Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….
8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..
8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………
16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан…………………… 34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….
41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................

55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..
62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 81

Файлы: 1 файл

Готовый диплом.docx

— 569.52 Кб (Скачать)

Внешний рынок  труда предполагает наличие у  работников профессий, которые могут  быть востребованы другими фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке  труда, сложнее использовать на других предприятиях, так как они носят  специфический характер, обусловленный  работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений  на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия. Таким образом, внешний рынок  труда характеризуется большей  текучестью кадров по сравнению с  внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно  внутри предприятия.

Рынок труда  выполняет разнообразные функции. Большинство экономистов, в качестве важнейшей функции выделяют регулирование  уровня занятости или "регулирование  соотношения спроса и предложения  трудовых услуг". Используя свои механизмы, рынок труда стремится  к "состоянию равновесия, и этот процесс начинается немедленно в  ответ на возмущения". Регулируя  уровень занятости, рынок труда  формирует определенный резерв рабочей  силы и вакансий. Кроме этой функции  экономистами указывается также  распределительная функция: "пропорциональность распределения рабочей силы в  соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса", или "формирования и изменения  структуры и пропорций производства и отраслей". По мнению исследователей к указанным функциям рынкам труда  относятся также как "инструмент согласования экономических интересов  субъектов трудовых отношений, стимулирование труда, формирование профессионально-квалификационной структуры, воздействие на условия  реализации личного трудового потенциала". Поддерживая данную точку зрения можно сказать, что рынок труда  выполняет и такие функции  как регулирующая функция, т.е. рынок  труда регулирует отношения между  покупателями трудовых услуг и их продавцами.

Защиту внутреннего  рынка труда и мониторинг привлечения  в республику иностранной рабочей  силы осуществляет Министерство труда  и социальной защиты населения Республики Казахстан в соответствии с Правилами  определения квоты и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной  рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденным постановлением Правительства  Республики Казахстан № 322 от 17 марта 2004 года. При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет  защита внутреннего рынка.

В соответствии с концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан "О занятости населения" функции  выдачи разрешений на привлечение иностранной  рабочей силы для осуществления  трудовой деятельности на территории соответствующей административной единицы в пределах квоты с 1 марта 2004 года переданы местным исполнительным органам, что позволит повысить оперативность процесса оформления разрешений, сократить сроки их оформления, улучшить партнерские отношения с иностранными компаниями, а также повысит роль местных исполнительных органов в регулировании ввоза иностранной рабочей силы и будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда в регионе.

Большую роль в вопросах привлечения иностранной  силы и вывоза рабочей силы из Республики Казахстан за границу играют частные  агентства занятости. По результатам  исследования можно сделать следующие  выводы, что развитие рынка труда  происходит под влиянием множества  факторов окружающей рынок среды, в  том числе демографических, научно-технических, правовых, социально - психологических  и других, к основным из которых  относится:

законодательная база, обеспечивающая условия формирования рынка труда;

свобода найма  и увольнения работников как основа конкурентоспособности фирмы на рынке;

наличие множества  работодателей, как условие свободы  конкуренции между работниками  за наиболее привлекательные рабочие  места;

политика  вознаграждения - как один из наиболее значимых инструментов привлечения  работников работодателем, где государство  не должно подавлять стимулирующую  и мотивирующую функцию вознаграждения, а также оно должно способствовать выполнению им воспроизводственной  функции;

свободное перемещение  граждан по территории страны. Высокая  ступень свободы перераспределения  рабочей силы между сферами предложения  труда, отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями. При  этом важным условием реализации данной свободы является развитая социальная инфраструктура. Только при выполнении этого условия возможно формирование и функционирование национального  рынка труда, преодоление замкнутости  локальных территориальных рынков труда;

адекватное  поведение на нем всех участников трудовых отношений. Только высокий  уровень трудовой, социальной и территориальной  стабильности позволят человеку обеспечить себе высокий уровень конкурентоспособности  на рынке труда. [8]

Улучшение использования  трудового потенциала - основной источник социально - экономического роста. Отсюда очевидно значение коллективного изучения и анализа основных факторов, определяющих как формирование состава работающих на предприятии, их профессиональную структуру  и квалификацию, уровень общей  и специальной подготовки, так  и пути повышения эффективности  труда. В решении этих проблем  необходим системный подход, предполагающий рассмотрение проблем труда в  тесном единстве с развитием производства, совершенствованием общественных отношений, осуществлением преобразований в системе хозяйствования и управления.

 

1.2 Структура рынка труда и  механизм его функционирования

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости  от целей анализа. Здесь рассматривается  строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По выбранному нами критерию можно выделить следующие  компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты  рынка труда — наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники — это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства — менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

Наемные работники  различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.

Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

— социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

— законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

— регулирование рынка труда косвенными методами;

— защита прав всех субъектов рынка труда;

— многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.

Второй компонент — экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Республики Казахстан, в законе Республики Казахстан «О занятости населения в Республики Казахстан». Они конкретизируются в указах Президента РК, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

Успешное  функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости — разработки и осуществления Республиканских и областных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы  создают основу для более полного  и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

Безработица и социальные выплаты, связанные  с ней, — необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения в Республике Казахстан» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., а социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

Рыночная  инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основным  элементом инфраструктуры рынка  труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Фонд занятости, так же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от Республиканского до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов  работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РК, добровольные взносы предприятий и граждан.

Центры подготовки и  переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.

Все компоненты рынка  труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения  рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда  в Казахстане еще не сформировался, но все его основные компоненты имеются. И поэтому можно сказать, что  рынок труда, хотя и несовершенный, в Казахстане есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

Так, о масштабах  и структуре рынка труда, прежде всего в узком смысле, можно  судить по обороту рабочей силы в  народном хозяйстве и отдельных отраслях. Под оборотом рабочей силы понимается отношение принятых на работу и уволенных по разным причинам к среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию, если о принятых, то имеют в виду оборот по приему.

Структуру рынка  рабочей силы можно рассматривать  по разным критериям, или признакам. В частности, можно анализировать ее по причинам увольнений или обстоятельствам не занятости, по указанному признаку безработные распределялись следующим образом (в %):

Безработные — всего                                                  100

В том числе:                   

имеют опыт работы                                                     86,5

Из них  оставили прежнее место работы:              

в связи с  высвобождением, ликвидацией 

предприятия и собственного дела                             34,4

по собственному желанию                                          30,4

не имеют  опыта работы                                               13,5

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле — это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращением Вооруженных Сил Казахстана, и домашние хозяйки, чье материальное положение пошатнулось и они хотят пойти работать. Сюда же можно отнести лиц, лишенных свободы, но амнистированных или ожидающих досрочного освобождения.

 

Таблица № 1 Структура  рынка труда

 

Категории трудоспособного населения

Занятые

Безработные

Потенциально способные к труду, к трудовому использованию в  течение ближайшего года 

Трудоспособные, не вовлеченные профессиональный труд

Лица свободных профессий 

Работодатели в т.ч. предприниматели

Наемные работники

Активные ищущие работу

Учащиеся в учебных заведениях

Военнослужащие, подлежащие демобилизации  и сокращению

Лица, освобожденные с мест лишения  свободы 

Домохозяйки

Лица, нигде не работающие и не занятые учебой

Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан