Особенности рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:57, доклад

Краткое описание

в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг - наемные работники - составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

Файлы: 1 файл

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти 2.docx

— 166.67 Кб (Скачать)

.1 Особенности  рынка труда

1.2 Специфика рынка  труда

в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают  на рынок труда различные институциональные  структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная  политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг - наемные работники - составляют подавляющую  часть населения, а работа по найму  является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия  в обществе.

во-вторых, большая  роль, которую играют на рынке труда  не денежные факторы - сложность и  престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального  роста, моральный климат в коллективе и др.;

во-первых, большая  продолжительность взаимоотношений  продавца и покупателя. Если на рынке  большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие  изделия, продающиеся в кредит, и  товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен  и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения  продавца и покупателя длятся такое  количество времени, на которое заключается  договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного  возобновления операций купли-продажи  услуг труда;

Вышеописанная специфика  самого товара и формы его купли-продажи  на рынке труда предопределяют нижеследующие  особенности этого рынка:

Заработная плата  образует большую часть доходов  потребителей и поэтому оказывает  существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в широком  смысле слова понимается доход от фактора производства под названием  «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая  за использование единицы труда  в течение определенного времени - часа, дня и т. д.

  • Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей - с другой. Таким образом рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т. е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно. Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий. Следовательно, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы -- заработной плате.

Различают номинальную  и реальную заработную плату. Под  номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной  заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата - это та масса жизненных  благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится  в прямой зависимости от номинальной  зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и  платные услуги, а также от размеров уплачиваемых работником налогов.

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов  между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей  силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения - биржи труда, но и все  индивидуальные сделки по найму рабочей  силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния  рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.

Специфика рынка  труда во многом определяется особенностями  того товара, который на нем представлен. Так что же продается и покупается на этом рынке? Ответ как будто  очевиден, - конечно же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как  такового, он является формой жизнедеятельности  личности и постольку не может  быть объектом купли-продажи в политически  и экономически свободном обществе. А ведь экономическая, а, следовательно, и политическая свобода есть важнейшее  условие рыночного хозяйства. Свободный  человек не может быть продан (как  это, например, было при рабовладении), и постольку не могут служить  объектом купли-продажи неотделимые  от него функции, в том числе и  труд. Поэтому на рынке труда продается  и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых  зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг  труда выступает в форме найма  свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности  рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых  иных. На период найма работодатель - бизнес или государство - покупает право на использование услуг  труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому  в общепринятом выражении «рынок труда» нам следует видеть категорию  «рынок услуг труда». Сделав эту  оговорку, мы избавляем себя от необходимости  каждый раз уточнять, что покупаются или продаются именно услуги труда, а не труд. Далее мы будем пользоваться общепринятыми терминами «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда» и т. п.

Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке  ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит  от спроса на ту продукцию, которая  будет изготовлена с помощью  этого ресурса. Так, рост потребности  в хороших дорогах вызовет  увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей.

Информация о работе Особенности рынка труда