Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современноего состояния транспорта в Чувашской Ресублике.
Исходя из поставленной цели, ставтся следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения транспортной сети и классификацию транспорта в Чувашской Республике;
- дать характеристику транспортного комплекса Чувашской Республики;
Введение..................................................................................................................3
Глава.1.История возникновения транспортной сети и классификация транспорта в Чувашской Республике……………………………………………4
1.1. История развития транспорта в Чувашской Республике………………….4
1.2. Классификация транспорта Чувашской Республики……………………...6
Глава 2.Характеристика транспортного комплекса Чувашской Республики..14
2.1. Транспортное положение Чувашской Республики……………………….14
2.2. Современное состояние транспортной сети ЧР за 2008-2010 гг………...17
Глава 3. Перспективы развития транспорта в Чувашской Республике………28
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Положительные изменения связаны с реструктуризацией транспортной системы, протекающие, однако, на разных видах транспорта с различной степенью интенсивности.
На конец 2010 года в автопарках организаций всех видов деятельности насчитывалось 19699 автомобилей различных видов. Количество грузовых автомобилей составило 7388 единиц (37,5 %), легковых – 5073 (25,8 %), специальных – 4557 (23,1 %), автобусов – 2195 (11,1 %), пикапов и легковых фургонов – 486 единиц (2,5 %). Общая грузоподъемность грузовых автомобилей составила 46,0 тыс. тонн, пассажировместимость автобусов - 44,0 тыс. мест для сидения [14].
В автопарках организаций всех видов деятельности свыше 8 лет в эксплуатации находится 62,2 % грузовых автомобилей и 37,7 % автобусов.
Коэффициент использования парка грузоперевозящих автомобилей организаций всех видов деятельности составил 48,0 %, парка автобусов – 56,9 %.
Рассмотрим грузооборот по отдельным видам транспорта общего пользования по Чувашской Республике за 1990-2010 гг. [14].
Таблица 3
Грузооборот по отдельным видам транспорта общего пользования по Чувашской Республике за 1990-2010 гг.
(миллионов тонно-километров)
Из табл. 3 видно, что грузооборот по отдельным видам транспорта общего пользования по Чувашской Республике за 2010 г. уменьшился на 12,3 миллионов тонно-километров по сравнению с 1990 г.
Грузоперевозящим автотранспортом организаций всех видов деятельности за 2010 год перевезено 10,9 млн. тонн различных грузов при грузообороте 570,7 млн.т-км, в том числе на коммерческой основе – 3,0 млн. тонн при грузообороте 170,8 млн. т-км. Коэффициент использования пробега грузоперевозящих автомобилей организаций всех видов деятельности составил 55,2%. Автобусами (включая маршрутные таксомоторы) перевезено 49,9 млн. пассажиров при пассажирообороте 858,1 млн. пасс.-км.
Рассмотрим перевозки грузов по видам транспорта общего пользования по Чувашской Республике за 1990-2010 гг. [14].
Таблица 4
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования по Чувашской Республике за 1990-2010 гг.
(тысяч тонн)
Из табл. 4 видно, что перевозки грузов по видам транспорта общего пользования по Чувашской Республике за 2010 г. уменьшился на 14675 тыс. тонн по сравнению с 1990 г.
Протяженность ведомственных и частных автодорог организаций всех видов деятельности на конец 2010 года составила 473,1 км, в том числе с твердым покрытием – 415,3 км, из них с усовершенствованным – 358,6 км. Из общей протяженности ведомственных и частных автодорог на балансе организаций с основным видом экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» находилось 233,2 км, или 49,3 %, в том числе с твердым покрытием –175,6 км (42,3 %), из них с усовершенствованным – 139,1 км (38,8 %).
Рассмотрим протяженность путей сообщения по Чувашской Республике за 1990-2010 гг. [14].
Таблица 5
Протяженность путей сообщения по Чувашской Республике
за 1990-2010 гг.
(на конец года; километров)
1)Эксплуатационная длина.
2)С 2006 г. включены дороги местного значения в связи с изменением классификации дорог.
3)С 2006 г. - без дорог местного значения.
4)Данные за 2006-2007 гг. приведены с учетом автодорог, находящихся на балансе малых предприятий, с 2009 г. - с учетом автодорог, находящихся на балансе малых предприятий, без микропредприятий.
5)Протяженность внутренних судоходных путей, по которым может осуществляться судоходство; 1990, 1995, 2000 гг. - пути, обслуживаемые службами пути внутреннего водного транспорта.
На конец 2010 года в Чувашской Республике в личной собственности граждан находилось 201,7 тыс. автомобилей, что на 4,1 % больше, чем на конец 2009 года.
Рассмотрим наличие автомобилей по видам характеризуется следующими данными по ЧР за 2009-2010 гг. [14].
Таблица 6
Наличие автомобилей по видам характеризуется следующими данными по ЧР за 2009-2010 гг.
(единиц)
Виды автомобилей | Наличие на конец
| ||
2009 г. | 2010 г. | 2010 г. в % к 2009 г. | |
Легковые, включая специальные автомобили | 173876 | 165757 | 104,9 |
Грузовые, включая пикапы, легковые фургоны и специальные автомобили | 23893 | 23947 | 99,8 |
Автобусы | 3885 | 3918 | 99,2 |
Всего | 201654 | 193622 | 104,1 |
Наибольшее число автомобилей в личной собственности граждан сосредоточено в городах Чебоксары (72,1 тыс. автомобилей), Новочебоксарск (20,5), Алатырь (8,1) и в таких районах, как Чебоксарский (10,9), Батыревский (7,7), Канашский (5,9), Моргаушский (5,6). При этом, в г. Чебоксары сосредоточено 38,5 % автобусов, 37,3 % легковых автомобилей, включая специальные автомобили, 24,3 % грузовых автомобилей, включая пикапы, легковые фургоны и специальные автомобили.
По данным Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике, на конец 2010 года у предпринимателей без образования юридического лица имелась 1431 действующая лицензия на перевозки пассажиров автобусами.
В 2010 году в двух городах республики действовало 27 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 541,8 км. За 2010 год троллейбусами перевезено 79,1 млн. человек, пассажирооборот составил 229,9 млн. пасс.-км.
Троллейбусные парки насчитывали на конец 2010 года 328 единиц пассажирского подвижного состава общей пассажировместимостью 37,0 тыс. мест. При этом 24,7 % троллейбусов имеют срок эксплуатации до 5 лет,
33,8 % − от 5 до 10 лет и 41,5 % служат более 10 лет. В 2010 году троллейбусные парки обновились на 11 троллейбусов, списано с эксплуатации в связи с выбраковкой 12 троллейбусов.
Коэффициент использования парка троллейбусов по выпуску их на линию составил в 2010 году 0,8; простаивало из-за технических неисправностей 9,6 % подвижного состава (в 2009 г. – 9,4 %). Капитальным ремонтом отремонтировано 93 троллейбуса (в 2009 г. – 116 единиц). В 2010 году в республике было отмечено 84 случая обрыва контактной сети (в
2009 г. – 90).
В троллейбусных организациях в 2010 году работало 2731 человек, в том числе 699 человек – водители троллейбусов. Среднемесячная оплата труда водителей троллейбусов в истекшем году составила 15770 рублей (в 2009 г. − 15487 рублей).
Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, включая объемы перевозок автобусами физических лиц (владельцев автобусов) и юридических лиц других видов деятельности, привлеченными «службами заказчика» к пассажирским перевозкам на маршрутах общего пользования, а также субъектами малого предпринимательства, работающими на маршрутах общего пользования без «службы заказчика», в 2010 году составил 119,4 млн. пассажиров. По сравнению с 2009 годом объем перевозок пассажиров увеличился на 6,9%, пассажирооборот - на 3,8 %. При этом объем перевозок пассажиров и пассажирооборот автобусов, принадлежащих физическим лицам и юридическим лицам других видов деятельности, привлеченных «службами заказчика» к пассажирским перевозкам на маршрутах общего пользования, а также автобусов, принадлежащих субъектам малого предпринимательства, работающих на маршрутах общего пользования без «службы заказчика», за 2010 год увеличились на 8,9 % и 3,7 % соответственно.
Маршрутными автобусами (включая маршрутные таксомоторы), принадлежащими крупным, средним организациям и субъектам малого предпринимательства, и автобусами, привлеченными для работы «службой заказчика», в 2010 году выполнено 3377,8 тыс. рейсов (94,7 % от предусмотренных расписанием), причем без нарушения расписания – 3328,7 тыс. рейсов, регулярность составила 93,3 %. На внутригородских линиях выполнено 1796,9 тыс. рейсов, или 92,7 % от числа запланированных, в пригородном сообщении – 1142,8 тыс. рейсов, или 96,5 %, в междугородном сообщении выполнено 438,2 тыс. рейсов, или 98,8 % от числа рейсов, предусмотренных планом. Регулярность движения автобусов во внутригородском сообщении за 2010 год составила 90,1 %, в пригородном – 96,5 %, в междугородном – 98,8 %.
Работа автомобильного транспорта общего пользования, включая работу автобусов физических лиц (владельцев автобусов) и юридических лиц других видов деятельности, привлеченных «службами заказчика» к пассажирским перевозкам на маршрутах общего пользования, а также субъектов малого предпринимательства, работающих на маршрутах общего пользования без «службы заказчика», характеризуется следующим данным, представленные в приложении 2.
Начавшиеся в стране экономические реформы, а также развивающиеся в экономике кризисные процессы отрицательно сказались на работе транспортной системы Чувашской Республики. За восемь последних лет объем перевозимых грузов сократился по всем видам транспорта на 44,4 %.
Автомобильный транспорт считается базовым элементом транспортной системы, без которого невозможно функционирование и развитие современной экономической системы любого уровня. Именно автомобильный транспорт по-прежнему является основным связующим звеном между другими видами транспорта, предназначенными для массовой перевозки народнохозяйственных грузов, и непосредственными потребителями этих грузов.
Практически все предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли имеют собственный автомобильный парк. Поэтому виды автотранспортного обслуживания весьма разнообразны, а предоставление услуг более гибкое, чем на других видах транспорта.
В последние годы во многих регионах наблюдается уменьшение перевозок автомобильным транспортом. Такая тенденция характерна и для Российской Федерации в целом.
Повышение тарифов на перевозку грузов в связи с ростом стоимости топлива привело к отказу многих потребителей от услуг специализированных предприятий автомобильного транспорта. Это способствовало росту численности индивидуальных предпринимателей – владельцев грузовых машин.
Основную долю в общем объеме перевозок пассажиров в пригородном сообщении составляет автомобильный транспорт (96-98 %). В структуре перевозок грузов и грузооборота транспортной системы Чувашской Республики в рассматриваемой перспективе существенного перераспределения не произойдет. Незначительные изменения могут коснуться железнодорожного транспорта, участие которого в перевозках несколько снизится, в то время как удельный вес внутреннего водного и автомобильного транспорта возрастет.
В перспективе динамика роста грузопотоков на автотранспорте сохранится, так как она определяется следующими факторами:
- децентрализацией поставок;
- разукрупнением предприятий, созданием новых коммерческих структур, не имеющих достаточных объемов для формирования вагонных и контейнерных отправок грузов;
- повышением требований по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов;
- ростом тарифов на перевозки железнодорожным транспортом и оказываемые им услуги.
Кроме того, наибольшая гибкость автомобильного транспорта в выборе альтернативного маршрута перевозки определит ему лидирующую роль в качестве средства доставки товаров непосредственно потребителю.
Состав автотранспортного парка в Чувашской Республике за восемь последних лет увеличился на 41 %: доля легковых автомобилей – на 74, грузовых – на 21, специальных – на 4, автобусов – на 1 % [14].
По обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями на начало 2008 г. Чувашская Республика занимала последнее место среди субъектов Приволжского федерального округа (86,2 авт./1000 чел.). Ежегодный процент роста количества легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, с 1995 года составил 7 %.
В настоящее время дорожная сеть Чувашской Республики не в полной мере соответствует стратегическим, социальным, экономическим потребностям. Продолжающийся процесс экономических реформ привел к изменению в перевозках по видам транспортного сообщения.
Сегодня транспортная система Чувашской Республики является наиболее сбалансированной в Поволжье. По плотности дорог с твердым покрытием Чувашия занимает 4-е место в Российской Федерации и 1-е место в Приволжском федеральном округе. Обеспеченность автомобильными дорогами составляет 258,7 км на 1000 кв. км и 3,6 км на 1000 жителей.
В Чувашской Республике в той или иной степени пользуются услугами автомобильного транспорта 1292,2 тыс. человек. Республика характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог.
3. Перспективы развития транспорта в Чувашской Республике