Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….
8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..
8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………
16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан…………………… 34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….
41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................
55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..
62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 81
На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и защиту национального рынка труда.
Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч работников были переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения). [4]
Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи.
В такой ситуации
Правительство Республики Казахстан
по поручению Главы государства
разработало специальную
Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране.
Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.
Реализованная
в условиях кризиса стратегия
краткосрочной занятости
Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % – в 2006 и 6,9 % – в 2010 году.
Однако,
несмотря на позитивные изменения, национальный
рынок труда не сбалансирован. При
наличии безработных, сохраняются
незаполненные вакансии, отсутствует
объективный прогноз
В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости – 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки.
Особую
тревогу вызывает положение сельской
молодежи, которая в силу ограниченного
доступа к получению
Прямым следствием такого состояния рынка труда является сохранение бедности, по состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума.
В социальной
поддержке малообеспеченного
Проведенные
в конце 90-х годов прошлого столетия
институциональные
Сложившаяся, таким образом, ситуация не только замедляет темпы снижения бедности, но и означает недоиспользование имеющихся в стране трудовых ресурсов вопреки растущему спросу на рабочую силу в условиях перехода к новому витку экономического роста.
В мировой
практике для решения такого рода
проблем используются активные программы
на рынке труда (далее – АПРТ).
АПРТ осуществляются через развитие
трудовых ресурсов (профессиональная
подготовка и переподготовка), увеличение
спроса на рабочую силу (субсидирование
заработной платы/занятости, общественные
работы), совершенствование
В экономическом плане АПРТ предполагают увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном – снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.
Первоначально
такие программы использовались
во время экономической депрессии
и высокого уровня безработицы, в
настоящее время – применяются
для смягчения негативного
Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке труда.
Наши возможности в этом плане усиливает накопленный в ходе реализации Дорожной карты опыт управления рисками, возникающими на рынке труда.
Целевые индикаторы Программы
К 2016 году:
Программой занятости 2020 (далее – Программа) будут охвачены до 1,5 млн. человек;
Уровень бедности снизится с 8,2% до 6 %;
Уровень безработицы не будет превышать 5,5 %;
Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3% до 26 %;
Дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы составит 20%.
Количественные
индикаторы до 2020 года будут определены
по мере завершения первого этапа
Программы с возможным
Задачи Программы
Вовлечение
самозанятых, безработных и
Развитие кадрового потенциала для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (ГПФИИР).
Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.
Реализация
Программы в первую очередь направлена
на обучение, трудоустройство, содействие
в открытии и расширении собственного
дела по месту жительства, а в
случае отсутствия таких возможностей,
содействие добровольному переезду
из населенных пунктов с низким экономическим
потенциалом в населенные пункты
с высоким экономическим
В этой связи, реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения.
Содействие развитию предпринимательства на селе.
Повышение мобильности трудовых ресурсов.
Для реализации Программы будут:
1) приняты
меры по совершенствованию
2) сформирована
общенациональная база данных
текущих вакансий и
Центральные
и местные государственные
В целях
финансового обеспечения
Для обеспечения целевого использования представленных по лимиту средств и достижения предусмотренных Программой результатов (целевые индикаторы) между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами будут заключаться соглашения о результатах по следующим основным параметрам:
количество и состав участников Программы, охваченных обучением;
количество и состав участников Программы, трудоустроенных на
количество и состав участников Программы, переселяемых в центры экономического роста;
сокращение численности самостоятельно занятых работников;
снижение уровня безработицы;
сокращение численности населения, проживающего ниже уровня прожиточного минимума;
другие показатели.
Управление реализацией Программы будет осуществляться:
на уровне республики:
Межведомственной комиссией по реализации Программы занятости 2020 при Правительстве Республики Казахстан (МВК).
Государственным органом ответственным за реализацию и оператором Программы будет являться Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Оператор Программы);
на областном
(столичном, города республиканского значения)
на районном (городском) уровне – районной (городской) комиссией по реализации Программы (далее – районные (городские) комиссии) (создаются по усмотрению местных исполнительных органов областного значения) и местными органами занятости;
на уровне сел и аулов – местными исполнительными органами.
Одним из важнейших инструментов организации исполнения Программы явятся социальные контракты между местными органами занятости и непосредственными участниками Программы.
Социальный контракт – соглашение между местными органами занятости и участниками Программы, предусматривающие взаимные обязательства сторон по предоставлению (местные органы власти) и использованию социальных услуг (участники Программы).
Типовые положения региональной, районной (городской) комиссии, форма социального контракта будет разработана Оператором Программы.
В 2011 году Программа испытана в пилотном режиме с участием почти 60-ти тысяч человек. [4]
Вся подготовительная работа, работа по законодательной базе завершена.
Речь также идет об обеспечении микрокредитами тех, кто работает на селе. Тех, кто желает работать в городе, за счет государства надо обучать и трудоустраивать. К концу программы, к 2020 году, должно трудоустроиться на качественную работу 1,5 миллиона человек.
Послание Президента народу Казахстана – это програмный документ, который представляет собой реалистичный и тщательно выверенный план по достижению благополучия всего народа, каждой семьи, каждого человека. Поэтому к его реализации должно подключиться все население страны и быть сопричастными к процветанию Казахстана.
В Послании Президент подвел итоги социально-экономического развития Казахстана за 2011 год, обозначил главные приоритеты социально-экономического развития страны на 2012 год, стратегию развития на ближайшие годы, свое видение решения этих задач. Он отметил, что Новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии. Первое направление из десяти было посвящено занятости казахстанцев по поручению Главы государства Правительство утвердило принципиально новую Программу обеспечения занятости.
В ней поставлены три важные задачи.
Во-первых, создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве.
Во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе.
В-третьих, повышение
мобильности трудовых ресурсов, приоритетное
трудоустройство в центрах
Незанятость
граждан может быть добровольной,
поскольку Конституция
Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан