в и развитии и умеющие прогнозировать будущее.
Все это позволяет сделать вывод, что на рынке труда в Казахстане происходят процессы, схожие с теми, которые наблюдаются и в других странах мира. Уникальность же ситуации в том, что у нас многие процессы идут параллельно, и каждый год мы преодолеваем дистанцию в темпе, многократно превышающем темп, который демонстрировала экономическая история Запада. [9]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан
Проведение
активной политики занятости относится
к одному из основных социальных приоритетов
деятельности Правительства Республики
Казахстан. Обеспечение достойной
занятости – основа социальной защиты
населения, важнейшее условие развития
и реализации потенциала человеческих
ресурсов, главное средство роста
общественного богатства и
В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года Глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.
В ходе социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается экономическая активность и уровень занятости населения. За последние 10 лет численность занятого населения увеличилась с 7479,1 тыс. человек до 8610,7 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 10,4 % в 2001 году до 5,8 % на конец 2010 года.
Разработка
и реализация специальных мер
сохранения рабочих мест и содействия
занятости в рамках Дорожной карты
позволили сохранить высокий
уровень занятости и в годы
временных экономических
Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.
Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана по реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы . [11]
Целью Программы
является обеспечение устойчивого
и сбалансированного роста
С начала реализации «Дорожной карты бизнеса-2020» 970 предприятий получили финансовую поддержку государства.
C начала реализации программы из государственного бюджета выделено 10 млрд. тенге, а мультипликативный эффект от программы составил 300 млрд. тенге. Самым популярным направлением «Дорожной карты бизнеса-2020» является первое направление, в рамках которого поддерживаются новые инициативы действующего бизнеса и новых проектов. Здесь около 700 проектов получили субсидирование кредитных ставок на модернизацию производств. Около 50% компаний относятся к обрабатывающему сектору.
В рамках четвертого
направления оказывается
Совместно с «Назарбаев Университетом» были проведены обучение и переподготовку 200 топ-менеджеров. Также определенные навыки маркетинга и управления рисками получают бизнесмены в Казахстане, затем проходят стажировку в Германии. Предприятия получают от этого двойной эффект – обучение и налаживание деловых связей с зарубежными партнерами для расширения и модернизации бизнеса.
Реализация
программы «Дорожная карта
Социально-экономическая сфера в 2008-2009 годах развивалась под влиянием негативного воздействия мирового финансового и экономического кризиса.
В рамках реализации антикризисной программы, были приняты Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров («Дорожная карта») и План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения РК на 2008-2010 годы. Для содействия продуктивной занятости использовались активный поиск и подбор свободных рабочих мест, обучение, переподготовка и повышение квалификации безработных и иных представителей целевых групп населения; организация общественных работ; создание социальных рабочих мест, проведение ярмарок-вакансий, организация молодежной практики и др.
Политика занятости остается самым действенным средством преодоления бедности и повышения благосостояния. Основные реформы в сфере занятости будут направлены на поддержание стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан и применение положений Глобального пакта МОТ о рабочих местах в национальной политике занятости.
«Дорожная карта» определяет комплекс мер, направленных на обеспечение занятости через создание дополнительных рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров, стимулирование деловой активности и создание условий для устойчивого посткризисного развития. В регионах внедрена карта занятости, отражающая прогнозируемое высвобождение работников и определяющая потребность в создании новых рабочих мест.
Для стабилизации рынка труда, обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров из государственного бюджета выделено 168,8 млрд. тенге.
По информации на 13 апреля 2012 года, по I направлению (поддержка новых бизнес-инициатив) было заключено 747 договоров субсидирования. Общая сумма кредитов – 133,33 млрд тенге, сумма выплаченных субсидий – 4,5 млрд тенге.
По II направлению
(оздоровление предпринимательского сектора)
подписан 141 договор субсидирования.
Общая сумма кредитов – 101,720 млрд
тенге, сумма выплаченных субсидий
– 5,1 млрд тенге.
По данному
направлению наибольшее число договоров
приходится на Алматы и Алматинскую область
– 20 и 17 договоров, соответственно, Костанайскую
область - 15, по 10 договоров в Акмолинской,
Павлодарской, Актюбинской областях по
сообщениям ФРП "Даму".
В рамках III направления (снижение валютных
рисков предпринимателей) подписано 84
договора субсидирования. Общая сумма
кредитов - 71,855 млрд тенге, сумма выплаченных
субсидий – 3,3 млрд тенге.
По информации «Даму», в рамках заключенных
договоров по всем бизнес-проектам 49% кредитных
средств приходится на обрабатывающую
промышленность, 18% - транспорт и складирование,
10% - сельское, лесное и рыбное хозяйство,
9% - здравоохранение и социальные услуги,
5% - услуги по проживанию и питанию, 3 % -
образование и др.
Наибольший объем выданных субсидий в
разрезе регионов приходится на Карагандинскую,
Алматинскую, Актюбинскую и Восточно-Казахстанскую
области заключается в сообщении фонда.
Напомним, в рамках программы «Дорожная
карта бизнеса-2020» государственная поддержка
осуществляется по четырем направлениям:
поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление
предпринимательского сектора, снижение
валютных рисков предпринимателей, усиление
предпринимательского потенциала.[11]
Осуществляется постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, особенно в отраслевых и региональных зонах риска, на систем об образующих и градообразующих предприятиях. Предпринимаемые меры непосредственно влияют на занятость населения, сохранение и рост реальных доходов, социальную защиту населения.
При реализации
Дорожной карты за счет приоритетного
использования товаров и услуг
казахстанского производства будут
обеспечены заказами отечественные
предприятия, в первую очередь Стабилизационный
план строительного сектора и
индустрии строительных материалов.
В результате развития секторов экспортной
специализации макрорегионов в
перспективе будет создано
Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан