Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:55, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….
8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..
8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………
16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан…………………… 34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….
41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................
55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..
62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..
62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 81
В составе незанятого населения законодательство выделяет группу безработных. В "Концепции государственной политики занятости населения" [8] (далее "Концепция") безработные определяются как лица в трудоспособном возрасте, по не зависящим от них причинам не состоящие в трудовых отношениях и не имеющие трудового дохода, ищущие работу, готовые трудиться. Основываясь на этом определении, следует признать юридически неточным мнение о существовании "добровольных безработных". Может быть добровольно незанятый гражданин, но не добровольный безработный.
Среди безработных "Концепция" выделяет официально зарегистрированных "безработных, которыми согласно "Концепции" являются лица из числа безработных, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы.
Необходимо отметить, что Закон "О занятости населения" в статье 6 дает далее узкое определение "безработных", правовой статус безработный получает только тогда, когда соблюдены все условия (нет заработка, есть готовность трудиться, есть регистрация в службе занятости, нет предложений подходящей работы от службы занятости.
Поскольку Концепция государственной политики занятости населения, хотя и утверждена Правительством, не является законодательным актом, при применении законодательства следует исходить из определения "безработного", которое дано в ст.6 Закона. "О занятости населения".
Представляется,
что существующее в республике законодательство
о занятости нуждается в
Следует отметить также, что, признавая первостепенность сформулированного в "Концепции государственной политики занятости" принципа свободного добровольного выбора гражданами форм и видов занятости, государственный Уполномоченный орган по занятости должен сосредоточить усилия на содействии гражданам в трудоустройстве, прежде всего в сфере наемного труда. Устраиваясь работать по найму, претендент на рабочее место может обойтись без значительных финансовых затрат. Вместе с тем на добровольной основе государственные службы занятости должны оказывать содействие развитию предпринимательства, самозанятости, расширению ресурсов обучения предпринимательским навыкам, создание гражданами собственного бизнеса.
Законодательством
предусмотрены особые меры по созданию
условий занятости женщин, которые
с одной стороны защищают женский
организм, а с другой стороны обуславливают
пониженную конкурентоспособность
их на рынке труда. Это система
мер охраны женского труда. В частности
запрещается переноска и
Государство принимает ряд мер по созданию определенных гарантий для обеспечения занятости женщин. В частности, запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Вместе с тем для тех, кто, все-таки, получил рабочее место, трудовое законодательство устанавливает ряд специальных гарантий, многие из них закреплены Постановлениями Правительства. Как и гарантии для женщин, льготы для молодежи связаны с физиологическими особенностями молодого, еще недостаточно окрепшего организма. А ряд льгот, связан с необходимостью получения молодыми людьми образования и квалификации. Так, в соответствии с новым законодательством о труде рабочие и служащие моложе 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются установленными законодательством льготами. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра, а в дальнейшем такой осмотр проводится ежегодно до достижения восемнадцати лет. Запрещено применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также переноска и передвижение этими лицами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Установлены и льготы в отношении рабочего времени, норм выработки, ночных и сверхурочных работ, отпусков, лицам не достигших 18 лет. Для молодежи в республиканских и региональных программах занятости населения предусмотрены квоты приема на работу на предприятия и организации.
Закон "О занятости населения" (ст.5 п.2.1) предусматривает льготы по трудоустройству молодежи до 20 лет, относя их к лицам, требующим дополнительной социальной защиты.
В качестве наиболее важного момента необходимо отметить что реализация Концепции социальной защиты населения [10] и появление Фонда социального страхования даст возможность каждой области формировать свою сумму средств на проведение программ занятости населения, а не зависеть от бюджета. Тогда с учетом ситуации в малых городах возможно будет более существенное финансирование программ занятости, а особенно программ профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Выводы, касающиеся
наиболее важного направления
преодоление
инвестиционного кризиса, повышение
инвестиционной активности является одной
из первостепенных задач, от которой
зависит и структурная
роль государства
как регулятора инвестиционных процессов
и системы рабочих мест состоит
в выборе приоритетов инвестиционной
политики, создании равных условий
для различных типов
актуальна задача
создания экономических условий
для изменения структуры
переключение на инвестиционные цели хотя бы четвертой части сбережений населения увеличило бы объем капитальных вложений не менее чем на 20%;
необходимо
преодолеть перелив капитала из сферы
реального сектора в сферу
банковского и торгово-
3.2 Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами
Современный этап развития экономик постсоветского пространства характеризуется сменой парадигмы экономического развития, а, следовательно, изменением целей, задач и методов управления. Одной из ключевых подсистем управления является подсистема управления трудом.
Трудовые
ресурсы в нашей стране служат
объектом социального управления, т.е.
целенаправленного воздействия
и регулирования со стороны общества.
Трудовые ресурсы как объект управления
отличаются большим своеобразием в
связи с тем, что они выступают
как производители и
Особенность
управления трудовыми ресурсами
состоит в необходимости
Первая подсистема
- формирование трудовых ресурсов. От ее
нормального функционирования зависят
все остальные фазы воспроизводства
рабочей силы. От того, например, насколько
качественно и количественно
будут подготовлены квалифицированные
кадры, зависит эффективность
Состояние трудового потенциала всей страны и его отдельных регионов во многом определяется демографическими тенденциями, его количественные и качественные показатели зависят от динамики численности трудоспособного населения, половой и возрастной структуры, физического и психического здоровья, образовательного уровня и др.
Между ростом
населения, его половозрастной структурой
и увеличением трудовых ресурсов
существует определенная зависимость.
И очень важно органам
Для эффективного
функционирования второй подсистемы -
управления процессами распределения
и перераспределения необходим
четкий механизм планирования и прогнозирования
потребности современной
организовать мониторинг и прогнозирование рынка труда, потребностей в кадрах определенных профессий и специальностей;
ориентировать профессиональную подготовку на обучение по профессиям
и специальностям, которые обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда.;
перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
обеспечить гибкий вход и выход из системы профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и личности;
формировать системы непрерывного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
решать проблемы
адекватного реагирования на перемены
в системе образовательных
совершенствовать
систему эффективной
своевременно
реагировать на изменения в спросе
и предложении рабочей силы, добиваясь
согласованности спроса и предложения
на образовательные услуги в профессионально-
Наконец функционирование третей подсистемы предполагает создание эффективного механизма планирования, отбора и оценки эффективности использования имеющегося трудового потенциала, как отдельных работников, так и их совокупности. И здесь еще не существует четких методик оценки трудового потенциала, нет единого подхода к количественному представлению этого потенциала.
Связь между отдельными подсистемами управления трудовыми ресурсами можно отобразить в виде рисунок № 10.
Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан